Библейские сюжеты в творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна

Голландия (17 век)

Современники часто называли этого художника «блудным сыном» Голландской живописи, он настолько ценил свою независимость, что предпочитал терпеть лишение и презрение соотечественников, но не изменять своих взглядов на живопись в угоду заказчиков.

40-е годы XVII века становятся переломными в творчестве Рембрандта, которое приобретает законченность и определенность. Его принципы - стремление к внутренней правде, раскрытие душевной красоты персонажа - не меняются до конца жизни художника. Живописная манера отвечает творческим задачам: уходят барочные эффекты в цвете, в компоновке картин, художник пренебрегает деталями, антуражем. Вместо этого - смелое, широкое письмо, золотисто-коричневый колорит, мягкий свет, обволакивающий персонажи. Большое значение приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоциональную напряженную атмосферу.

В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное писание, а из него — сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне Святое семейство: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.

 

Франс Хальс. Психология портретов.

Голландия (16-17 в.)

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (ок: 1580—1666), чье художественное наследие свежей остротой и мощью, охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландский культуры. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 в.

Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями. В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Он расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной силы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии.Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых.

 

Питер Пауль Рубенс и его роль в искусстве Фландрии

Фландрия (16-17 в.)

Всех фламандских художников объединяло стремление запечатлить реальную жизнь, полную движения и бесконечного разнообразия. Связанные в своем творчестве с заказами каталической церкви и знатных дворян, фламандские живописцы часто обращались к религиозным и мифологическим сюжетам. Они писали также многочисленные портреты и сцены народных празднеств, пейзажи и натюрморты. Причем все их полотна объединяет стремление к героичности образов, к широкому размаху композиций, сочной и звучной красочности. Фламандская живопись XVII в.— подлинный гимн силе и мужеству человека, богатству и красоте природы.

В творчестве Питера Пауля Рубенса все эти особенности искусства Фландрии проявились наиболее отчетливо и ярко. Круг его тем необычайно широк и созданные им образы составляют целый мир, наполненный борьбой и страстями.

Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками. Правители Фландрии, зная его выдающийся ум и блестящий дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения. Но главным для Рубенса всегда было искусство.

Основные работы:

- Портрет камеристки инфанты Изабеллы

- Союз Земли и Воды

- Шубка

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: