Кодирование алгоритмов на Бейсике

 

Базовыми средствами программирования для персональных компьютеров IBM PC считаются языки семейства Бейсик (Basic) созданные фирмой Microsoft.

Для первых моделей компьютеров IBM PC была создана структурная версия Бейсика под именем Quick Basic как базовое средство программирования. Интерпретатор этой версии Бейсика имеется на всех персональных компьютерах IBM PC в качестве стандартной компоненты операционной системы.

Quick Basic – это диалоговый язык структурного программирования, родственный языку Паскаль – первому языку структурного программирования, созданному в начале 70-х годов специально для обучения началам программирования.

Для операционной системы Windows фирма Microsoft создала новую версию языка Бейсик под именем VisualBasic как базовое средство программирования для новейших персональных компьютеров. Этот язык может использоваться только в среде Windows и только на старших моделях IBM PC.

В настоящее время язык Visual Basic превратился в семейство языков программирования для различных версий и пакетов программ операционной системы Windows:

· Visual Basic for Aplication язык Бейсик для приложений;

· Visual Basic Scrigt гипертекстовый язык Бейсик;

· Visual Basic.NET сетевой Бейсик.

Общим для всех новых версий языков Бейсик для семейства операционных систем Windows является структурное подмножество языка Quick Basic, включающее аппарат операторов, процедур, функций, управляющих структур и описания данных.

Программы на структурном Бейсике состоят из операторов и комментариев. Каждый оператор соответствует некоторой операции, которую может выполнить компьютер. Комментарии включаются в тексты программ для их документирования.

Основные типы операторов языка Бейсик:

· операторы ввода – вывода;

· присваивания;

· описания данных;

· обращения к подпрограммам;

· графические операторы;

· обращения к функциям;

· управляющие операторы.

Приведем некоторые примеры, работы с операторами при проведении практических занятий и самостоятельной работы.

 

 

Примеры операторов ввода-вывода на экран:

 

Оператор Действие
print «привет» print «корень=»; x input «а=»; a input n вывод («привет») вывод (корень=», х) запрос («а=», а) ввод (п)

 

Примеры графических операторов:

 

Оператор Действие
pset(x,y),c line(x,y)-(u,v),c line(x,y)-(u,v),c,b circle(x,y),r,c circle(x,y),r,c,a1,a2 paint(x,y),c cls screen 0,0 screen 1,0 screen 2,0 точка (x,y),c линия(x,y)-(u,v),c рамка (x,y)-(u,v),c,b окружность(x,y),r,c дуга(x,y),r,c,a1,a2 закраска очистка_экрана текстовый_экран графический_экран 1 графический _экран 2

 

Примеры операторов присваивания:

Присваивания Результат
a=0 b=a+1 c=2*b+3 d=b/c b=b+1 b=b-1 a = 0 b = a+1 = 1 c = 2*b+3 = 5 d = b/c = 0.2 b = b+1 = 2 b = b-1 = 1

Математические функции с примерами обращения:

 

Функция Смысл Пример Результат
rnd int(x) abs(x) spr(x) sin(x) cos(x) tan(x) atn(x) exp(x) ln(x) - случайное число от 0 до 1 - целая часть числа х - абсолютное значение числа - квадратный корень числа - синус, аргумент вводится в радианах - косинус, аргумент вводится в радианах - тангенс, аргумент вводится в радианах - арктангенс, аргумент вводится в радианах - экспонента - логарифм натуральный rnd int(5/3) abs(-2) spr(16) sin(0) cos(0) tan(0) atn(0) exp(0) ln(1)  

 

К числу управляющих операторов можно отнести условные операторы, имеющие следующую форму записи и смысл:

 

Условный оператор Действие
if <условие> then <оператор-1> else< оператор-2> если <условие> то <действие-1> иначе <действие-2>

После ключевого слова if (если) следует условие, и если оно истинно, то выполняется оператор или блок операторов, следующих за ключевым словом then (то), если оно ложно, то выполняется оператор или блок операторов, следующих за ключевым словом else (иначе).

 

Пример.

IF A > 0 THEN

A = 0

ELSE

A = -1

END IF

 

Вторую часть условного оператора, если условие ложно, всегда можно опускать.

 

Условный оператор Действие
if <условие> then <оператор> если <условие> то <действие>

 

где <оператор> -это один или несколько операторов, разделяемых двоеточием, а <условие> - это некоторое логическое условие, при соблюдении которого будут выполняться указанные операторы.

Простейшим примером программы с условными операторами является реализация алгоритма «выбор из меню»:

Сценарий «Выбор из меню»

Меню Результат
1. Новый год 2. День рождения Иванова И.И. 3. День рождения Сидоровой И.В. 4. День рождения Петрова В.А. 5. День знаний 1 января 23 февраля 8 марта 19 ноября 1 сентября

 

Алгоритм и программа выбора из меню, соответствующие этому сценарию:

 

Алгоритм Программа
Алгоритм «Выбор из меню» начало вывод («Меню») вывод («1. Новый год») вывод («2. День рождения Иванова И.И.») вывод («3. День рождения Сидоровой И.В.») вывод («4. День рождения Петрова В.А.») вывод (5. «День знания») запрос («выбор=», п) если п=1 то вывод («1 января») если п=2 то вывод («23 февраля») если п=3 то вывод («8 марта») если п=4 то вывод («19 ноября») если п=5 то вывод («1 сентября») конец «Выбор из меню» CLS PRINT («Меню») PRINT («1. Новый год») PRINT («2. День рожд. Иванова И.И.») PRINT («3.День рожд. Сидоровой И.В.») PRINT («4. День рожд. Петрова В.А.») PRINT (5. «День знания») INPUT («выбор=», N) IF N=1 THEN PRINT («1 января») IF N =2 THEN PRINT («23 февраля») IF N =3 THEN PRINT («8 марта») IF N =4 THEN PRINT («19 ноября») IF N =5 THEN PRINT («1 сентября») END

Оператор цикла.

 

При решении задачи в большей части случаев заранее известно, раз понадобится выполнить цикл. Так бывает, как правило, при обработке массивов, размер которых всегда или известен заранее, или легко определяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow