Глава 2. Триада Витрувия

 

Витрувий развивал эмоционально-психологическую сферу соразмерности

 

в храмовой архитектуре, соотнося характер божества с требуемым стилем постройки. Смешение особенностей различных ордеров, по мнению автора,

 

искажает идею архитектурного сооружения, поскольку одним из главных критериев красоты являются пропорции и соразмерность соотношения компонентов строения интерьера и внешних частей здания.

 

Дорический, ионический, коринфский архитектурные образы лаконично

 

воплощѐнные в соответствующих колоннах, отражают, согласно древнегреческим идеалам и Витрувию, характеры храмовых божеств. Характерно, что античный стиль оформления фасадов органа (колонны с волютами, капителями, каннелюрами и т. д.) практиковался с разной степенью интенсивности в эпохи Ренессанса, Барокко, Классицизма, - вплоть до настоящего времени1. При этом выбор стиля колонн и других архитектурных элементов органа, как правило, связан с внутренней архитектурой храма. Здесь

 

учитывается сочетание вертикальных, горизонтальных форм с промежуточными элементами (завитки, растительные орнаменты, профили базы колонн, карнизы и др.). Подобное «движение форм» создаѐт убедительное взаимодействие архитектуры органа и звуковых масс, что, пожалуй, в наиболее яркой форме подтверждает афоризм И. Шеллинга «архитектура - застывшая музыка» (либо его инверсию: «музыка - ожившая архитектура», поскольку

 

полифоническая ткань органной музыки подчинена строгим архитектоническим законам).

 

Витрувий подчѐркивал, что опирается на результаты, полученные греческими мастерами. Поэтому для более ясного понимания витрувианской системы восприятия мира рассмотрены некоторые исходные положения античной теории архитектуры. При этом отмечено, что практически каждая последующая эпоха, так или иначе обращалась к основам античной


 

 

1 Дмитриева Н.А., Акинова Л.И. Античное искусство:очерки.М., 1988.С. 133.


архитектуры и соотносила с ними парадигму развития архитектурных, музыкальных стилей, скульптуры, живописи и прикладных искусств.

 

Число и соразмерность - взаимосвязанные понятия, ставшие основой понимания греками как гармонии космоса, так и вообще – рационального познания мира. Важнейшую роль в развитии комплекса математически-философских исследований в области организации Вселенной, музыкальной гармонии и как следствие - «гармонической системе чисел и их отношений» (Энгельс) сыграл Пифагор и пифагорейцы. По мнению Аристотеля, пифагорейцы считали, что число является не только отвлечѐнной

 

величиной; оно обладает пространственными характеристиками. Эта важнейшая особенность является основой построения геометрических, объѐмных фигур, деления струны на определѐнные отрезки и, как следствие, получение результатов уже не в области математики и плоскостных (геометрия) направлений, но и в области пространственных, объѐмных величин

 

- строительстве, акустике, музыке1.

 

Древние греки (например, пифагорейцы) и вслед за ними римляне (Витрувий) рассматривали гармонию явлений как взаимодействие противоположных начал. Среди десяти начал, присущих миру в его единстве противоположностей каждое отдельно либо в комплексе проявляется в жизненной практике, науках и искусствах, и особенно в архитектуре, изобразительном и прикладных искусствах, музыке. Каждая пара из этих онтологических принципов отражала базовые аспекты миропонимания, на которых строились основы соразмерности и гармонии архитектуры.

 

Поэтому каждая вещь как часть гармоничного космоса также должна быть гармонична. Это возможно только с помощью определѐнных соотношений, соразмерности частей и целого. Примером тому служит архитектурная концепция Парфенона с ритмом колонн и внутреннего пространства («определѐнное и беспредельное»). Подобные архитектурные ассоциации возникают при созерцании конструкции органных фасадов и внутренней


 

 


 


 

 

 




 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: