Большой порт Санкт-Петербург включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская, Бронка. К ним ведёт разветвлённая система каналов и фарватеров. Морской торговый порт включает около 200 причалов с глубинами до 11.9 м. Территориально, морской торговый порт разделён на четыре района. Первый и второй районы морского торгового порта обслуживает железнодорожная станция Новый порт, третий и четвертый районы — железнодорожная станция Автово Октябрьской железной дороги.
На рис. 8 представлена схема порта Санкт-Петербурга.
Рис. 8. Схема Порта Санкт-Петербурга
В порту Санкт-Петербурга перегружаются нефтепродукты, металлы, лесные грузы, контейнеры, уголь, руда, химические грузы, металлолом.
Грузопереработка примерно 70% контейнеров в России осуществляется в портах Северо-Западного региона. В порту Санкт-Петербурга постоянно растёт объём грузопереработки контейнеров, в связи с чем наблюдается перегруженность данного порта. Так, в январе 2011 грузооборот порта Санкт-Петербург возрос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил в январе 2011 года 4,275 млн. тонн, что в контейнерах приблизительно равно 165 тыс. шт. – см. рис 9.
|
|
Рис. 9. Грузооборот и контейнерооборот порта Санкт-Петербург, январь 2010 и 2011 гг.
Табл. 1
Грузооборот, млн. тонн
59,6 | 59,9 | 50,4 | 58,0 |
Табл.2
Грузооборот порта за 10 мес. 2011 года
Специализация | Грузооборот тыс.тонн за 2009 г. | Грузооборот тыс.тонн за 2010 г. | Грузооборот тыс.тонн за 2011г. | 2011 г. в %% к 2010 г. |
ВСЕГО: | 41901,6 | 48395,4 | 50207,9 | 104% |
НАВАЛОЧНЫЕ, в т.ч.: | 6422,0 | 7666,8 | 6006,9 | 78% |
Руда | 549,6 | 540,0 | 603,6 | 112% |
Уголь, кокс | 2135,0 | 1890,3 | 282,1 | 15% |
Минеральные удобрения | 3622,1 | 5133,5 | 4965,6 | 97% |
Прочие навалочные | 115,3 | 103,0 | 155,6 | 151% |
НАСЫПНЫЕ, в т.ч.: | 159,9 | 99,4 | 155,5 | 157% |
Зерно | 151,4 | 71,8 | 141,8 | 197% |
Прочие насыпные | 8,5 | 27,6 | 13,7 | 50% |
ЛЕСНЫЕ | 107,2 | 182,2 | 142,4 | 78% |
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ, в т.ч.: | 9585,1 | 10433,1 | 11541,0 | 111% |
Черные металлы | 3341,7 | 3800,7 | 3863,8 | 102% |
Цветные металлы | 1544,2 | 1418,7 | 1306,1 | 92% |
Металлолом | 783,3 | 827,2 | 955,0 | 115% |
Тарно-штучные | 552,5 | 673,5 | 770,9 | 114% |
Рефгрузы | 2273,6 | 2019,4 | 2210,7 | 109% |
Прочие генеральные | 1089,8 | 1693,6 | 2434,5 | 144% |
КОНТЕЙНЕРЫ | 11731,5 | 15733,3 | 18270,2 | 116% |
teus | ||||
ГРУЗЫ НА ПАРОМАХ | 223,6 | 362,6 | 567,9 | 157% |
НАЛИВНЫЕ, в т.ч.: | 13672,4 | 13918,0 | 13524,0 | 97% |
Нефтепродукты | 13659,5 | 13888,6 | 13471,2 | 97% |
Пищевые | 12,9 | 29,4 | 52,8 | 180% |
Рис. 10. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург
Рис. 11. Статистика перевозки генеральных грузов Большого порта Санкт-Петербург
|
|
Рис. 12. Статистика перевозки контейнеров Большого порта Санкт-Петербург
Рис. 13. Статистика перевозки наливных грузов Большого порта Санкт-Петербург
Рис. 14. Статистика перевозки прочих грузов Большого порта Санкт-Петербург
В порту оказываются сюрвейерские, агентские, буксирные, лоцманские, швартовые, и экспедиторские услуги.
Перечень услуг, предлагаемых компаниями-операторами:
· погрузка / выгрузка транспортных средств;
· получение / выдача грузов;
· контроль количества и состояния груза;
· хранение грузов.
Дополнительные услуги (работы), связанные с перегрузкой грузов:
· взвешивание, досмотр, подработка, переупаковка, маркировка и сортировка грузов;
· дополнительное и специальное крепление грузов на судах;
· разработка проектов размещения и крепления негабаритных, тяжеловесных, нестандартных, опасных и прочих грузов на транспортных средства;
· предоставление инфраструктуры для стоянки судов, не осуществляющих грузовых операций;
· швартовые операции;
· предоставление перегрузочной техники;
· сухая зачистка грузовых помещений судна;
· штивка груза на борту судна;
· экспедиционное обслуживание;
· согласование заявок на перевозку импортных грузов железнодорожным транспортом;
· оформление коносаментов и грузовых манифестов.
На территории Большого Порта, в соответствии с полученными лицензиями на производство погрузочно-разгрузочных работ, осуществляют грузовые операции около 30 стивидорных компаний. Основными стивидорными компаниями, работающими на территории Большого порта Санкт-Петербург, являются ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», компании «Нева-металл», «Балтийский балкерный терминал», ООО «Моби Дик», «Петербургский нефтяной терминал», ЗАО «Первый контейнерный терминал», ОАО «Петролеспорт». Одной из крупнейших стивидорных компаний, осуществляющих деятельность в порту, является ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". С 11 февраля 2008 года собственником ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" является голландская компания Universal Cargo Logistics Holding.
Группа компаний «Морской порт Санкт-Петербург» - крупнейшая группа стивидорных компаний в Большом порту Санкт-Петербурга и на северо-западе России. Группа компаний «Морской порт Санкт-Петербург» входит в UCL Port, - субхолдинг, объединяющий стивидорные активы транспортной группы UCL Holding – ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» на Северо-Западе России, а также Туапсинский и Таганрогский морские порты на Юге страны. «Морской порт Санкт-Петербург» предоставляет полный комплекс услуг круглогодично 24 часа в сутки. К обработке принимаются все виды грузов, в том числе нестандартные тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Перевалка проектных грузов на терминалах группы осуществляется во взаимодействии с логистической компанией «Универсальный экспедитор» (входит в UCL Holding).
На терминалах группы обслуживаются суда водоизмещением до 60 тыс. тонн и осадкой до 11 м. В работе используется развитая инфраструктура порта, включающая железнодорожные и подкрановые пути, автомобильные дороги, инженерные сети, ремонтные базы, топливозаправочные станции, очистные сооружения. В состав группы входит энергосервисная компания, предоставляющая соответствующий спектр услуг.
В 2010 году стивидорные компании группы «Морской порт Санкт-Петербург» обработали более 12,1 млн. тонн грузов. Удельный вес группы компаний в грузообороте Большого порта Санкт-Петербург составил около 17%.
Табл. 3