ЭТАП – период автокефалия (1448-1589 ГГ. )

Ослабление Византийской империи позволило расширить самостоятельность русского православия. Важным событием стало получение автокефалии – 1448 год – впервые русский митрополит Иона был назначен без согласования с Константинополем. С этого момента Русская православная церковь становится самостоятельной. Во многом этот ход русского духовенства был обусловлен слабостью Византийской империи, которая в 1453 году пала под ударами турок. Падение Константинополя привело к формированию в русской среде концепции «Москва – третий Рим». В конце XV-XVI веках Московское царство оказалось единственным независимым православным государством (1480 г. стояние на Угре). Таким образом, ответственность за судьбу православного мира в этом период могла взять на себя только Москва.

В 1458 г. русская митрополия разделилась на две – Киевскую и Московскую. Московская являлась самостоятельной, а Киевская юридически находилась в подчинении Константинополя. Этот период был окрашен стремлением русского общества выработать собственную православную доктрину. Это стремление породило Иосифлян и Нестяжателей, спор между которыми оказал влияние на духовную жизнь страны.

Нестяжатели – представители данного направления выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества. Во главе нестяжателей стоял старец Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Нестяжатели вначале были поддержаны Иваном III, который видел в них силу, помогающую ему отнять у церкви часть её земель. При Василии IIIНестяжатели выступили резко против незаконного и недопустимого по православным нормам развода Василия III с Соломонией Сабуровой, что привело к репрессиям в отношении этого течения. Они были осуждены на церковном соборе 1531 года, а многие их сторонники казнены или отправлены в ссылку.

Иосифля́не – последователи Иосифа Волоцкого отстаивали интересы крупного монастырского землевладения. И. Волоцкий доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы росписями, богатыми иконостасами и образами. Иосифляне выступали идеологами православной церкви и монархической власти. Их доктрина теологически обосновывала возникновение государства и утверждала «божественное происхождение» царской власти. Также в ней обосновывалась преемственность Русского государства, как оплота православия, после падения Константинополя в 1453 г. На этом основании Иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса Патриархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: