Прародительница аулов - деревня Нижне-Буранчина

(Кантун)

Второй ступенью на пути образования селений Юрматы и Ирек стала деревня Нижне-Буранчина.

Выделившаяся из Верхне-Буранчина деревня Нижне-Буранчина в простонародье величалась «Кантун» (от слова «Кантон» - как с начала девятнадцатого века именовалась административно-территориальная единица). Располагалась она в двух километрах южнее деревни Ишимбаево, на месте Ишимбайской пропарочной станции.

Двойное название утвердилось от того, что в этой деревне была сосредоточена местная власть. Один из отставных кантонных начальников 7-го кантона чиновник 13-го класса Хабибулла Юлдубаевич Туктамышев жил в Нижне-Буранчина. Когда-то, как глава рода и государственный чиновник, Хабибулла Туктамышев получил земельный надел и поставил свой дом крайним по правому порядку. Он имел высокий фронтон и небольшой полисадник с кустами смородины. За ним, в соответствии родовых традиций, по тому же порядку, расселились менее именитые родственники клана Туктамышевых. Таким образом образовался один небольшой порядок из домов: Ишбулды, Юлдыбая, Аитбая, Хайбуллы, Самирхана и Хайретдина Туктамышевых. Историки утверждают, что до 1843 года башкиры селились по старшинству: первым стоял дом главы клана, за ним по степени убывания родства расселялись остальные сородичи. В 1843 году в целях повышения пожарной безопасности военный губернатор утвердил типовой план расположения домов на улицах сел и требовал жесткого исполнения его на местах. Отныне, власти при строительстве домов начали призывать население к соблюдению рядности и планового расположения улиц. Теперь дома должны располагаться в два порядка и не менее как на расстоянии 12 сажен (25 метров) друг от друга.

В целях предотвращения разночтений в названии рассматриваемого населенного пункта, еще раз заострим внимание на его двойном имени. То обстоятельство, что в селе жил представитель кантонной власти, сохранило Нижне-Буранчино в памяти современников как деревню «Кантун» (Кантон). Наименование это столь цепко прижилось в народе, что в документах о рождении дочерей Мухаметьяна Кутлугильдина – Мадины и Марвы отмечено место рождения «Кантон». Зачастую в воспоминаниях старших поколений юрматынцев о своей прародине чаще упоминается «Кантон», чем Нижне-Буранчино, что иногда вводит в заблуждение исследователей.

Точная дата появления деревни Нижне-Буранчино затерялась на промежутке восемнадцатого и девятнадцатого веков. Доподлинно известно лишь то, что к 8 ревизии 1834 года новая деревня по левую сторону реки Агидель насчитывала населения 82 человека при 7 дворах. 10 ревизская сказка 1859 года насчитывает в деревне уже 20 дворов с 211 жителями. До конца 19 века деревня благополучно развивалась, и к переписи 1920 года в Нижне-Буранчино насчитывалось 64 двора с 335 жителями.

Согласно приведенной справки и преданиям ныне здравствующих аксакалов освоение деревни Нижне-Буранчино происходило не особенно стремительно. Первыми на левый берег переселилась семья Туктамышевых во главе с Хабибуллой Юлдубаевичем. Современники утверждают, что чин государственного чиновника давал право на владение землей и Хабибулла Юлдыбаевич получил пай вполне заслуженно. Он являлся офицером, имел приличное по тому времени образование и неплохо владел русским языком. Он с близкими родственниками из бревен, сплавленных по реке из Авзяна, возвели только один порядок из семи изб. Другой порядок улицы, спустя полтора десятилетия, заселил не менее многочисленный клан Кутлугильдиных.

Почти двадцать пять лет прирост населения деревни шел не шатко не валко. Последующий бурный прирост его, как утверждают старики, напрямую связан с возведением мечети.

Появление мечети в деревне имеет свою увлекательную историю. Уделим этому эпизоду внимание, ибо именно он инициировал рост численности населения в дальнейшем.

Главенствующей религией башкир, как известно, является мусульманская. В сущности, сугубо официально религиозный момент сводился к публичным молениям и проповеди в мечети. В дореволюционное время мечеть выполняла одновременно многие светские обязанности: муллой в так называемой «метрической книге» регистрировались даты рождения и смерти человека, а также все бракоразводные процессы.

Но своей мечети не было. Для исправления веками сложившихся религиозных обрядов жители деревни Нижне-Буранчина вынуждены были добираться до Буранчина или Термень-Елга, где мечети имелись. Хождения были связаны с определенным риском, так как наличествовала необходимость пересекать реку. Моста через Агидель еще не существовало.

У жителей назрело желание строить собственную мечеть. Старейшины деревни решили обратиться с просьбой о её строительстве к волостному старшине. Но старшина пояснил, что такое разрешение волен дать разве лишь губернатор. Он помог составить грамотное прошение на имя губернатора. Выслушав челобитную от ходоков Нижне-Буранчина, губернатор растолковал им правило: оказалось, что для возведения мечети существует минимум численности населения. В деревне просителей до необходимого минимума жителей явно не доставало (требовалось где-то 200 человек, а там проживало менее ста). Был предложен вариант роста численности за счет приглашения на постоянное жительство людей из соседствующих поселений. «- В общине тьма неиспользуемых земель. В соседних деревнях много жителей, но недостаток земли. Привлекайте народ со стороны, особенно малообеспеченных. Неимущим раздавайте землю бесплатно, богатеям продавайте!» - посоветовал губернатор.

Правдами и неправдами завлекая в деревню переселенцев, упорные нижнебуранчинцы увеличивали количество жильцов. Во второй половине 19 века из местечка Термень-Елга в эту деревню переселяются сыновья Сирбаева (возможно Сурибаева) Тимербулата - Иблеямин, Даминдар, Ахмедьян и Мухаметьян. Они обосновались по той же улице, но возвели дома на другом её порядке. Их порядок затем продолжили Байгильдины и Байгутлины. Как утверждает нынешний аксакал Муллагалей Сафаргалеевич Байгильдин, они являются родственниками Кутлугильдиных. Продлили улицу мишаре Исмагиловы – выходцы из деревни Армет Макаровского района. Один за другим там появлялись новые семейные кланы: Рахматуллины, Юлдашбаевы, Киреевы и другие из села Зирган. Ишимбаевы и Исхаковы из деревни Ишимбаево. Таким неординарным способом коренные селяне набрали необходимую квоту и получили заветное разрешение. Расщедрившийся губернатор бесплатно выделил деловой лес в верховьях реки Агидель. Силами всех односельчан заготовили лес и сплавили его по воде. Расходы на закупку необходимых строительных материалов осуществляли за счет благотворительной помощи богатых и пожертвований рядовых сельчан. Затем руками собственных плотников и простых верующих, способных на все руки, где-то около 1860 годов возвели довольно приличную мечеть. Отныне новорожденных стали регистрировать в метрической книге собственной мечети.

Указным муллой поначалу служил Абдулла Юлдашбаев. Он дожил до весьма преклонного возраста, умер в 94 года. После него указным муллой стал старший сын Хамит, а затем второй сын Лотфулла Юлдашбаев. Оба они получили образование в духовном заведении города Оренбурга. Позднее при мечети открыли медресе. Там обучали ребятишек основам грамоты на арабском алфавите.

Закрепившись на побережье, селяне в течение полного столетия осваивали и развивали деревню Кантун – Нижне-Буранчина. Там размножились семейные династии Туктамышевых, Кутлугильдиных, Рахматуллиных, Байгильдиных и Байгутлиных. Причем все семейные кланы имели разные приверженности: Туктамышева наследственно имели организаторские способности и традиционно были склонны к государственной службе. Кутлугильдины, Юлдашбаевы и Рахматуллины избрали приоритетом религиозную деятельность, Байгильдины и Байгутлины более склонны к хозяйственной работе. Кланы роднились, заводили семейные связи и размножались. Возможно они и проживали бы там благополучно по сей день, не заварись революционная каша и последующая за ней братоубийственная гражданская война начала двадцатого столетия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: