Социально-экономическое развитие област и в первой половин е 80- х годов 8 страница

Считаем целесообразным утвердить для таких адми­ нистративно-территориальных образований, как об­ ласть, стабильные дифференцированные нормативы отчислений от общегосударственных налогов и сборов на гг.

Мы надеемся на ваше понимание острых проблем Дон­ басса и положительное решение поставленных вопросов, что будет способствовать поддержке жителями области вашего курса экономических реформ в государстве».

По поручению XI сессии областного Совета XXII созыва Председатель Совета И. Д. Пономарев

«Жизнь». — 2 апреля 1997 г.

3. Донбас с подниметс я с коле н не митингами, а де- Обращени е к труженика м Донбасс а председа ­

тел я Донецко й облгосадминистраци и Серге я Поляков а (извлечение).

«Дорогие мои

Наш родной Донбасс не случайно стал с некоторых пор своеобразным барометром, стрелка которого незамедли­ тельно реагирует на состояние экономической и социаль­ ной атмосферы в обществе. В Донецкой области, где проживает 10 процентов населения Украины, сосредото­ чена четверть промышленного потенциала страны. Именно здесь, как в капле воды, отражаются все кризис-


ные явления, сопровождающие сложный процесс станов­ ления нашей молодой независимой державы.

...Совершенно очевиднотолько делом, своим кропот­ ливым трудом, мастерством и умением мы можем дей­ ствительно возродить наш край, улучшить жизнь людей.

...В области с начала года приостановлен спад произ­ водства и наметился положительный сдвиг. По сравне­ нию с прошлым январем объем промышленного производства в сопоставимых ценах вырос на 1,7 процен­ та, есть прирост и в феврале.

...Промышленный потенциал Донбасса представлен двумя основными позициями: углем и металлом. Область выдает на-гора более половины отечественной угледобы­ чи, производит свыше 45 процентов металла. Именно на этих рубежах обозначился реальный перелом. Выпуск про­ дукции черной металлургии увеличился на 22 процента.

...С выходом Указа Президента структурной пере­ стройке угольной промышленности» положено начало пер­ вому этапу кардинальных преобразований. Это длительный и сложный процесс, и в одночасье всех проблем нам не решить. Но направление взято верное, а скорость продвижения зависит и от нас с вами, нашей убежденно­ сти и воли, наших действий.

И вот подтверждение: еще летом область давала еже­ суточно тысяч тонн угля. Сегодня мы даем 140 ты­ сяч тонн. В ближайшее время и эта планка будет поднята. И это несмотря на интенсивный процесс зак­ рытия убыточных шахт. Хочу еще раз подчеркнуть, что реструктуризацию, вызывающую столько нареканий и социальных конфликтов, мы понимаем не как свертыва­ ние угольной отрасли, а как ее развитие. И только так, это однозначно.

В последнее время заметно увеличили добычу угля произ­ водственное объединение «Селидовуголь», государственные холдинговые компании и «Макеевуголь», шахты имени Засядько, имени Стаханова.

...Есть тенденция к стабилизации и в преподаватель­ ских коллективах, медицинских учреждениях. На встре­ чах руководства облгосадминистрации с профсоюзным активом учителей и медиков были намечены конкретные пути для снятия социальной напряженности.

Конечно, в целом социальная обстановка остается


очень сложной и накаленной. То, что накапливалось и на­ слаивалось годами, невозможно разрешить моментально одним резким движением. Да и навидались мы с вами этих красивых жестов, пустых слов и обещаний на своем веку предостаточно.

...Но сегодня я абсолютно убежден в одном: экономика на митингах не делается. Никакое государство не выдер­ жит, если его каждый раз будут пугать угрозой соци­ альных потрясений.

Каждая такая акцияэто откат назад. Куда же нам дальше катиться? И вместо того, чтобы пламенно скор­ беть о народе у митинговых микрофонов, не лучше ли вни­ мательно вглядеться в то, что мы можем изменить и сделать самисвоим трудом.

... Думаю, настала пора от потрясения основ и демон­ страции мускулов перейти к общественному согласию и единению усилий, к самому достойному занятию челове­ ка на землесозидательному труду....»

«Жизнь». — 15 марта 1997 г.

4. Письмо депутатам. Если доживем до понедель­ ника (извлечение).

учителя, как и раньше, отдают свои знания

детям, хотя их труд не оплачивается по полгода, да еще и унижают. Если вы не разучились считать, то знаете, что той зарплаты, которую начисляют вашим учителям только теоретически, все равно не хватило бы на опла­ ту коммунальных услуг и электроэнергии. А тетради надо проверять ночью (за 1 гривню 63 копейки в месяц). Мы стоим перед классом в истоптанной обуви и аккурат­ но заштопанной одежде времен нашей молодости.

А вот писать вы все же научились. Однако все напи­ санное вами оборачивается против учителей, которые в перерыве между голодными обмороками, как и раньше, ищут прогрессивные методы преподавания, работают с родителями, вылавливают учеников, загнанных жизнью в подвалы. А в морозный выходной стоят на рынке с вы­ ращенными на собственной даче овощами...»

А. Верич, Л. Петренко и другие учителя СШ № 50 г.

Горловки Донецкой области

«Голос Украины». — 19 февраля г.


 

Национально-культурное строительство

 

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С обретение м

Украиной незави­ симости реформирование системы образования, на­ чавшееся в 80-е годы, вступило в качественно новый этап. В соответствии с разработанной Государственной национальной программой «Образование» (Украина XXI века) вектор реформ ориентирован на формиро­ вание национальной системы образования, концепту­ альные и структурные преобразования его основных элементов, демократизацию народного образования, украинизацию учебного процесса.

В Донецкой области в 1990/91 учебном году в сис­ теме образования была задействована 1281 государ­ ственная общеобразовательная школа. К 1995/96 учебному году их число увеличилось до 1325. Числен­ ность учащихся в них за указанные годы сократилась с 666 тысяч до 665 тысяч человек.

Среди качественных показателей необходимо отме­ тить успешную деятельность учебных заведений ново­ го типа — гимназий, лицеев, колледжей, которые возникли на территории области совсем недавно. На основе углубленного изучения отдельных предметов, широкой дифференциации обучения в нашем регионе открыты 10 гимназий, 16 лицеев, 12 учебно-воспита­ тельных комплексов различного типа, 3 специализиро­ ванные и 18 профильных школ, более профильных классов. Это дает возможность ученикам развивать свои творческие способности и наиболее ярко проявлять при­ родные данные каждого в отдельности.


Эффективность работы учебных заведений нового типа наглядно можно проследить на опыте образова­ тельной деятельности национального лицея, создан­ ного при Донецком государственном университете. Ректор ДонГУ, доктор физико-математических наук, профессор Шевченко В. П., принимая решение о со­ здании лицея в 1990 г., четко сформулировал его за­ дачи: искат ь и развиват ь таланты, воспитыват ь будущего студента, формировать личность.

Реализация этих задач осуществлялась в результа­ те переориентации образования на личность ученика в соответствии с такими важнейшим и принципами, как гуманизация и гуманитаризация; единство наци­ онального и общечеловеческого, развивающий харак­ тер обучения; совместно е творчеств о учител я и лицеиста; индивидуализация и дифференциация, оп­ тимизация, открытость и динамичность системы обу­ чения. Лице й действительн о ста л источнико м формирования национальной научной элиты. Сегодня в нем обучаются 250 талантливых, интел­ лектуально одаренных учеников 10 —] классов из различных городов и сел Донецкой области:.

Лицеисты — постоянные участники и победители областных, государственных и международных олим­ пиад. Именно в лицее воспитан лучший юный химик мира Дмитрий Денисенко. В 1994 г. он получил золо­ тую медаль в Норвегии. Бронзовым призером Всемир­ ной олимпиады юных биологов стала Оксана Бреус (Болгария, 1994 г.). Два лицеиста занесены в книгу ЮНЕСКО «Одаренные

Ученики лицея признаны лучшими в Украине по истории, украинской филологии, химии, биологии. В целом, ежегодно третий ученик становится победителем или призером олимпиад, конкурсов, тур­ ниров не областного уровня.


С успехами лицеистов, равно как и с тревогами их воспитателей о судьбе интеллектуальной элиты обще­ ства, была ознакомлена во время своего пребывания на Донетчине почетная гостья, организатор благотво­ рительной акции «Супруга Президента Украины — детям Украины» Л. Н. Кучма. Дав высокую оценку работе, которая ведется в стенах этой школы нового типа, Л. Н. Кучма охотно приняла предложение ли­ цеистов стать берегиней их учебного заведения.

 

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА Глубокие преобразования охва­

тили высшую школу. Социально- экономические и политические изменения в обществе требовали повышения роли вузов в решении фунда­ ментальных задач образования: подготовка квалифи­ цированны х кадро в и создани е национально й творческой интеллектуальной элиты. В то же время глубокий экономический кризис в стране усложнил проблему материального обеспечения высшего обра­ зования, поставил многие вузовские научные коллек­ тивы на грань выживания.

В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университе­ ты или академии. В итоге были образованы Донецкий государственный технический университет, Донецкий государственный медицинский университет, Приазов­ ский государственный технический университет, Дон­ басска я государственна я машиностроительна я академия, Донбасская государственная академи я строительства и архитектуры.

Став университетами и академиями, вузы присту­ пили к наполнению учебно-воспитательного процесса новым содержанием. Обучение стало осуществляться по планам, соответствующим их новому статусу.


каждым годом нарастала потребность в стабили­ зации сети высших учебных заведений, адаптации их к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и одно­ временно наблюдался дефицит экономистов, менед­ жеров, юристов, психологов,

Реакцией на необходимость подготовки таких спе­ циалистов стало создание Донецкой государственной академии управления. В Донецком государственном университете были открыты новые специальности, ко­ торые отвечают потребностям времени: и управление производством», Метрология, стандарти­ зация и управление качеством», элект­ роника», «Информационная система в менеджменте»,

«Маркетинг», «Биоэкология» и другие. Ухудшение криминальной ситуации в нашем ре­ гионе обострило вопросы подготовки квалифициро­ ванны х кадро в дл я систем ы Министерств а внутренних дел (МВД). В связи с этим в 1993 г. на базе училища МЕД был открыт институт внутренних дел

при Донецком государственном университете.

Новым явлением стал бурный рост негосударствен­ ного сектора в сфере образования. В области создано более 10-ти высших учебных заведений, основанных на внебюджетном финансировании. Это прежде всего донецкие вузы: институт социального образования, экономико-гуманитарный институт, институт рынка и социальной политики, институт предприниматель­ ства и другие.

Негосударственное образование переживает слож­ ный и противоречивый период становления. У мно­ гих вузов пока еще слабая материально-техническая база, не хватает высококвалифицированных педаго­ гических кадров. Слабую помош;ь им пока оказывает Министерство образования Украины.


Преодолевая эти и другие трудности, негосудар­ ственные вузы с каждым годом все тверже становятся на ноги, внедряют в учебный процесс прогрессивные методы. К Краматорский экономико-гумани­ тарный институт с первых дней своей работы поставил задачу выпускать не просто специалистов, а людей, со­ ответствующих времени. Руководство института на­ стойчиво проводит идею непрерывног о обучения. Сегодня в вузе обучается 1,5 тыс. студентов, более 130 юношей и девушек — в лицее при институте, 50 — в школе юных менеджеров, 60 детей посещают детсад, ассоциированный при высшем учебном заведении. В ближайшее время намечено открыть при детсаде на­ чальную школу, а при лицее — гимназию. Тогда будет в наличии полная

В этой системе основное внимание будет уделять­ ся изучению иностранных языков, в том числе вос­ точных, основ мирово й культуры, экономики, компьютерных систем. Целенаправленный труд кол­ лектив а Краматорского экономико-гуманитарного института стал приносить первые успехи. На третьем всеукраинском конкурсе студентов, изучающих ки­ тайский язык, питомцы молодого вуза завоевали одно из трех первых мест, одно из пяти и три из семи третьих.

Экономические трудности последних лет усилили процесс коммерциализации и в стенах государствен­ ных вузов, где вначале был введен 20 процентны й платный прием на обучение, а затем он с кажды м го­ дом стал увеличиваться. Ассигнования на образование приобрели устойчивую тенденцию к сокращению. По­ ступающие средства расходуются в основном на вып­ лату заработной платы и стипендий.

Между тем материальная база большинства вузов пришла в упадок. Ухудшаются ус-


в студенческих общежитиях. Профессорско-пре­ подавательскому составу прекратили выделять квар­ тиры. Началс я отток высококвалифицированны х кадров. За 5 лет только из 3-х вузов (ДонГУ, ДГТУ, ДГМА) ушло более 250 докторов и кандидатов наук. С уходом ученых исчезают и научные школы, свертыва­ ют исследовательскую работу кафедры и лаборатории. В библиотеках острый дефицит научной, учебной и методической литературы, в 3 раза сократи­ лась подписка на периодические издания.

Социологические исследования, проведенные в До­ нецкой области, показывают, что привлекательность профессии преподавателя вуза катастрофически пада­ ет. Эта негативная тенденция может быть преодолена только при условии гарантированного финансирова­ ния образования в необходимых объемах.

Реформирование украинского общества выявило сложные проблемы в сфере функционирования язы­ ков. К числу наиболее острых проблем в нашем реги­ оне относятс я две: возрождени е и развити е украинского язык а ка к государственного; функцио­ нирование на территории области русского язык а на­ ряду с государственным во всех сферах жизни.

Положение с украинским языком к концу 80-х го­ дов на Донетчине стало весьма печальным: он был в огромной степени вытеснен из школ, вузов, государ­ ственных учреждений, деловой документации, произ­ водственной сферы, общественных организаций. В таких городах, ка к Донецк, Макеевка и некоторых других вообще не было украинских школ. Многие ук­ раинцы, жившие в Донецкой области и желавшие обу­ чат ь свои х дете й в школа х н а родно м языке, фактически утратили эту возможность.

После принятия Закона УССР «О языка х в Укра­ инской ССР» в 1989 г., который придал украинскому


языку статус государственного, положение стало ме­ няться к лучшему. В области начали открываться дет­ ские сады, где воспитание ведется на украинско м языке, создаваться украинские школы, лицеи и дру­ гие учебные заведения. Значительную работу, направ­ ленну ю н а расширени е функционировани я государственного языка, проводят вузы.

Особо следует сказать о Донецком государственном университете, где ведется целенаправленная работа по практическому осуществлению основных

Закона о языках. Важнейшими позитивными резуль­ татами этой работы являются обязательное изучение студентами всех факультетов курсов «Современный украинский деловой язык», «Украинская литерату­ ра и культура», «История Украины», изучение аспи­ рантам и курс а украинског о языка; введени е обязательного вступительного экзамена по украинс­ кому языку для абитуриентов; создание кафедры ук­ раинско й филологи и и культуры, котора я обеспечивает преподавание украинского языка, лите­ ратуры и культуры на неспециальных факультетах; функционирование параллельных групп с украинс­ ким языком обучения на факультетах; стажировка преподавателей вузов Донетчины на кафедре украин­ ского языка как опорной; оформление наглядной аги­ тации на украинском языке.

В ходе практического осуществления перевода высших учебных заведений на преподавание на укра­ инском язык е выявились различные подходы. Так кое-где в вузах пытались решить эту задачу админис­ тративными методами: путем обязательного введения преподавания на украинском язык е отдельных пред­ метов. Однако этот путь оказался довольно болезнен­ ным и малоэффективным.

Более продуктивным стало создание параллель-


ных потоков и групп (русскоязычных и украиноя­ зычных) уж е в ходе приема студентов на первый курс. Конечно, этому предшествует огромная подго­ товительная работа: агитация в районах области с тем, чтобы абитуриенты поступали на украиноязыч­ ные потоки; овладение пре- подавателями украинс­ ким языком на специальных курсах; комплектование библиотеками фонда литературы (учебной, художе­ ственной), изданной на украинском языке, подготов­ ка преподавателями учебно-методических пособий для студентов. Хорошей базой для формирования ук­ раиноязычных групп стал созданный при ДонГУ ук­ раинский лицей.

В театрах Донетчины появляется все больше спек­ таклей на украинском языке. Донецкий театр кукол, в частности, поставил несколько украинских спектак­ лей, что имеет очень большое значение: ребята уже с детства приучаются к языку своей родной земли.

Заботясь о всестороннем развитии и функциони­ ровании украинского язык а во всех сферах обще­ ственной жизни, необходимо в то же время создавать условия для развития и использования языков дру­ гих национальностей в Украине. Конституция гаран­ тирует свободное развитие, использование и русского, других языков национальных меньшинств Украины. В Законе Украины о национальных мень­ шинствах говорится, что государство гарантирует всем национальным меньшинствам право обучения на родном языке. В нем также определена и возмож­ ность функционирования наряду с государственным языка, приемлемого для всего населения данной ме­ стности. Поэтому при выработке и реализации язы­ ково й политик и важн о учитыват ь особенност и национального состава того или иного региона Укра­ ины.


КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ Переход к рыночным отно­

шениям стал тяжелы м испыта­ ние м дл я культуры. Е й предстоял о выдержат ь экзамен на выживание в условиях, когда практичес­ ки прекратилось государственное финансирование.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что куль­ тура выдержала это испытание, хотя и понесла зна­ чительные потери. Отсутствие необходимых средств стало одной из основных причин закрытия в области

79 клубных учреждений, 98 массовых библиотек.

Падение жизненного уровня населения сделало для многих семей невозможным посещение театра, кино, концертов, цирка. По данным Областного управления статистики, число посещений театров в области сокра­ тилось с 911 тыс. в 1990 г. до 547 тыс. в 1995 г., кино­ сеансов — соответственно с 45 млн. до 8 млн.

Любимых занятий в кружка х и спортивных сек­ ция х тысячи школьников. Увеличилось число бесцельно шатающихся детей, пополняющих ряды юных бомжей и резерв криминала.

Однако культурная жизн ь не замирала ни на один день. Основные культурно-просветительные учрежде­ ния нашего края продолжали действовать. Работают все театры. г. были завершены ремонт и рестав­ рация здания Донецкого государственного академи­ ческого театра оперы и балета. Несмотря на серьезные экономические трудности и социальные проблемы, ру­ ководство области и города сумело найти средства и возможности для быстрейшего завершения этой поис­ тине народной стройки. Активное участие в восстанов­ лени и здани я театр а принимал и более 100 предприятий области и 70 предприятий Украины.

В 1995 г. в театре прошел второй Международный фестиваль «Звезды мирового балета», а в 1996 г. — третий. Фестивали стали значительными событиями


в театральной жизн и не только нашей области, но и всей страны.

В театре работает всемирно известный артист ба­ лета, народный артист Украины Вадим Писарев. На­ шему прославленному земляку, носяш;ему звание лучшего танцора Европы, всего 32 года. Несмотря на свою молодость, он уже проявил себя не только как артист, но и ка к режиссер, создал школу хореографи­ ческого мастерства, в которой обучаются ребятишки. Среди тех, кого Украина увенчала титулом «Человек года-96», и Вадим Писарев: он стал лауреатом конкур­ са в номинации «Деятель культуры и искусства».

Большим успехом у зрителей пользуются спектак­ ли Донецкого областного музыкально-драматическо­ го театра имени Артема. Не случайно на съезде Союза театральных деятелей его называли одним из лучших

театров Украины. В пос­ леднее время театр по­ полнился талантливо й творческой молодежью, уж е заявивше й о себе исполнение м главны х ролей в спектаклях.

Подлинный героизм проявляе т творчески й коллекти в Донецког о областного драматичес­ кого театра в Мариупо­ ле. Не получая зарплату по нескольку месяцев, не говоря уж е о сред­ ствах на костюмы, деко­ рации и другое, он тем не менее радует зрите-

В. Писарев И. Дорофеева. лей премьерами. Одна


из них — постановка пьесы классика русской драма­ тургии А. Н. Островского «Прекрасный Иосиф, или Невольницы» (февраль 1997 г.).

Большую плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей и юношей проводят Донецкий те­ атр кукол и Донецкий областной ТЮЗ (г. Макеевка). Центром музыкальной инфраструктуры края явля­ ется Донецкая государственная консерватория имени Прокофьева. Ее выпускники составили костяк симфо­ нического и камерного оркестров Донецкой областной филармонии, театра оперы и балета, хореографичес­ ки х и вокальны х ансамблей. Показателе м между­ народног о авторитет а консерватори и в област и музыковедения стало присвоение профессору кафедры истории музыки и фольклора О. Журавлевой титула

«Женш;ина года-96» Американским биографическим институтом при Конгрессе США и диплома Междуна­ родного центра культуры.

Традиционным стало проведение в нашей области праздников музыки в честь выдаюш;егося композито­ ра XX столетия Сергея Прокофьева. В мае 1997 г., когда отмечалась 106-я годовщина со дня рождения нашего великого земляка, в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль

«На родине Сергея Прокофьева». Много удивитель­ ных вечеров подарил он почитателям музыкального и балетного искусства.

Во второй половине 90-х гг. стали проводиться спортивные праздник и «Звезды мирового шеста», инициатором которых был чемпион мира по прыжка м с шестом Сергей Бубка.

Донетчину прославила своими достижениями аб­ солютная чемпионка Европы, мира и Олимпийских игр Лили я Подкопаева.

По приглашению Донецкой областной филармо-


НИИ, других учреждений культуры и фирм в Донец­ кой области постоянно выступают известные масте­ ра искусства Украины, стран СНГ и мира. Об этом свидетельствует следующий беглый перечень наших гостей только в течение нескольких месяцев 1997 г. В концертном зале имени прошел твор­ ческий вечер народной артистки СССР и народной артистки Украины Ады Роговцевой. В помещении театра оперы и балета прошла незабываемая встреча с уникальной певицей, лауреатом четырех междуна­ родных фестивалей музыки Тамарой Гвердцители. На сцене музыкально-драматического театра имени Артема в течение двух свои лучшие спектак­ ли ставил Московский театр драмы и комедии («Та­ ганка»).

Жителей Донецка и области порадовали народный артист Украины Анатолий Литвинов, народный ар­ тист России Геннадий Хазанов, наш знаменитый зем­ ля к Иосиф Кобзон, артистка украинско й эстрады Ирина Билык, артистки российской эстрады Наташа Королева, Анжелика Варум, органистка соборов свя-

 
 

Сергей Лилия Подкопаева.


той Софии и святого Эммануила Габриэлла Честрем из и многие другие.

Несмотря на трудности, удалось сохранить кадровый и творческий потенциал областному Дворцу детского и юношеского творчества. При облгосадмини- страции была укреплена его материальная база и обес печены все необходимые услови я активног о творчества детей. Более двух с по тысяч детей занимаются в кружках декоративно-прикладным твор­ чеством, журналистикой, археологией, ком­ пьютеры, исследуют мир и птиц,

в художественной самодеятельности. Во работа­ ют 4 танцевальных разных 2 теат­ ра, 3 вокальных ансамбля, хоровая капе

первая и единственная в Украине авторская ака­ демического пения. Уровень детского творчества

даря профессионализму коллективов весьма высок. Сегодня 6 коллективов звание «об­ разцовых» и 2 - - «народных». Их концер ы и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: