Тема 7. Творчество А. Г. Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) – выдающийся русский композитор второй половины ХХ в. Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) в семье переводчика и учительницы. В 1961 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е.К. Голубева; в 1961-1972 гг. преподавал на кафедре инструментовки. Среди произведений Шнитке - оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Композитор много работал в театре и кино, создал музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х гг. постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом- корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, Государственной премии РСФСР (1986). Шнитке - главная фигура советского музыкального авангарда наряду с Э.В. Денисовым и С. А. Губайдулиной. Для его стиля, начиная со второй половины 1970-х гг., характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе полистилистики. Как музыкальный аналитик Шнитке неоднократ-но публиковал свои теоретические очерки, в частности, посвященные Шос-таковичу и Стравинскому. Проявление полистилистики выражается в ис-пользовании принципа цитирования и аллюзии (стилистического намека,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 148

 

игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низ-кого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Среди всех советских авангардистов Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на Западе. Кроме того, в произведениях композитора часто ощутимо «театральное» начало, возможно, идущее от его работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер комментария к некоему событию. Безусловным является высокое мастерство музыканта в драматургическом построении композиций.

Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все основные жанры и их гибриды. Это оперы «Жизнь с идиотом» (по рассказу В. Ерофеева, 1991), «Джезуальдо» (1993), «История доктора Иоганна Фауста» (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты («Желтый звук» по В. Кандинскому, 1974, «Пер Гюнт» по Г. Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая - незаконченная, 1998), шесть соncerti grossi, не-сколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат («История доктора Иоганна Фауста», 1983; «Ре-квием» из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос», 1975; Концерт для сме-шанного хора, на стихи Г. Нарекаци, 1985; «Стихи покаянные» для смешан-ного хора, на древнерусские тексты, 1987), камерно-инструментальная музы-ка, в том числе четыре квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио- соната, четыре «Гимна» для разных инструментальных составов, три форте-пианные сонаты и др. Шнитке - автор музыки к художественным фильмам «Агония» (1974), «Восхождение» (1977), к телефильмам «Фантазии Фарятье- ва» (1979), «Маленькие трагедии» (1980), «Мертвые души» (1984), к спектак-лям «Утиная охота» (МХАТ, 1978), «Доктор Живаго» (Театр на Таганке, 1993) и др. Умер в Гамбурге в 1998 году.

Его музыка — это сложный, трагический мир. Она отражает наше время, противоречивое, дисгармоничное. "Сама по себе жизнь, все, что нас окружает, настолько пестро... что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить. Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет" — так определил композитор свою творческую миссию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: