double arrow

Правовое положение старообрядцев в XVII-XVIII веках

В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера» была непризнанной, более того – преследуемой. Старообрядцы вплоть до конца XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев. Но постепенно характер государственно-церковных отношений к старообрядцам изменился: гонения сменялись попытками компромисса.

Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие не дали результата. Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошёл с позиции казны.

Император повелел переписать «всех раскольников и обложить их двойной податью» («двоедане»). Тех, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Их не допускали к общественным должностям, их свидетельства против приверженцев официального православия не принимались. Все старообрядцы должны были носить особое платье, за право носить бороду также была введена подать. Раскольники могли вступать в брак с придерживающимися официального православия только после отречения от старой веры. Таким образом, при Петре I староверов, как и представителей других конфессий, вынудили платить дань за право на собственное вероисповедание.

Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. С воцарением Екатерины Второй, меры против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной точкой в решении проблемных отношений со старой церковью стали просветительские установки, теоретические обоснования основ разумного и справедливого строя.

Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству. Тем не менее, несовершенство законодательной системы создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев. Раскольничество не получило признания наряду с официальным православием и считалось заблуждением. Государство преследовало свои интересы, видя экономические и политические выгоды от некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело и в XIX веке стало основной опорой предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: