Тема 8. Развитие советской музыкальной культуры во второй половине XX века

Русский послевоенный музыкальный авангард 1960-80-х гг. представлен творчеством композиторов, выступивших на авансцену в начале 1960-х гг. Хронологически первым авангардистом этой волны следует считать А.М. Волконского, который приехал в СССР с семьей из эмиграции (1947). Продолжив обучение в Московской консерватории, он начал сочинять в серийной технике Шѐнберга и Веберна. Группу «авангарда» возглавили три московских автора - Э.В. Денисов, С. А. Губайдулина и А.Г. Шнитке. Присоединялись в этот период и другие авторы, например Н.Н. Каретников, С.М. Слонимский, Р.К. Щедрин, Б.И. Тищенко, А.С. Караманов, на Украине -

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 149

 

В.В. Сильвестров, Л.А. Грабовский, в Азербайджане - К.А. Караев, в Эстонии - А. Пярт и др. Характерной особенностью музыкального авангарда на территории СССР были неофольклорные ориентиры», когда новые техники применялись к разработке народных напевов, аутентичной культуры - нетемперированный строй русской крестьянской песни мог совмещаться с авангардистской микроинтервальной техникой.

Хронологически первой осваиваемой «советским авангардом» техникой был сериализм, затем сонористика и алеаторика; одновременно началось развитие электронной музыки и разных смешанных видов письма и техник композиции: появились понятия из области полистилистики (термин введен в обиход А. Шнитке). К началу 1970-х гг. русский авангард «совпал» с некоторыми тенденциями западного искусства. Ко второй половине 1970-х гг. стали складываться явления, называемые «новым традиционализмом», неоромантизмом, «новой простотой» и т.д. Они отразились и в творчестве корифеев музыкального авангарда - у Губайдулиной, в основе техники которой в принципе лежит тембровая композиция, или у Денисова, в поздних сочинениях которого расширяется жанрово-стилистический спектр, у Пярта, который пришел к религиозному искусству аскетичной «новой простоты».

Характерной особенностью музыки 60—90-х годов является соединение в одном произведении принципов различных жанров — симфонических, хоровых, камерных, инструментальных и вокальных. Появляются сочинения, имеющие особые, неизвестные ранее жанровые названия, например "Поэтория" Р. Щедрина, "Драматория" А. Караманова. Хоровые действа Гаврилина сочетают в себе признаки оратории, симфонии, вокального цикла, балета, драматического спектакля. Влияние жанра ора-тории обнаруживается в Тринадцатой симфонии Шостаковича, а синтез симфонии, камерной вокальной и инструментальной музыки — в его Четырнадцатой симфонии.

Подобные взаимодействия характерны и для музыкального стиля. В одном произведении могут сочетаться тональная музыка мелодического склада и жесткая, атональ ная; строгий "классический" стиль и музыка современного быта, эстрада, джаз. Так, например, С. Губайдулина написала концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического, С. Слонимский — Концерт для бит-группы с оркестром, А. Эшпай — Концерт для саксофона с оркестром, в котором соединил принципы симфонического стиля и джаза. Соеди нение в одном произведении различных музыкальных стилей стало одним из характерных явлений современной музыки. Оно получило название полистилистика.

В полистилистике применяется также прямое цитирование чужого музыкального материала, который либо противопоставляется авторской музыке, либо «растворяется» в ней. Одной из разновидностей полистилистики является коллаж (термин заимствован из живописи): использование в произведении фрагментов чужого или своего, ранее написанного сочинения. Коллаж должен вызвать впечатление парадоксальности, несовместимости с авторским музыкальным текстом.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 150

 

Коренные изменения происходят и в области композиторской техники. Вместо привычного мажора и минора преобладает атональная музыка, используются серийная, сериальная техника, алеаторика, сонористика, микротоновая техника. Композиторы создают не требующую нотной записи электронную музыку, конкретную музыку, находят новые тембровые возможности музыкальных инструментов и человеческого голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: