Национальные корни кооперации

 

Ознакомившись с обстановкой после гражданской войны, давайте вспомним, что на фоне непримиримой вражды между почитателями красных и белых, трений между активистами бедноты и поклонниками патриархальных устоев, в крае началось обобществление собственности с приоритетным направлением на всеобщую коллективизацию.

В литературе повсеместно главенствует мнение, что кооперация навязывалась властями «сверху». Башкирия этот постулат убедительно оспаривает. Но сегодняшнему поколению на этом месте, по всей вероятности, опять необходимо дать небольшие пояснения об особенностях ведения земледелия в башкирских селах. Видимо именно эта специфика в какой-то степени инициировала зарождение кооперации.

Краткая суть специфики такова. К концу девятнадцатого века, у башкир этой местности повсеместно применялась и получила распространение трехпольная система земледелия. Навыки трехпольного земледелия башкиры заимствовали у русских крестьян, которые проживали на правом берегу реки, против деревни «Кантун». Различия в обработке земли основывались на разности конструкций земледельческих орудий. Русские крестьяне проводили вспашку металлическими плугами, изготовляемыми самых разных размеров. У башкир преобладал деревянный сабан и борона. Сабан был чрезвычайно тяжел при эксплуатации, отчего сам процесс вспашки являлся крайне трудоемким, и проводили его с помощью упряжки из трех или четырех лошадей. Не каждый бедняк мог себе позволить эдакую «роскошь». Нередко бедняки устраивали «супряжки» из нескольких семей для совместной обработки полей. Это ли не признаки кооперации «снизу»?

Детально ознакомившись с национальными особенностями и политическими мотивами после революционной обстановки в крае, мы переходим к изучению конкретных поселений.

Откуда истекают истоки

Верхне-Буранчина

(Ныне Старобуранчино)

Большинство документов и устных сказаний в качестве родоначальницы обозреваемых нами населенных пунктов называют деревню Буранчино. Отталкиваясь от общепризнанной достоверности того фактора, с неё, как с первой ступени демографической лестницы начнем более подробные исследования.

Согласно дошедших до нас преданий известно, что родоначальника рода Юрматы, вернее прибывшего во главе рода Юрматы на наши земли предводителя звали «Бурнас». Точнее это, видимо, его прозвище, так как звали его Казанкал – сын дочери Сэсле Даруиш. Можно предположить, что основателем деревни Бурансы (Буранчина) – в будущем прародительницы деревень: Юрматы, Ирек, Кызыл Батыр - был именно он, Бурнас-бай.

Истоки основания этой деревни восходят к середине 18 века. Из приведенной ниже справки мы узнаем, что уже в 1795 году там насчитывалось 40 дворов заселенных 219 жителями. К 8 ревизии 1834 года из коренной деревни выделилось 7 дворов семейства Туктамышевых и переселились они на левобережье, организовав новый населенный пункт Нижне-Буранчина.

После завершения гражданской войны эти деревни располагались в приграничной зоне между Стерлитамакским и Уфимским уездами. Уместно, по всей вероятности, в этом месте дать небольшие разъяснения об административно-территориальном делении региона. Тем более, что органы территориального управления во временных рамках нередко меняли и форму и содержание.

На основании «Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством…» от 20 марта 1919 года, они выделяются из Стерлитамакского уезда и административно стали принадлежать вновь образованному Юрматынскому кантону Башкирской Советской Республики с центром управления в селе Зирган. На основании протокола №107 от 24 августа 1919 года образован Юрматынский кантревком в составе: Газизова – председателя, Габдуллы Ильясова – военкома и Габдулбари Валидова – члена ревкома. После воссоединения «Малой башкирии» с Уфимской губерней и образованием Башкирской автономной республики в 1922 году, деревни входят в состав Азнаевской волости Стерлитамакского уезда Юрматынского кантона. По состоянию на 1 августа 1924 года, когда произошло укрупнение кантонов, они вошли в состав Стерлитамакского кантона Башкирской АССР. Однако, 14 июня 1926 года декретом ЦИК утверждается новый список волостей, но Азнаевская волость с центром в деревне Кусяпкулово остается в неизменном виде.

Следующее, но не последнее изменение в административном устройстве территорий произошло в 1930 году, когда существовавшие 132 года кантоны и волости ликвидируются и Башкирская АССР делится на административные районы. Верхне-Буранчина и Нижне-Буранчина, а также все отпочковавшиеся от него селения административно подчиняются Стерлитамакскому району. И самое последнее переподчинение случилось уже в 1937 году, когда на базе Макаровского района образовался Ишимбайский район.

Более давние сведения о деревне Буранчино мы почерпнем из справочника «История сел и деревень Башкортостана» под авторством Асфандиярова А.З. Уфа. Башкнигоиздат. 1991г.:

«Буранчина в 1795 году – 40 дворный аул с населением 219 человек. Сыновья и внуки Бурансы жили в одной деревне. Старший Абзелил, с 1754 года. Его дети Сатучи, Ишбай, Губайдулла, Хибатулла. Уметбай Буранчин, 1778 года рождения. Его сыновья - Мифтахитдин, Сайфитдин, Кусарбай и Асылбай Уметбаевы.

К 8 ревизии 1834 года из коренной деревни выделилась часть людей, и основала новую деревню по левую сторону реки Агидель с населением 82 человека при 7 дворах. Она располагалась чуть ниже по течению, (в двух верстах от старого Ишимбаево, почти напротив современной ЦЭС. Прим. авт.) и названа Нижне-Буранчина. В Верхне-Буранчина осталось 129 жителей при 12 дворах. По 10 ревизии в Нижне-Буранчина было 20 дворов с 211 жителями, во второй 30 домов и 132 человека. В Нижне-Буранчина в 1920 году отмечено 335, в Верхне-Буранчина – 192 человека; количество дворов соответственно 64 и 35. Расстояние между ними составляло 4 версты.

Кусурбай Буранчин и Аитбай Туктамышев в составе 12-го полка участвовали во взятии Парижа 19 марта 1814 года.

В Нижне-Буранчина 7 дворов и 82 жителя владели 269 лошадьми, 168 овцами, 287 коровами, 83 козами; имели 140 ульев.

В Верхне-Буранчина на 12 дворов и 129 человек приходилось 188 лошадей, 114 коров, 40 овец, 20 коз. Владели 60 ульями. В первой было посеяно 160 пудов озимого и 656 пудов ярового хлеба».

По состоянию на 1925 год в Верхне-Буранчина зафиксировано 28 хозяйств, в Нижне-Буранчина – 55 хозяйств. Снижение количества хозяйств можно связать с началом выделения выселок Кызыл Батыр и Юрматы, но сведения о них в переписи 1925 года еще отсутствуют.

На основании приведенной выше справки, можно сделать заключение, что жители Буранчино (Верхне-Буранчина) вели довольно оседлый образ жизни. Бесспорно, они традиционно занимались коневодством, пчеловодством и бортничеством. Кроме того, они столь же усердно разводили скот и пахали землю, причем выращивали наиболее передовые яровые сорта зерновых культур. Видимо этому занятию способствовал более возвышенный уровень правого побережья. Произведенный на основе внимательного рассмотрения приведенных Асфандияровым цифр элементарный арифметический расчет показывает: при количестве засаженного зерна 800 пудов (12800кг), с учетом семенного фонда, выращенного при достаточно благоприятном урожае, хлеба на душу населения (129 человек) приходилось около 3 килограмм в день. То есть крестьяне неплохо питались и имели избыток урожая, который реализовали на рынках Стерлитамака или в рабочем поселке Верхоторе.

Признаться, последующее деление селения на две части не принесло значительного ущерба материнской деревне Верхне-Буранчина. Она входила в колхоз, затем в промколхоз «Усь-Каин», где длительное время председательствовал Валиулла агай Гайфуллин. Активными колхозниками являлись коренные жители из семейств: Мустафиных, Гумеровых, Хулутдиновых и Салимовых. Бригадиром полеводческой бригады в Буранчино являлся Басир Мустафин, конюхом конного двора Гильметдин Хисамов. Была в деревне собственная кузница. Организовал её русский кузнец, имя которого затерялось в годах. Известно лишь, что слыл он искусным мастером своего дела, за что колхоз выделил его семье дом. Продолжателями кузнечного ремесла впоследствии оставались - Лутфулла агай и Муртаза Хазиев.

В годы расцвета промартели «Башкортостан», Буранчино и Ирек находились почти на одной географической широте, только на различных берегах реки.

Расположенная в более выгодном положении на возвышенном восточном побережье, деревня Верхне-Буранчино благополучно пережила все реформации, вызванные общественно-политическими потрясениями, и существует поныне на исконно родовых землях под именем Буранчино. Селение это и сегодня уютно простирается на правом берегу реки Агидель в пяти верстах от города Ишимбая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: