Романтизм в русской живописи 19 века

Победа в Отечественной войне 1812 г. послужила одной из причин появления нового идеала, в основе которого лежало представление о независимой, гордой личности, обуреваемой сильными страстями. В живописи утверждается новый стиль – романтизм, постепенно вытеснивший считавшийся официальным стилем классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика.

Уже в ранних картинах К. Л. Брюллова (1799- 1852) «Итальянский полдень», «Вирсавия» проявились не только мастерство и блеск фантазии художника, но и романтичность мироощущения. Главная работа К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проникнута духом историзма, ее главным содержанием является не подвиг отдельного героя, а трагическая судьба массы людей. Эта картина косвенно отражала трагическую атмосферу деспотизма режима Николая I, она стала событием общественной жизни государства.

Романтизм проявился в портретной живописи О. А. Кипренского (1782-1836). С 1812 г. художником были созданы графические портреты участников Отечественной войны, которые были его друзьями. Одним из лучших творений О. А. Кипренского считается портрет А. С. Пушкина, увидев который великий поэт написал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

В.А.Тропинин (1776-1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытал огромное влияние новой романтической волны. Сам в прошлом крепостной, художник создал галерею образов мастеровых, слуг и крестьян, придав им черты душевного благородства («Кружевница», «Белошвейка»). Детали быта и трудовой деятельности сближают эти портреты с жанровой живописью.

 

 

35. Передвижничество. Суть движения. Особенности в трактовке жанров.

Передвижничество было тем обращением к жизни, действительности, благодаря которому русское искусство получило новый заряд энергии. История искусства XIX века знает подобные явления и на Западе: неаполитанская "школа Позилиппо", "Барбизон" во Франции. Но нигде в Европе реалистическое движение не достигало такой силы, углубленности, такого динамического напряжения, таких молниеносных взрывов и такого грандиозного охвата жизненных явлений, как в России. Передвижничество было прежде всего первым объединением демократических сил в искусстве. Отсюда многообразие тематики, жанров, трактовки в том сложном явлении, которое именуется живописью передвижников.

Многогранность художественных устремлений передвижников обнаружилась вскоре после возникновения Товарищества. На первой же выставке были показаны картины, совершенно различно звучащие, различные но своим художественным целям, темам и приемам изображения, такие, как "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" Ге и "Охотники на привале" Перова, "Порожняки" Прянишникова и "Майская ночь" Крамского; на 1-й Передвижной выставке была показана и историческая картина, и жанр, и портрет, и пейзаж, и в пейзаже столь этапная картина, как "Грачи прилетели" Саврасова. Это не было неустойчивостью еще неопределившейся позиции, но свидетельствовало о широте художественных взглядов основателей передвижничества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: