Русская история в творчестве передвижников

Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (19-20 в.) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом официального академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с И. Н. Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.

Артель свободных художников была организованна в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников — претендентов на большую золотую медаль (так называемый «бунт четырнадцати»). В. В. Стасов, горячий сторонник реализма, отмечал, что Товарищество стоит в неразрывной связи с Артелью, в основе их идеологии лежит одна и та же мысль: «свобода, нужная для русского искусства, свобода, нужная для русского художника». Эта творческая свобода подразумевалась как абсолютная независимость от консервативной дворянской Академии художеств, от ее оторванного от реальности искусства, от ее указаний, наград и поощрений. Товарищество подразумевало сплочение художников-единомышленников один творческий союз для художественной деятельности. Огромным достижением Товарищества стало организация самостоятельных художественных выставок и передвижение их по крупнейшим городам России. Главной задачей своей деятельности «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, считали пропаганду высокого искусства и эстетического воспитания.

 

Импрессионизм. История направления и ключевые фигуры.

Направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: