Экономическая реформа 1979 г. по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики. В июле 1979 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества». Большое значение придавалось экономической реформе, способной решить эти вопросы.
Принципиальные отличия реформы 1979 г. от предыдущих:
1) было предложено измерять экономический рост не по «валовой», а по «чистой» (нормативной) продукции, которая исключала повторный счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоёмкости продукции;
2) рост производительности труда рекомендовалось исчислять по «чистой» (нормативной) продукции;
3) фонд заработной платы предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю, применяемому для измерения производительности труда;
4) при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, которые поставлялись по договорам и нарядам-заказам;
5) реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях и распространялась на все отрасли народного хозяйства,
Реформа коснулась и вопросов корректировок планов, предусматривала разрабатывать в качестве важнейшей составной части государственных планов целевые комплексные научно-технические экономические и социальные программы, а также программы развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. Большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 г., полностью соответствовало сущности применяемого на Западе менеджмента.
31. Перестройка М.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
Период перестройки можно определить, как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР.
Перестройка тесно связана с именем М.С.Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной среды, последовательное прохождение, которое предполагало три этапа.
Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижения благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйства расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом.
Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализироваласьбанковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации.
Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, производственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения.
Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологической перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов.
В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы.
Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народных депутатов СССР, как высший выборный орган государственной власти.
Съезд избирал Верховный Совет СССР –постоянно действующий законодательный и распорядительный орган; в марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста президента СССР, он приобретал статус главы государства, наделялся широкими полномочиями, был призван согласовывать действия законодательной и исполнительной властей.
Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции.