ЭТАП - Советский период

В рамках этого периода можно выделить несколько этапов, коренным образом отличавшихся отношением государства к церкви.

1917-1929 гг. – После февральской революции 1917 года в РПЦ начинается движение за восстановление патриаршества, была отменена молитва за дом Романовых (7 марта), вышел закон о свободе совести (14 июня). Было создано министерство по делам религий. 15 августа был созван Собор, для избрания Патриарха, но только 5 декабря 1917 года митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Еще будучи митрополитом в октябре месяце Тихон обратился к большевикам с призывом совершить покаянную молитву, при этом Собор осудил действия большевиков. После принятия «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», вышедшего 23 января 1918 г., Тихон придает анафеме новую власть. Согласно Декрету Церковь лишалась прав юридического лица и своего имущества, которое передавалось в пользу государства.

В конце 1921-1922 годах началась компания по изъятию церковного имущества. Советское правительство потребовало выдачи церковных ценностей для оказания помощи голодающему населению из-за неурожая 1921 года. С точки зрения Церкви подобный акт является святотатством. Многие священники и миряне, сопротивлявшиеся конфискации, были убиты. Советское руководство увидело в сопротивлении изъятию ценностей борьбу против Советской власти. В мае 1922 года патриарх был заключен под арест. 13 августа 1922 года по приговору военно-полевого суда митрополит Петроградский Вениамин за отказ выдать церковные предметы был расстрелян. С этого момента начались массовые расстрелы священников.

Патриарх Тихон, стремясь смягчить ситуацию, признался в своих грехах против советской власти, покаялся. Ему была изменена мера наказания на домашний арест. Однако после смерти Патриарха Тихона (7.4.1925) правительство не допустило выборов нового патриарха. В качестве местоблюстителя патриаршего престола был выбран митрополит Сергий, как наиболее лояльная по отношению к власти кандидатура. Митрополит Сергий был достаточно реалистичен. Его Декларация от 29.7.1927 до конца 1990 года определяла отношение Русской Церкви к государству. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Отношение к данной декларации было неоднозначным. Многие обвинили Сергия в малодушии и неспособности отстаивать интересы РПЦ. С другой стороны, такая позиция позволила церковному руководству пережить преследования и сталинский террор.

1929-1943 гг. – С 1929 года началось массовое закрытие приходов. До революции было 39 530 молитвенных зданий, к 1936 году 20 318 было закрыто, из оставшихся 5 122 не функционировали (осталось 14 090). Чистки 1937-1938 годов нанесли серьезный урон священнослужителям – 200 тыс. репрессировано, около 100 тыс. казнено. После 1937 года РПЦ как организация фактически не существовала. В конце 30-х годов осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Священный Синод в 1939г. состоял из Местоблюстителя митрополита Сергий, митрополита Алексий, митрополита Николай и митрополита Сергий (Воскресенский). В 1914 году было 163 епископа. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сотен храмов. Последние монастыри были закрыты в 1929 году; все 58 церковных учебных заведений к 1925 году были закрыты. Духовенство находилось в лагерях.

1943-1953 гг. – Возрождение патриаршества было обусловлено давлением союзников по антигитлеровской коалиции, которые требовали продемонстрировать демократические основы Советской власти как непременное условие для открытия второго фронта. В сентябре Сталин принял в Кремле (4.9.1943) трех руководящих иерархов РПЦ, после чего был созван Собор и 8 сентября Сергий был избран патриархом. В истории РПЦ он остался как патриарх, сотрудничавший с Советской властью. Сотни епископов и тысячи священников были выпущены из лагерей. Спустя несколько месяцев Патриарх Сергий умер.

В ноябре 1944 г. был созван Поместный Собор, на котором Патриархом избрали митрополита Алексия. На Соборе присутствовали представители семи Православных автокефальных Церквей. По сути Церковь начала играть ту внешнеполитическую роль, которую ей отвело советское руководство. Было принято Положение об управлении РПЦ, четко определило священника как главу прихода, ответственного как за богослужения, так и за административные дела. Настоятель храма является членом приходской общины и председателем ее исполнительного ее органа, состоящего из настоятеля, старосты, его помощника и казначея.

1953-1964 гг. – Хрущев видел в возрождении религии опасность для построения коммунизма, поэтому была проведена реорганизация и запущена антирелигиозная пропаганда. Преследование Церкви началось в 1959 году. В итоге более половины церковных учреждений было конфисковано: из 22000 приходов в 1958 г. к 1964 г. осталось около 12000; из 69 монастырей – 16; из 8 духовных семинарий только три. Это спровоцировала острую нехватку кадров, которая была преодолена только к концу 90-х гг.

В 1961 году РПЦ ходатайствовала о принятии ее во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) – ходатайство было удовлетворено. Отвлекающий маневр удался: ВСЦ и весь мир ликовали – Церкви в СССР отныне свободны. Многие западные представители ВСЦ почти до 1990 года отрицали преследования верующих в Советском Союзе. Деятели Московской Патриархии должны были представлять своим западным собеседникам церковную жизнь в СССР как свободную и нормальную и опровергать любой намек на репрессии против верующих.

Постановление Синода от 19.4.1961 г. лишило священника права общего руководства приходом, административных и финансово-экономических функций. Это поставило его в полную зависимость от «исполнительного органа», состоявшего из мирян и подчинявшегося Совету по делам религий. «Исполорган» нанимал или увольнял священника как «служителя культа». Сама же Церковь с 1961 года не могла влиять на состав приходского совета.

1964-1988 гг. – Брежнев не отменил ни одного репрессивного мероприятия Хрущева, наоборот – число официально зарегистрированных приходов РПЦ уменьшилось примерно с 11 500 (1964 г.) до 7000 (1984 г.). Но массовые разрушения храмов после 1964 года прекратились. В советском обществе вновь возник интерес к религиозным вопросам. Получило распространение религиозное диссидентство.

В 1971 году Поместный Собор избрал митрополита Пимена новым Патриархом. Важным решением этого Собора была отмена анафемы, лежавшей на старообрядцах с 1666-1667 годов. Их обряды признаются такими же «спасительными», как и новые, «никоновские». Для конца 70-х гг. был характерен феноменом «религиозного возрождения». Интеллигенция проявила большой интерес к православию, понимая его как хранителя русской культуры и национальных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: