ЭТАП - синодальный период (1721-1917 ГГ. )

В 1721 году – Приказом Петра I в России быт учрежден Священный Синод – высший духовный орган, возглавляемый обер-прокурором. Таким образом, на законодательном уровне было оформлено подчинение церкви государству, церковь стала одним из институтов государственной власти. Считается, что именно после этого указа священники стали нарушать тайну исповеди (в государственных интересах).

В 1764 году была проведена Секуляризация церковных земель. С этого момента государство становилось собственником церковных земель и всего имущества, за церковью сохранялось лишь право владения. Данная реформа подорвала экономическое могущество Русской церкви. Все монастыри и церкви были переведены на «штаты», то есть фиксированное содержание из государственной казны в зависимости от «класса» монастыря.

В идеологическом плане на фоне европеизации русской культуры в XVIII веке, авторитет РПЦ резко понизился, поскольку все европейские страны принадлежали к католической церкви. В XIX веке после войны 1812 года ситуация резко изменилась, в западной культуре увидели опасность, поэтому произошло возвращение к отечественной традиции, возрос авторитет Церкви. Вершиной данной тенденции стало формирование концепции Уварова «Православие – Самодержавие – Народность». Православная церковь вновь стало оплотом государственной власти.

Среди негативных тенденций следует отметить обособление духовенства и превращение его в замкнутое сословие. Этому способствовала ликвидация практики избрания приходских клириков и повсеместное укоренение наследственного порядка замещения вакансий в приходах.

В 1860-е годы правительство предприняло некоторые шаги, несколько разрушившие замкнутость духовного сословия: в 1863 году выпускникам духовных семинарий было дозволено поступать в университеты; в 1867 году была упразднена практика наследования духовных должностей; 21 марта 1871 года было дозволено занимать церковные должности лицам всех сословий. Но общую тенденцию переломить не удалось (Перов «Сельский крестный ход на пасху»).

В течение всего периода наблюдался процесс значительного территориального расширения пределов юрисдикции Российской Церкви, шедший параллельно географической экспансии Российской империи:

· в начале XIX века была полностью подчинена ранее автокефальнаяГрузинская Церковь;

· был создан ряд новых епархий – Санкт-Петербургская, епархии в Северо-Западном крае, Восточной Сибири, Новороссии, Галиции, Царстве Польском, Бессарабии, Туркестане, Дальнем востоке.

В XIX в. предпринимались попытки влиять на Восточные патриархаты для продвижения внешнеполитических целей России. Это привело к напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом, а так же ухудшение отношений с греками (не понравилась русификация Афона).

В целом, к концу этого периода деятельность РПЦ стала вызывать недовольство со стороны представителей различных сословий, появились тенденции к реформированию Православия, либо новой трактовке его учения (Л. Н. Толстой и его последователи).

 

СТАРООБРЯДЦЫ

Появление старообрядчества стало следствием проводимой Патриархом Никоном церковной реформы. Нынешнее православие это результат реформирования, а старообрядцы сохранили дореформенные традиции, которые по сути ближе к раннему христианству. В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:

1652 г. – церковная реформа Никона – она была обусловлена необходимостью исправления ошибок и разночтений, имевшихся в церковных книгах и накопившихся за период феодальной раздробленности. С распространением книгопечатания это стало насущной потребностью. Для чего были приглашены монахи из Греции, которые и занимались сличением имеющихся книг с греческими образцами. Кроме того, двуперстное крещение было заменено на троеперстное, крестный ход необходимо было совершать против солнца, а не посолонь как раньше, к имени Христа добавили одну букву «И» и получилось – Иисус.

1654, 1656 гг. – церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы. У реформы было много противников, самым ярким был протопоп Аввакум. Основная претензия заключалась в том, что сравнивали не с древними образцами, а с современными текстами. Именно Аввакум возглавил движение против реформы.

1666 г. – церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам. Преследования старообрядцев началось сразу после Собора 1666 года. Они вынуждены были скрываться на окраинах государства, селиться в скитах. Часто практиковали самосожжение, когда их находили представители царской власти.

1667-1676 гг. – Соловецкое восстание – было подавлено, благодаря предателю из монастыря. Соловецкий монастырь был последним оплотом старообрядцев.

В XVIII веке преследования постепенно прекратились. Среди старообрядцев сформировалось два основных течения:

Поповцы – считали необходимым участие священников при богослужении, поэтому они принимали беглых попов. Их догматика мало отличается от новообрядной, но сохранила старые книги и крестное знамение, а также иконы по византийскому образцу. Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.

Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших из Русской православной церкви. В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов.

При приёме беглых новообрядческих священников поповцы исходили из действительности рукоположения в РПЦ в виду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы. Сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви. Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.

По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых – дониконианских – обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.

Численность поповцевна конецXX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России.

Беспоповцы – в их рядах не сохранилось ни одного священника, а рукоположение новых было невозможно. Для совершения богослужения они выбирали из общинников пастыря. Оставшись без священников, первоначально лишились церковных таинств. Затем два таинства – крещение и исповедь, стали совершаться выборными мирянами.

После потери священства возникла не разрешенная проблема таинства брака, так как обряд должен совершаться только священниками. Высказывалось суждение, что все должны вести безбрачную жизнь. В 1694 году состоялся в Новгороде собор с преобладанием сторонников данного взгляда, на котором брачное супружество было совершенно отвергнуто. Последователи соборного решения начали называться безбрачниками, федосеевцами. Другая часть беспоповцев получила название брачников. Решила, что обряд бракосочетания может совершать мирянин. Таковыми были согласия аристовцы, Аароново согласие.

Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других конфессий, но пришедших вновь перекрещивают. Главная общая особенность вероучения беспоповцев – идея об уже совершившемся воцарении антихриста и вытекающее отсюда убеждение в прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. Поэтому они отрицают необходимость священства для спасения души, ибо истинное духовенство истреблено антихристом.

Общие особенности вероучения: Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:

· Использование двуперстного крестного знамения

· не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным. Сохранилось так называемое знаменное пение (текст читают по знаменам, нет нотной записи).

· нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

· сохраняются начальные и исходные поклоны.

· поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

· Сохранили летоисчисление от сотворения мира.

· Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке)

· в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

· более широко используются погласицы в церковном чтении.

· сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (псалтырь, Иеросалим, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: