Культура Советской Беларуси в межвоенное время (1919-1941 гг.)

В ветви культуры в 1920–1930-е гг. важной задачей для белорусского советского правительства стала ликвидация неграмотности, становление и развитие системы образования и науки, развитие пролетарских по сути и форме литературы и искусства.Наиболее удачной в сферы национально-культурного строительства в БССР стала политика “беларусизации”, которая проводилась с июля 1924 г. по инициативе компартии Беларуси. Беларусизация имела определенные направления – перевод делопроизводства, образовательных заведений на белорусский язык, введение предмета “белорусоведения” в учебные программы, выделение на руководящие должности в государственных и местных органах власти местных уроженцев (политика “коренизации”). Политика “коренизации” не ограничивала возможности для развития других национальностей БССР. От политики беларусизации наибольшую пользу получили евреи,латыши, литовцы, поляки и даже русские. Беларусизация имела положительные исходы как для культурного развития, так и для политической стабилизации в Беларуси. Белорусская наука развивалась на границах высших учебных заведений – БГУ (1921 г.), Белорусского политехнического института (1922 г.), Белорусской сельскохозяйственной академии (1925 г.), Витебского ветеринарнога института (1924 г.) и др. В 1922 г. был созданный Институт белорусскойкультуры, который стал фундаментам для образования в 1929 г. Академии наукБССР. В 1922 г. открыла дверь Государственная библиотека БССР,настраивалось музейное дело.Партийно-советские власти БССР проводили политику удовлетворениякультурно-образовательных надобностей населения на их родных языках. В 1927 г. была принята новая Конституция БССР. Государственными языками были утверждены белорусская, русская, польская и еврейская. Языком межнациональных отношений определялась белорусская. В границах компактного проживаниянациональных меньшинств создавались национальные советы (еврейские,польские, русские, латышские, немецкие, украинские).В 1920-е гг. расцвет получила белорусская литература. Действуют белорусские литературные кружки – “Молодняк” (М. Лыньков, М. Камыш,П. Кролик, П. Голавль и др.), “Возвышенность” (А. Бабареко, П. Глебка, З. Бедуля,М. Лужанин, К. Крапива и др.) и “Пламя” (Я. Колас, Я. Купала, Ц. Гартный,М. Камыш и др.), русский “Звания” и т.д. Появились новые имена – К. Черный,К. Крапива, М. Зарецкий, М. Лыньков и др., которые искали новые пути вискусстве. Были заложены основы для развития живописи, графики,скульптуры, архитектуры, музыкального (в 1924 г. в Могилеве была поставлено первая белорусская опера М. Чуркина “Освобождение работы”) и театрального искусств (из 1920 г. – белорусский театр под руководством В. Голубка, Первый Белорусский государственный театр), кино (в 1926 г. вышла перваяхудожественная лента “Лесная быль” режиссера М. Тарича о событияхгражданской войны на Беларуси).Период относительной свободы творчества закончился в концы 1920-х гг.В 1930-х гг., во время репрессий, были растрепанные писатели М. Горецкий,М. Зарецкий, М. Камыш, П. Голавль и др. Не избежали ареста Я. Колас иЯ. Купала.В межвоенное время белорусское правительство в целом проводило национальнуюполитику, которая соответствовала интересам основных групп национальных сообществ БССР. Однако на фоне всего отличного в экономично-социальной икультурно-просветительной сферы, национально-духовная жизнь Беларуси понесласерьезные потери.Внутри страны велась неутомимая война с религией. Атеистические советские икоммунистические органы считали, что для окончательного отрыва людей отрелигии необходимый не только пропаганда, но и физическая расправа с духовенством или избавление его возможности служить Богу, а такжеразрушение либо приведение в непригодное для богослужений состояние всехкультовых построений: христианских, мусульманских, иудейских.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: