Бихевиористское направление в менеджменте

Примерно с конца 50—х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу "поведенческих наук", или бихевиористскую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.

Видным представителем поведенческой школы являет Дуглас Макгрегор (1906—1964), разработавший теорию "X" и "Y". В соответствии с этой теорией существуют 2 типа управления, отражающих 2 типа работников или, вернее 2 типа отношения к работникам.

Теория «Х». Среднестатистический работник обладает врожденной неприязнью к труду и всячески избегает его. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, избегает ответственности, имеет низкие амбиции и высоко ценит только безопасность. Поэтому менеджер обязан принуждать, приказывать, жестко контролировать и угрожать наказанием для достижения целей организации и т.п. Менеджеров, разделяющих взгляды, описанные в теории Х, Мак-Грегор назвал автократичными руководителями

Теория «Y». Физический и умственный труд естественен для человека. Каждый индивид целеустремлен и может осуществлять самоконтроль и самопобуждение к работе. Средний работник не только готов брать на себя ответственность, но и стремится исполнять дополнительные обязательства. Большинство работников показывают высокий уровень креативности, изобретательности и мастерства. Поэтому менеджер должен стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными, создавать в организации атмосферу открытости и доверия, учить подчиненных вникать в проблемы организации и т.п.Менеджеров, разделяющих взгляды, описанные в теории Х, Мак-Грегор назвал демократичными руководителями

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей".

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу:

· Физиологические.

· Потребности в безопасности.

· Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.

· Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.

· Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.

· Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.

· Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: