Тема 5. Творчество Д. Д. Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) - выдающийся русский композитор, классик музыки XX в., величайший симфонист, композитор-интеллектуал, музыкант-философ. Творческое наследие огромно по объему и универсально по охвату различных жанров, включает 15 симфоний, произведения для музыкального театра (оперы «Нос», «Леди Макбет Мцен- ского уезда», балеты «Золотой век», «Светлый ручей», оперетта «Москва- Черемушки»), музыка к кинофильмам («Златые горы», «Встречный», трило-гия «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Встреча на Эльбе», «Овод», «Король Лир»), камерно-инструментальную и вокальную музыку, в т.ч. «Двадцать четыре прелюдии и фуги», сонаты для фортепиано, скрипки и фортепиано, альта и фортепиано, два фортепианных трио, 15 квартетов, два фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, романсные циклы, кантаты, оратории.

Периодизация творчества Шостаковича включает ранний период (до 1925), средний (до 1960-х гг.) и поздний период (последние 10-15 лет). Осо-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 142

 

бенности эволюции и индивидуальное своеобразие стиля композитора связа-ны с множественностью составляющих элементов при высочайшей интен-сивности их синтеза - это и звуковые образы музыки современного быта, и русская народная песенность, и речевые, ораторские и ариозно-романсовые интонации, и элементы из музыкальной классики, и самобытный ладоинто- национный строй авторской музыкальной речи.

Уроженец Ленинграда, Шостакович получил образование в Ленинград-ской консерватории в классах пианиста Л. Николаева и композитора М. Штейнберга. Ранний период творчества совпадает с концом 1920-х гг., временем дискуссий по вопросам советской художественной культуры, рож-дением нового стиля советского искусства - социалистического реализма.

Весной 1926 г. оркестр Ленинградской филармонии впервые с триумфом ис-полнил его Первую симфонию. В эти годы Шостакович отдает дань увлече-нию экспериментальными работами режиссера В.Э. Мейерхольда, операми А. Берга и Э. Кшенека, балетными постановками Ф. Лопухова. Сочетание острой гротесковости с глубоким трагизмом, типичное для экспрессионист-ского искусства, привлекает его внимание так же, как и музыка Баха, Бетхо-вена, Чайковского, Глинки, Берлиоза, Малера и Мусоргского. Опера «Нос» по повести Н.В. Гоголя (1928) - одно из наиболее дискуссионных произведе-ний творческой юности.

Начало 1930-х гг. отмечено произведениями разных жанров: балеты «Золотой век» и «Болт», музыка к постановке Мейерхольда пьесы Маяковского «Клоп», музыка к спектаклям ленинградского Театра рабочей молодежи (ТРАМ), музыка к фильмам «Овод», «Златые горы», «Встречный»; музыка к эстрадно-цирковому представлению ленинградского Мюзик-холла «Условно убитый». В эти годы происходит творческое общение со смежными искусствами: балетом, драматическим театром, кино; возникновение первого романсного цикла (на стихи японских поэтов). Центральное место занимает опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») по повести Н. Лескова. Пятая симфония (1936) обозначила новый этап творческой биографии композитора и всей советской музыки. Жанр симфонии всегда был для него трибуной, средоточием философской мысли. Ни одна из пятнадцати написанных Шостаковичем симфоний не уходит от современности: Вторая - симфоническое посвящение Октябрю, Третья - «Первомайская» (поэзия А. Безыменского и С. Кирсанова), с Четвертой симфонии усиливаются философские размышления, Седьмая - знаменитая «Ленинградская» симфония. Тема войны надолго приковывает к себе помыслы композитора - в грандиозной Восьмой (1943), в Десятой и Тринадцатой симфониях, в фортепианном трио, написанном в память И.И. Соллертинского, в Восьмом квартете, в музыке к фильмам «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия». Девятая симфония - первое послевоенное произведение Шостаковича (1945), через восемь лет появляется Десятая симфония, полная трагедийных коллизий и глубоких мировоззренческих проблем. Особое место занимают программные Одиннадцатая - «1905 год» (1957) и Двенадцатая (1961), посвященная памяти

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 143

 

В.И. Ленина, симфония. Тринадцатая симфония Шостаковича (1962) по жанру близка оратории, написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста баса. Текстовую основу пяти частей симфонии составляют стихи Е. Евтушенко. В 1969 создана Четырнадцатая, посвященная Б. Бриттену, симфония для камерного оркестра: струнных, ударных и двух голосов - сопрано и баса. В ней звучат стихи Г. Лорки, Г. Аполлинера, М. Рильке и В. Кюхельбекера. Пятнадцатая симфония (1971) является чисто инструментальной, содержит цитаты известных музыкальных тем (увертюра Россини «Вильгельм Телль», тема судьбы из «Валькирии» Вагнера). Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи-эпопеи нашего времени.

Творческое наследие Шостаковича охватывают все жанры - от массовой песни до оратории, опер, симфоний, инструментальных концертов, камерной музыки. Рядом с симфониями большое место занимают пятнадцать квартетов. Квартетное творчество Шостаковича - одна из вершин развития жанра в послебетховенский период. Рядом с квартетами, по праву одно из высших мест в камерном жанре занимает Фортепианный квинтет (1940) - произведение, сочетающее глубокий интеллектуализм и тонкую эмоциональность. К камерной вокальной музыке композитор обращается в послевоенные годы: Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бѐрнса, В. Шекспира; вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», Два романса на стихи М. Лермонтова, Четыре монолога на стихи А. Пушкина, песни и романсы на стихи М. Светлова, Е. Долматовского, цикл «Испанские песни», Пять сатир на слова С. Черного, Пять юморесок на слова из журнала «Крокодил», Сюита на стихи М. Цветаевой. Обилие вокальной музыки на тексты классиков поэзии и советских поэтов свидетельствует о широком круге литературных интересов композитора. Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки в разных жанрах - опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (мюзик-холл), драматический театр, музыка к кинофильмам (более тридцати) и к драматическим спектаклям («Клоп» В. Маяковского, «Выстрел» А. Безыменского, «Гамлет» и «Король Лир» В. Шекспира, «Человеческая комедия» О. Бальзака). Шостакович внес большой вклад и в жанр инструментального концерта - фортепианного, скрипичного, виолончельного. По глубине мысли и драматургии они занимают место рядом с симфониями.

Неприятие мира насилия, лжи и бесчеловечности проявляется во многих произведениях Шостаковича, в разных жанрах. По сути, кредо композитора - это вера в силу и мудрость Человека, восхищение богатством его душевного мира, сочувствие страданиям и высокий нравственный тонус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: