Считаем целесообразным утвердить для таких адми нистративно-территориальных образований, как об ласть, стабильные дифференцированные нормативы отчислений от общегосударственных налогов и сборов на гг.
Мы надеемся на ваше понимание острых проблем Дон басса и положительное решение поставленных вопросов, что будет способствовать поддержке жителями области вашего курса экономических реформ в государстве».
По поручению XI сессии областного Совета XXII созыва Председатель Совета И. Д. Пономарев
«Жизнь». — 2 апреля 1997 г.
3. Донбас с подниметс я с коле н не митингами, а де- Обращени е к труженика м Донбасс а председа
тел я Донецко й облгосадминистраци и Серге я Поляков а (извлечение).
«Дорогие мои
Наш родной Донбасс не случайно стал с некоторых пор своеобразным барометром, стрелка которого незамедли тельно реагирует на состояние экономической и социаль ной атмосферы в обществе. В Донецкой области, где проживает 10 процентов населения Украины, сосредото чена четверть промышленного потенциала страны. Именно здесь, как в капле воды, отражаются все кризис-
ные явления, сопровождающие сложный процесс станов ления нашей молодой независимой державы.
...Совершенно очевидно — только делом, своим кропот ливым трудом, мастерством и умением мы можем дей ствительно возродить наш край, улучшить жизнь людей.
...В области с начала года приостановлен спад произ водства и наметился положительный сдвиг. По сравне нию с прошлым январем объем промышленного производства в сопоставимых ценах вырос на 1,7 процен та, есть прирост и в феврале.
...Промышленный потенциал Донбасса представлен двумя основными позициями: углем и металлом. Область выдает на-гора более половины отечественной угледобы чи, производит свыше 45 процентов металла. Именно на этих рубежах обозначился реальный перелом. Выпуск про дукции черной металлургии увеличился на 22 процента.
...С выходом Указа Президента структурной пере стройке угольной промышленности» положено начало пер вому этапу кардинальных преобразований. Это длительный и сложный процесс, и в одночасье всех проблем нам не решить. Но направление взято верное, а скорость продвижения зависит и от нас с вами, нашей убежденно сти и воли, наших действий.
И вот подтверждение: еще летом область давала еже суточно тысяч тонн угля. Сегодня мы даем 140 ты сяч тонн. В ближайшее время и эта планка будет поднята. И это несмотря на интенсивный процесс зак рытия убыточных шахт. Хочу еще раз подчеркнуть, что реструктуризацию, вызывающую столько нареканий и социальных конфликтов, мы понимаем не как свертыва ние угольной отрасли, а как ее развитие. И только так, это однозначно.
В последнее время заметно увеличили добычу угля произ водственное объединение «Селидовуголь», государственные холдинговые компании и «Макеевуголь», шахты имени Засядько, имени Стаханова.
...Есть тенденция к стабилизации и в преподаватель ских коллективах, медицинских учреждениях. На встре чах руководства облгосадминистрации с профсоюзным активом учителей и медиков были намечены конкретные пути для снятия социальной напряженности.
Конечно, в целом социальная обстановка остается
очень сложной и накаленной. То, что накапливалось и на слаивалось годами, невозможно разрешить моментально одним резким движением. Да и навидались мы с вами этих красивых жестов, пустых слов и обещаний на своем веку предостаточно.
...Но сегодня я абсолютно убежден в одном: экономика на митингах не делается. Никакое государство не выдер жит, если его каждый раз будут пугать угрозой соци альных потрясений.
Каждая такая акция — это откат назад. Куда же нам дальше катиться? И вместо того, чтобы пламенно скор беть о народе у митинговых микрофонов, не лучше ли вни мательно вглядеться в то, что мы можем изменить и сделать сами — своим трудом.
... Думаю, настала пора от потрясения основ и демон страции мускулов перейти к общественному согласию и единению усилий, к самому достойному занятию челове ка на земле — созидательному труду....»
«Жизнь». — 15 марта 1997 г.
4. Письмо депутатам. Если доживем до понедель ника (извлечение).
учителя, как и раньше, отдают свои знания
детям, хотя их труд не оплачивается по полгода, да еще и унижают. Если вы не разучились считать, то знаете, что той зарплаты, которую начисляют вашим учителям только теоретически, все равно не хватило бы на опла ту коммунальных услуг и электроэнергии. А тетради надо проверять ночью (за 1 гривню 63 копейки в месяц). Мы стоим перед классом в истоптанной обуви и аккурат но заштопанной одежде времен нашей молодости.
А вот писать вы все же научились. Однако все напи санное вами оборачивается против учителей, которые в перерыве между голодными обмороками, как и раньше, ищут прогрессивные методы преподавания, работают с родителями, вылавливают учеников, загнанных жизнью в подвалы. А в морозный выходной стоят на рынке с вы ращенными на собственной даче овощами...»
А. Верич, Л. Петренко и другие учителя СШ № 50 г.
Горловки Донецкой области
«Голос Украины». — 19 февраля г.
Национально-культурное строительство
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С обретение м
Украиной незави симости реформирование системы образования, на чавшееся в 80-е годы, вступило в качественно новый этап. В соответствии с разработанной Государственной национальной программой «Образование» (Украина XXI века) вектор реформ ориентирован на формиро вание национальной системы образования, концепту альные и структурные преобразования его основных элементов, демократизацию народного образования, украинизацию учебного процесса.
В Донецкой области в 1990/91 учебном году в сис теме образования была задействована 1281 государ ственная общеобразовательная школа. К 1995/96 учебному году их число увеличилось до 1325. Числен ность учащихся в них за указанные годы сократилась с 666 тысяч до 665 тысяч человек.
Среди качественных показателей необходимо отме тить успешную деятельность учебных заведений ново го типа — гимназий, лицеев, колледжей, которые возникли на территории области совсем недавно. На основе углубленного изучения отдельных предметов, широкой дифференциации обучения в нашем регионе открыты 10 гимназий, 16 лицеев, 12 учебно-воспита тельных комплексов различного типа, 3 специализиро ванные и 18 профильных школ, более профильных классов. Это дает возможность ученикам развивать свои творческие способности и наиболее ярко проявлять при родные данные каждого в отдельности.
Эффективность работы учебных заведений нового типа наглядно можно проследить на опыте образова тельной деятельности национального лицея, создан ного при Донецком государственном университете. Ректор ДонГУ, доктор физико-математических наук, профессор Шевченко В. П., принимая решение о со здании лицея в 1990 г., четко сформулировал его за дачи: искат ь и развиват ь таланты, воспитыват ь будущего студента, формировать личность.
Реализация этих задач осуществлялась в результа те переориентации образования на личность ученика в соответствии с такими важнейшим и принципами, как гуманизация и гуманитаризация; единство наци онального и общечеловеческого, развивающий харак тер обучения; совместно е творчеств о учител я и лицеиста; индивидуализация и дифференциация, оп тимизация, открытость и динамичность системы обу чения. Лице й действительн о ста л источнико м формирования национальной научной элиты. Сегодня в нем обучаются 250 талантливых, интел лектуально одаренных учеников 10 —] классов из различных городов и сел Донецкой области:.
Лицеисты — постоянные участники и победители областных, государственных и международных олим пиад. Именно в лицее воспитан лучший юный химик мира Дмитрий Денисенко. В 1994 г. он получил золо тую медаль в Норвегии. Бронзовым призером Всемир ной олимпиады юных биологов стала Оксана Бреус (Болгария, 1994 г.). Два лицеиста занесены в книгу ЮНЕСКО «Одаренные
Ученики лицея признаны лучшими в Украине по истории, украинской филологии, химии, биологии. В целом, ежегодно третий ученик становится победителем или призером олимпиад, конкурсов, тур ниров не областного уровня.
С успехами лицеистов, равно как и с тревогами их воспитателей о судьбе интеллектуальной элиты обще ства, была ознакомлена во время своего пребывания на Донетчине почетная гостья, организатор благотво рительной акции «Супруга Президента Украины — детям Украины» Л. Н. Кучма. Дав высокую оценку работе, которая ведется в стенах этой школы нового типа, Л. Н. Кучма охотно приняла предложение ли цеистов стать берегиней их учебного заведения.
ВЫСШАЯ ШКОЛА Глубокие преобразования охва
тили высшую школу. Социально- экономические и политические изменения в обществе требовали повышения роли вузов в решении фунда ментальных задач образования: подготовка квалифи цированны х кадро в и создани е национально й творческой интеллектуальной элиты. В то же время глубокий экономический кризис в стране усложнил проблему материального обеспечения высшего обра зования, поставил многие вузовские научные коллек тивы на грань выживания.
В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университе ты или академии. В итоге были образованы Донецкий государственный технический университет, Донецкий государственный медицинский университет, Приазов ский государственный технический университет, Дон басска я государственна я машиностроительна я академия, Донбасская государственная академи я строительства и архитектуры.
Став университетами и академиями, вузы присту пили к наполнению учебно-воспитательного процесса новым содержанием. Обучение стало осуществляться по планам, соответствующим их новому статусу.
каждым годом нарастала потребность в стабили зации сети высших учебных заведений, адаптации их к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и одно временно наблюдался дефицит экономистов, менед жеров, юристов, психологов,
Реакцией на необходимость подготовки таких спе циалистов стало создание Донецкой государственной академии управления. В Донецком государственном университете были открыты новые специальности, ко торые отвечают потребностям времени: и управление производством», Метрология, стандарти зация и управление качеством», элект роника», «Информационная система в менеджменте»,
«Маркетинг», «Биоэкология» и другие. Ухудшение криминальной ситуации в нашем ре гионе обострило вопросы подготовки квалифициро ванны х кадро в дл я систем ы Министерств а внутренних дел (МВД). В связи с этим в 1993 г. на базе училища МЕД был открыт институт внутренних дел
при Донецком государственном университете.
Новым явлением стал бурный рост негосударствен ного сектора в сфере образования. В области создано более 10-ти высших учебных заведений, основанных на внебюджетном финансировании. Это прежде всего донецкие вузы: институт социального образования, экономико-гуманитарный институт, институт рынка и социальной политики, институт предприниматель ства и другие.
Негосударственное образование переживает слож ный и противоречивый период становления. У мно гих вузов пока еще слабая материально-техническая база, не хватает высококвалифицированных педаго гических кадров. Слабую помош;ь им пока оказывает Министерство образования Украины.
Преодолевая эти и другие трудности, негосудар ственные вузы с каждым годом все тверже становятся на ноги, внедряют в учебный процесс прогрессивные методы. К Краматорский экономико-гумани тарный институт с первых дней своей работы поставил задачу выпускать не просто специалистов, а людей, со ответствующих времени. Руководство института на стойчиво проводит идею непрерывног о обучения. Сегодня в вузе обучается 1,5 тыс. студентов, более 130 юношей и девушек — в лицее при институте, 50 — в школе юных менеджеров, 60 детей посещают детсад, ассоциированный при высшем учебном заведении. В ближайшее время намечено открыть при детсаде на чальную школу, а при лицее — гимназию. Тогда будет в наличии полная
В этой системе основное внимание будет уделять ся изучению иностранных языков, в том числе вос точных, основ мирово й культуры, экономики, компьютерных систем. Целенаправленный труд кол лектив а Краматорского экономико-гуманитарного института стал приносить первые успехи. На третьем всеукраинском конкурсе студентов, изучающих ки тайский язык, питомцы молодого вуза завоевали одно из трех первых мест, одно из пяти и три из семи третьих.
Экономические трудности последних лет усилили процесс коммерциализации и в стенах государствен ных вузов, где вначале был введен 20 процентны й платный прием на обучение, а затем он с кажды м го дом стал увеличиваться. Ассигнования на образование приобрели устойчивую тенденцию к сокращению. По ступающие средства расходуются в основном на вып лату заработной платы и стипендий.
Между тем материальная база большинства вузов пришла в упадок. Ухудшаются ус-
в студенческих общежитиях. Профессорско-пре подавательскому составу прекратили выделять квар тиры. Началс я отток высококвалифицированны х кадров. За 5 лет только из 3-х вузов (ДонГУ, ДГТУ, ДГМА) ушло более 250 докторов и кандидатов наук. С уходом ученых исчезают и научные школы, свертыва ют исследовательскую работу кафедры и лаборатории. В библиотеках острый дефицит научной, учебной и методической литературы, в 3 раза сократи лась подписка на периодические издания.
Социологические исследования, проведенные в До нецкой области, показывают, что привлекательность профессии преподавателя вуза катастрофически пада ет. Эта негативная тенденция может быть преодолена только при условии гарантированного финансирова ния образования в необходимых объемах.
Реформирование украинского общества выявило сложные проблемы в сфере функционирования язы ков. К числу наиболее острых проблем в нашем реги оне относятс я две: возрождени е и развити е украинского язык а ка к государственного; функцио нирование на территории области русского язык а на ряду с государственным во всех сферах жизни.
Положение с украинским языком к концу 80-х го дов на Донетчине стало весьма печальным: он был в огромной степени вытеснен из школ, вузов, государ ственных учреждений, деловой документации, произ водственной сферы, общественных организаций. В таких городах, ка к Донецк, Макеевка и некоторых других вообще не было украинских школ. Многие ук раинцы, жившие в Донецкой области и желавшие обу чат ь свои х дете й в школа х н а родно м языке, фактически утратили эту возможность.
После принятия Закона УССР «О языка х в Укра инской ССР» в 1989 г., который придал украинскому
языку статус государственного, положение стало ме няться к лучшему. В области начали открываться дет ские сады, где воспитание ведется на украинско м языке, создаваться украинские школы, лицеи и дру гие учебные заведения. Значительную работу, направ ленну ю н а расширени е функционировани я государственного языка, проводят вузы.
Особо следует сказать о Донецком государственном университете, где ведется целенаправленная работа по практическому осуществлению основных
Закона о языках. Важнейшими позитивными резуль татами этой работы являются обязательное изучение студентами всех факультетов курсов «Современный украинский деловой язык», «Украинская литерату ра и культура», «История Украины», изучение аспи рантам и курс а украинског о языка; введени е обязательного вступительного экзамена по украинс кому языку для абитуриентов; создание кафедры ук раинско й филологи и и культуры, котора я обеспечивает преподавание украинского языка, лите ратуры и культуры на неспециальных факультетах; функционирование параллельных групп с украинс ким языком обучения на факультетах; стажировка преподавателей вузов Донетчины на кафедре украин ского языка как опорной; оформление наглядной аги тации на украинском языке.
В ходе практического осуществления перевода высших учебных заведений на преподавание на укра инском язык е выявились различные подходы. Так кое-где в вузах пытались решить эту задачу админис тративными методами: путем обязательного введения преподавания на украинском язык е отдельных пред метов. Однако этот путь оказался довольно болезнен ным и малоэффективным.
Более продуктивным стало создание параллель-
ных потоков и групп (русскоязычных и украиноя зычных) уж е в ходе приема студентов на первый курс. Конечно, этому предшествует огромная подго товительная работа: агитация в районах области с тем, чтобы абитуриенты поступали на украиноязыч ные потоки; овладение пре- подавателями украинс ким языком на специальных курсах; комплектование библиотеками фонда литературы (учебной, художе ственной), изданной на украинском языке, подготов ка преподавателями учебно-методических пособий для студентов. Хорошей базой для формирования ук раиноязычных групп стал созданный при ДонГУ ук раинский лицей.
В театрах Донетчины появляется все больше спек таклей на украинском языке. Донецкий театр кукол, в частности, поставил несколько украинских спектак лей, что имеет очень большое значение: ребята уже с детства приучаются к языку своей родной земли.
Заботясь о всестороннем развитии и функциони ровании украинского язык а во всех сферах обще ственной жизни, необходимо в то же время создавать условия для развития и использования языков дру гих национальностей в Украине. Конституция гаран тирует свободное развитие, использование и русского, других языков национальных меньшинств Украины. В Законе Украины о национальных мень шинствах говорится, что государство гарантирует всем национальным меньшинствам право обучения на родном языке. В нем также определена и возмож ность функционирования наряду с государственным языка, приемлемого для всего населения данной ме стности. Поэтому при выработке и реализации язы ково й политик и важн о учитыват ь особенност и национального состава того или иного региона Укра ины.
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ Переход к рыночным отно
шениям стал тяжелы м испыта ние м дл я культуры. Е й предстоял о выдержат ь экзамен на выживание в условиях, когда практичес ки прекратилось государственное финансирование.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что куль тура выдержала это испытание, хотя и понесла зна чительные потери. Отсутствие необходимых средств стало одной из основных причин закрытия в области
79 клубных учреждений, 98 массовых библиотек.
Падение жизненного уровня населения сделало для многих семей невозможным посещение театра, кино, концертов, цирка. По данным Областного управления статистики, число посещений театров в области сокра тилось с 911 тыс. в 1990 г. до 547 тыс. в 1995 г., кино сеансов — соответственно с 45 млн. до 8 млн.
Любимых занятий в кружка х и спортивных сек ция х тысячи школьников. Увеличилось число бесцельно шатающихся детей, пополняющих ряды юных бомжей и резерв криминала.
Однако культурная жизн ь не замирала ни на один день. Основные культурно-просветительные учрежде ния нашего края продолжали действовать. Работают все театры. г. были завершены ремонт и рестав рация здания Донецкого государственного академи ческого театра оперы и балета. Несмотря на серьезные экономические трудности и социальные проблемы, ру ководство области и города сумело найти средства и возможности для быстрейшего завершения этой поис тине народной стройки. Активное участие в восстанов лени и здани я театр а принимал и более 100 предприятий области и 70 предприятий Украины.
В 1995 г. в театре прошел второй Международный фестиваль «Звезды мирового балета», а в 1996 г. — третий. Фестивали стали значительными событиями
в театральной жизн и не только нашей области, но и всей страны.
В театре работает всемирно известный артист ба лета, народный артист Украины Вадим Писарев. На шему прославленному земляку, носяш;ему звание лучшего танцора Европы, всего 32 года. Несмотря на свою молодость, он уже проявил себя не только как артист, но и ка к режиссер, создал школу хореографи ческого мастерства, в которой обучаются ребятишки. Среди тех, кого Украина увенчала титулом «Человек года-96», и Вадим Писарев: он стал лауреатом конкур са в номинации «Деятель культуры и искусства».
Большим успехом у зрителей пользуются спектак ли Донецкого областного музыкально-драматическо го театра имени Артема. Не случайно на съезде Союза театральных деятелей его называли одним из лучших
театров Украины. В пос леднее время театр по полнился талантливо й творческой молодежью, уж е заявивше й о себе исполнение м главны х ролей в спектаклях.
Подлинный героизм проявляе т творчески й коллекти в Донецког о областного драматичес кого театра в Мариупо ле. Не получая зарплату по нескольку месяцев, не говоря уж е о сред ствах на костюмы, деко рации и другое, он тем не менее радует зрите-
В. Писарев И. Дорофеева. лей премьерами. Одна
из них — постановка пьесы классика русской драма тургии А. Н. Островского «Прекрасный Иосиф, или Невольницы» (февраль 1997 г.).
Большую плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей и юношей проводят Донецкий те атр кукол и Донецкий областной ТЮЗ (г. Макеевка). Центром музыкальной инфраструктуры края явля ется Донецкая государственная консерватория имени Прокофьева. Ее выпускники составили костяк симфо нического и камерного оркестров Донецкой областной филармонии, театра оперы и балета, хореографичес ки х и вокальны х ансамблей. Показателе м между народног о авторитет а консерватори и в област и музыковедения стало присвоение профессору кафедры истории музыки и фольклора О. Журавлевой титула
«Женш;ина года-96» Американским биографическим институтом при Конгрессе США и диплома Междуна родного центра культуры.
Традиционным стало проведение в нашей области праздников музыки в честь выдаюш;егося композито ра XX столетия Сергея Прокофьева. В мае 1997 г., когда отмечалась 106-я годовщина со дня рождения нашего великого земляка, в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль
«На родине Сергея Прокофьева». Много удивитель ных вечеров подарил он почитателям музыкального и балетного искусства.
Во второй половине 90-х гг. стали проводиться спортивные праздник и «Звезды мирового шеста», инициатором которых был чемпион мира по прыжка м с шестом Сергей Бубка.
Донетчину прославила своими достижениями аб солютная чемпионка Европы, мира и Олимпийских игр Лили я Подкопаева.
По приглашению Донецкой областной филармо-
НИИ, других учреждений культуры и фирм в Донец кой области постоянно выступают известные масте ра искусства Украины, стран СНГ и мира. Об этом свидетельствует следующий беглый перечень наших гостей только в течение нескольких месяцев 1997 г. В концертном зале имени прошел твор ческий вечер народной артистки СССР и народной артистки Украины Ады Роговцевой. В помещении театра оперы и балета прошла незабываемая встреча с уникальной певицей, лауреатом четырех междуна родных фестивалей музыки Тамарой Гвердцители. На сцене музыкально-драматического театра имени Артема в течение двух свои лучшие спектак ли ставил Московский театр драмы и комедии («Та ганка»).
Жителей Донецка и области порадовали народный артист Украины Анатолий Литвинов, народный ар тист России Геннадий Хазанов, наш знаменитый зем ля к Иосиф Кобзон, артистка украинско й эстрады Ирина Билык, артистки российской эстрады Наташа Королева, Анжелика Варум, органистка соборов свя-
Сергей Лилия Подкопаева.
той Софии и святого Эммануила Габриэлла Честрем из и многие другие.
Несмотря на трудности, удалось сохранить кадровый и творческий потенциал областному Дворцу детского и юношеского творчества. При облгосадмини- страции была укреплена его материальная база и обес печены все необходимые услови я активног о творчества детей. Более двух с по тысяч детей занимаются в кружках декоративно-прикладным твор чеством, журналистикой, археологией, ком пьютеры, исследуют мир и птиц,
в художественной самодеятельности. Во работа ют 4 танцевальных разных 2 теат ра, 3 вокальных ансамбля, хоровая капе
первая и единственная в Украине авторская ака демического пения. Уровень детского творчества
даря профессионализму коллективов весьма высок. Сегодня 6 коллективов звание «об разцовых» и 2 - - «народных». Их концер ы и