Суть языческой религии и почему она к концу 10 в. не устраивала киевских князей:
1) Многобожие. У каждого племени были свои божества. Были у славян и главные боги: Сварог - бог неба, Дажбог (Ярило) - бог солнца, Стрибог - бог ветра, Перун - бог грома.
Была попытка Киевского Князя Владимира (980-1015 гг.) свести всех главных славянских богов в единый пантеон во главе с богом Перуном, не удалась. В соседних государствах исповедовали религии монотеистического характера (вера в одного Бога)
2) Культ предков и природы. Славяне обожествляли все живое и неживое: души умерших населяли поля, леса и воды. Отсюда домовые, лешие, русалки, водяные. Родоначальником жизни считался "Род", или "щур" ("чур"). "Чур меня" - "храни меня дед". Это была смесь веры и суеверия. Поклонение огню, воде и солнцу лежало в основе многих языческих обрядов и праздников. Обряды, сопровождающие языческие праздники, пережили само язычество (коляда, масленица, купала).
3) Дикие нравы, порожденные язычеством. Существовала кровная месть, жертвоприношение, умыкание и жестокое обращение к женщинам, многоженство. У Князя Владимира по сведениям летописи, было 5 жен и несметное число наложниц ("300 в Белгороде", "200 в Брестове"). По смерти хозяина убивали жен и наложниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни.
|
|
Принятие христианства было связано с потребностями крепнущей древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволявшем Руси стать вровень с сильными державами.
Христианство пришло из Византии в его православном варианте в 988 году. Князь Владимир для того чтобы жениться на принцессе Анне, сестре Византийского императора принял христианство в Корсуне (ныне Севастополь). Вернувшись в Киев с молодой женой в Киев, он окрестил всех его жителей, а через два года был крещен Новгород.
Христианизация на Руси шла сверху, проводилась насильственно и процесс перехода к новой религии занял более 100 лет.
Утверждения христианства в качестве государственной религии оказало огромное влияние на русскую историю, на все сферы общественной и духовной жизни страны, сыграло положительную роль в дальнейшей судьбе России.
Роль христианства на Руси:
1) Интегрирующая роль - уравняло Русь с другими европейскими государствами. Вошла на равных в семью Европейских христианских народов, стала полноправным членом цивилизованного мира. Русь стала Европейской цивилизацией и вступила в цивилизационный этап своей истории.
2) Консолидирующая роль - объединение древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципах.
|
|
3) Нравственная роль. Нравственное значение имели церковные обряды: крещение, посты, венчание, таинство исповеди, что самодисциплинировало, самоограничивало человека.
4) Культурная роль. Было воспринято каменное зодчество, храмовое строительство с его сложным типом крестокупольного храма, совершенной системой перекрытий, высочайшей для того времени строительной техникой. Это считалось переворотом в архитектуре.
Позитивные последствия:
Первые иконы пришли на Русь из Византии.
С принятием христианства появляется письменность, а следовательно появляется собственная литература.
Усвоение византийской культуры Русью не было простым копированием чужого. Перенятие византийской культуры - процесс активный: шел отбор, заимствовалось то, что отвечало потребностям Руси.
Негативные последствия:
Деление на католицизм и православие. Эти две ветви имели существенные различия. Идеал православия - преображения естества, движение к Богу, вверх, в то время как католичество сориентировано на движение вперед, на прогресс, который якобы угоден Богу.
Это нашло выражение в простых истинах: у православных "молись и попадёшь в царство божье", а у католиков: "Трудись и попадёшь в царство божье".
Православие было верой суровой и аскетичной, догматической.