В годы гражданской войны

Ранее приведенные революционные потрясения по замыслам вождей были направлены на улучшение жизни простого народа. Однако случилось так, что бурные события начала двадцатого столетия исподволь разрушили вековые традиции древней башкирской обители. Водораздел ожесточенных столкновений происходил не только между классами, но даже внутри семей. В революционное время и период гражданской войны потомки современных юрматынцев еще расселены в одной деревне. Первые элементы расслоения населения, проявленные сразу после революции, поначалу выразились в политических трениях и течениях. В темных аулах образуются органы Советской власти и Советы бедноты. Возможно, эти нововведения и политические течения, не уживаясь с фанатичной религиозностью, подтолкнут в дальнейшем к распаду деревни.

Первый совет бедноты в Нижне-Буранчино возглавил Гайнетдин Хайретдинович Туктамышев. Остальные четверо братьев еще служили в красной армии. Чем именно привлек потомков бывшего кантонного начальника и совсем не бедного Хабибуллы Юлдубаевича Туктамышева лагерь сторонников советской власти, доподлинно автор объяснить не берется. Наши предположения таковы: пройдя рядовым солдатом японскую компанию, Гайнетдин много повидал на жизненном веку. Вернувшись, он оказался наиболее просвещенным по социальным вопросам человеком в глухой и далекой от информационных центров местности. Были у Туктамышевых потомственные задатки организаторских способностей. Вполне возможен более простой вариант, что на фоне политической борьбы имели место случаи обычной бытовой неприязни одного семейного клана к другому.

Активных боевых действий в нашем крае не велось, но власть в ходе гражданской войны менялась несколько раз. Белые приходили - устраивали белый террор, красные приходили - устраивали красный террор.

Мужское население призывного возраста вынуждено было периодически прятаться в прибрежных лесах, в районе местечка называемого «Арал». Об одном из ярких эпизодов жестокости белогвардейских войск, до сих пор с содроганием и слезами на глазах вспоминает сын главного участника тех давних событий, ныне аксакал преклонного возраста Мустафа Гайнетдинович Туктамышев. Он только под старость лет решил поделиться с автором преданиями, тщательно хранимыми семейной памятью.

«Дело происходило, видимо, в 1918 году, - рассказывает он. – Центром волостного совета тогда служил поселок Покровка. (Действие рассказа совершалось до «Соглашения…» от 20 марта 1919 года. Прим. авт.). Оттуда в Нижне-Буранчино прибыл гонец и сообщил, что Покровку уже заняли подразделения белых частей, которые вскоре прибудут в Нижне-Буранчино. Гонец также привез для членов и активистов совета заготовки своего рода вида на жительство за подписью председателя волостного совета М.П. Шевелюка. Запуганные террором мужчины не медля собрались и покинули деревню. Но мой отец вынужден был остаться, так как его жена должна была вскоре разродиться. Моя будущая мать была в положении мной. Кто-то доложил белякам о деятельности отца, но они не смогли его взять. Тогда они арестовали беременную жену и трехлетнего сына. Молодую женщину связали и подвесили к березе за связанные руки, а ребенка подвесив за горло, то поднимали вверх, то опускали. Таким жесточайшим образом, они пытались выведать местонахождение мужа и остальных мужчин, прятавшихся от белых карателей. Творилось издевательство на глазах согнанного оставшегося населения – женщин, стариков и детей.

Седобородые старцы не выдержали зрелищ бессмысленной жестокости и обратились к командующему пыткой офицеру с просьбой выслушать их. В числе старейшин были: указной мулла 96-летний Абдулла Юлдашбаев, зажиточный крестьянин Абдельгарей Юлдашбаев, Мухамедьян и Иблиямин Кутлугильдины, Лотфулла Юлдашбаев и Мухаметрахим Рахматуллин. Народ расступился, а озадаченный офицер подумал, что старики решили выдать беглецов.

Из группы аксакалов вперед выступил Абдельгарей Юлдашбаев и смело обратился к офицеру. Он произнес такие слова: «Слушай сын мой! Если твои солдаты решили воевать с детьми и бабами, то вы никогда не победите! Вы спрашиваете её о местонахождении мужа, совершенно не учитывая наших национальных особенностей. Башкир никогда не говорит жене, куда он уходит или когда вернется. По шириату у башкир имеется несколько жен, и он может быть у любой из них. Поэтому, дабы не быть битой, жена никогда не спрашивает мужа, куда он направился…».

Нет сомнения, что столь дерзкая речь требовала большого мужества от говорящего! И неизвестно, дошла ли до офицера суть сказанного, однако после этого обращения старейшин издевательства прекратились. К сожалению, бедная жена Гайнетдина не выдержала пыток и вскоре после родов умерла».

Нам остается только уточнить, что нарожденным ребенком явился на свет именно ныне здравствующий почтенный старец - Мустафа Гайнетдинович Туктамышев.

Сегодня 87-летний Мустафа Гайнетдинович Туктамышев пребывает в достаточно светлом уме и рассказ его не вызывает сомнений. Рассекреченные и обнародованные за последние годы документы предали гласности немало случаев жестокого обращения с местным населением как от белогвардейцев, также со стороны красногвардейцев. Жестокость порождала жестокость и бунтарские выступления местных жителей. Кроме того, повально безграмотное население, к тому же весьма удаленное от информационных центров, смутно представляло цели и задачи советской власти. Красных партизан и красногвардейцев местное население ненавидело разве чуть менее белогвардейцев.

Как мы выяснили ранее, новая экономическая политика поначалу стала родовые земли распределять по единоличным наделам. НЭП середины двадцатых годов, клановые и имущественные раздоры вызвали отток второй волны отселенцев.

Шаг за шагом, мы вплотную подошли к началу распада деревни. Материнская деревня Нижне-Буранчино в середине двадцатых годов так бурлила страстями, что начала таять: если перепись от августа 1920 года насчитала в ней 64 двора, то в 1925 уже 55 дворов. Началось великое переселение с образованием трех разноименных и разновеликих населенных пунктов. Процесс занял по времени десятилетие. Причем, население вновь образованных деревень броско распределилось по традиционным устоям и социальной направленности. Кызыл-Батыр заселил клан Туктамышевых явно ориентированный на артельное ведение хозяйства. В Юрматы перебазировались в высшей степени религиозного склада семьи Кутлугильдиных, Юлдашбаевых и Рахматуллиных. Ирек заполонили трудолюбивые семьи свободные от религиозной и социальной зависимости.

На местечке процветающей деревни Нижне-Буранчино на начало тридцатых годов двадцатого столетия еще осталось несколько домиков и мечеть. Мечеть некоторое время исполняла роль медресе, затем использовалась под зерновой склад. Теперь нефтеносную местность быстро полонила новая промышленная эра. В отстроенных там землянках и бараках расселяли рабочих нефтяных промыслов, затем строителей нефтеперегонного завода. Кстати, возведенный на месте рассыпавшегося на части «Кантуна» барачный поселок благополучно просуществовал вплоть до самых шестидесятых годов, пока его совсем не смели разрастающиеся промышленные предприятия.

 

ТОЗ «Кызыл Батыр»

 

И вот мы ступаем на третью ступеньку демографической лестницы. Первым звеном в цепи отделения поселений в результате распада деревни Нижне-Буранчино стоит артель «Кызыл Батыр». Судьба этой артели, затем одноименного аула, как и положено звездам, оказалась на редкость яркой, но скоротечной. История отвела на её существование всего около десятка лет.

Деревни Кызыл Батыр могло не быть – уживались ведь артельщики в Нижне-Буранчина! Но она возникла и своим рождением, а также колоритным революционным именем обязана роду Туктамышевых. Их было пятеро, и представляли они наиболее просвещенную часть населения Кантуна.

Почему потомки начальника 7-го кантона чиновника 13-го класса Хабибуллы Юлдубаевича Туктамышева оказались в ряду приверженцев коллективизации, а Шамсетдин Туктамышев стал самым ярым пропагандистом коллективного труда? Этому видимо существует два объяснения. Попробуем в них разобраться детальнее.

Во-первых, династия Туктамышевых по складу характеров исторически принадлежала к клану государственных чиновников. Все они являлись прекрасными организаторами и умели работать с людьми. Являясь людьми бывалыми и много повидавшими, прекрасно ориентировались в политической обстановке. Мы помним, что их предок Аитбай Туктамышев в составе 12-го полка участвовал в походе на Париж. Самирхан несколько лет проживал в Стерлитамаке, работал секретарем волостного управления Азнаевской волости. Гайнетдин скопил опыт артельной работы.

До революции братья не входили в круг бедных семей, их клан считался в округе зажиточным. Однако, в силу вышеприведенных обстоятельств и наследственной активности они подрабатывали - кто на извозе, кто трудился на промышленных предприятиях в поселках Верхоторе, Красноусольске или городе Стерлитамаке.

Во-вторых, многие из них имели образование и знали русский язык, что давало преимущества по ориентированию в послереволюционной неразберихе. Шамсетдин Туктамышев, к тому же, выделялся заметной внешностью: высокого роста, необычайно физически развитый и сильный мужчина. На сабантуях он легко одерживал победы над соперниками в национальной борьбе и скачках. В округе он смолоду пользовался чрезвычайно высокой популярностью и авторитетом. В период гражданской войны Шамсетдин руководил красной дружиной и воевал против белогвардейцев. Гайнетдин, как помним, возглавлял комитет бедноты.

Как закончилась гражданская война, три брата из пяти вернувшись с военной службы, остались без земельных наделов.

Шамсетдин и четыре его брата – Фахретдин, Гайнетдин, Мингажетдин, Салахетдин, а также двоюродный брат Минибай, напитав в себя от красных агитаторов социалистических идей, отделили от общины часть полагавшуюся их роду сельскохозяйственных угодий на низменных берегах озера Кара-Куль, и решили обрабатывать землю сообща. Их семейное сообщество переросло в товарищество по обработке земли к которому присоединились: Искандар Юлдашбаев, Минияр Баширов, Ахметгалей Кутлугильдин, Салимгарей Юлдашбаев, Агзам Байгутлин, Абдурахман Юлдашбаев и Минигул Баширов. Таким образом, благодаря объективным обстоятельствам и субъективным особенностям, после революционных преобразований братья Туктамышевы, сконцентрировали вокруг себя неимущую часть населения.

Это товарищество станет впоследствии первым осколком от последующего дробления деревни Нижне-Буранчина. Люди захотят жить ближе с первым артельным хозяйством.

Всем известно, что новая история двадцатого века явилась в окрестности в образе обобществления собственности. Для придания повествованию большей достоверности обратимся к сборнику «Советская Башкирия» под редакцией Р.Г. Кузеева, А.И. Харисова и Б.Х. Юлдашбаева. «Второе рождение колхозов в Башкирии следует отнести к концу 1919 года. В это время в деревне Буранчино (Стерлитамакский уезд) башкирская беднота объединилась в колхоз «Кызыл Батыр». Организатором колхоза стал красный партизан Шамсетдин Туктамышев» - так отражен факт начала кооперации в цитируемом первоисточнике.

Как видим, колхоз в Буранчина организовался задолго до объявленной в государстве всеобщей коллективизации! Только если быть абсолютно точным, колхоз тот создан в Нижне-Буранчина, но впоследствии выделился в выселки Кызыл Батыр. Да и создан не колхоз, а всего-навсего кооперативное товарищество по обработке земли – ТОЗ.

Приведенная авторами «Советской Башкирии» дата создания ТОЗ «Кызыл Батыр» в 1919 году, энергично оспаривается многими потомками очевидцев событий. Её меняют в широком диапазоне: от 1921 до 1928 годов. Учитывая факт, что по переписям 1920 и 1925 годов в сборнике «Населенные пункты Башкортостана» аул Кызыл Батыр отсутствует, допустим вполне вероятное предположение, что артель существовала, а выселки образовались позже. Потому и возникают разночтения в датах.

При всем при том, в настоящее время потомки могут гордиться: артель «Кызыл Батыр» есть самое первое коллективное хозяйство не только в регионе, но, видимо, и во всем российском государстве!

Не могу удержаться и не поведать читателю предысторию столь эпохального начинания, которая имеет весьма занимательное начало. В приведенном в начале раздела приложении показано, как сельчане помогали друг другу в обработке земли. В данном случае неофициальный предвестник товарищества образовался своеобразным зигзагом судьбы трех друзей.

Вот какую легенду хранят в семье ныне здравствующего сына основателя первого товарищества по совместной обработке земли – Мустафы Гайнетдиновича. Его отец, Гайнетдин Хайретдинович возвращался с русско-японской войны. Шел солдат, как и было принято, пешим ходом, изредка пользуясь попутной лошадью. Путь из Порт-Артура неблизкий и добирался рядовой Гайнетдин не один месяц. В пути сдружился с земляками Ильей и Алексеем. О чем только не беседовали дорогой три товарища. Вели разговор, разумеется, они и о своей будущей деятельности. Алексей и Илья пожалковали, что руки есть мол, работать хочется - да земли нет. Гайнетдин предложил им свой пай. Дескать пай мой, руки ваши, плоды труда распределим по справедливости. Таким нетрадиционным образом еще в начале 1907 года состоялась кооперация, причем инициированная снизу, полностью на добровольном обоюдовыгодном условии.

Потом уже в историческом документе отметят: «Еще пару лет вперед, в 1917 году проживая в деревне Нижне-Буранчино, три бедных семьи, кстати, различных национальностей: - чуваш Илья, башкир Гайнетдин и русский Алексей создали товарищество, в котором совместно вели хозяйство».

Рассмотрим объединившийся треугольник наций более внимательно, и прорисуется еще одна примечательная и взаимовыгодная деталь: потомственный скотовод башкирин привнес в товарищество навыки обращения с лошадьми, русский - умение земледельца и хлебороба, а чуваш – мастерство по изготовлению и ремонту шорных изделий. Не правда ли, столь удачное содружество по нынешним понятиям вполне тянет на акционерное общество?

Гражданская война и последующий приход белой армии уничтожили робкие ростки коллективного содружества. Вторая волна коллективизации появляется лишь после окончания военных действий. Разоренное и разрушенное войной товарищество возобновляет существование в ином составе. Уже осенью 1919 года на положительном примере трех семей к товариществу присоединяются другие обедневшие жители деревни, и таким образом организуется получившее затем широкую огласку ТОЗ «Кызыл Батыр». За высокую популярность, яркую внешность и блестящую военную карьеру, председателем избрали боевого красного командира Шамсетдина Хайретдиновича Туктамышева.

В архиве сохранился посемейный и поимущественный список артели «Кызыл Батыр» Юрматинской волости от 1921 года. В артели на том промежутке состояло 13 семей: Искандар Юлдашбаев, Шарафутдин Туктамышев, Гайнетдин Туктамышев, Шамсетдин Туктамышев, Мингазетдин Туктамышев, Фахретдин Туктамышев, Минияр Баширов, Ахметгалей Кутлугильдин, Салимгарей Юлдашбаев, Агзам Байгутлин, Абдурахман Юлдашбаев, Минигужа Туктамышев и Минигул Баширов. В хозяйстве числилось мертвого инвентаря: телег – 6, саней – 7, упряжи – 6, рыдванов – 6, изб – 13, амбаров -2 и плугов -3.

Нелегко приходилось энтузиастам. Работоспособных жителей насчитывалось – 17 человек, всего едоков – 68. С позиций нынешнего времени небогатым выглядело и инвентарное хозяйство артели, но зато слишком велик был оптимизм у её тружеников. Пахотных угодий принадлежало немного, выращивали в основном кормовые травы и овес. Занимались скотоводством при преимущественном приоритете коневодства, но доход был невелик. На общем собрании артели 12 февраля 1921 года решено просить у государства ссуду. Государство пошло навстречу и уже 26 марта артель «Кызыл Батыр» берет ссуду в сумме 4800000 рублей сроком на пять лет на закупку лошадей.

Из истории известно, что в 1921 году в Башкирии случилась опустошительная засуха. Урожай сгорел на корню, и хозяйство обанкротилось. Обработка земли в те давние уже времена велась вручную. Основными сельскохозяйственными орудиями труда являлись: деревянная соха, борона, серп для жатвы и цеп для молотьбы. Бесспорно, при таких условиях зерновыми засевали незначительные площади, отчего потери оказались весьма ощутимыми. Несколько лет артельщики потратили на восстановление пострадавшего от засухи хлеборобства. Помогло стечение обстоятельств, связавших собой директивы высоких государственных органов власти и местное крестьянское окружение.

Выселки Кызыл Батыр образовались, по всей вероятности, все же после переписи 1925 года, по которой количество подворий в Нижнее-Буранчино уменьшилось лишь на девять домов. Домики будущего аула распростерлись на территории нынешнего нефтеперерабатывающего завода №411 (где-то в районе заправочной станции), на берегу старицы Кара-Куль (Черное озеро). В деревне первоначально насчитывалось 11 крытых соломой домиков, с обнесенными плетнями подворьями. Было два дома покрытых тесом и один жестью. Дом с жестяной крышей принадлежал Фахретдину Туктамышеву.

К названным ранее братьям Туктамышевым позже подселилось еще несколько семей: Насирьян и Валдиян Искандарович Юлдашбаевы, Булякбай Курбанович Киреев и несколько женщин – Шагида (бабушка) и Гайша - вдова Ахматгале Кутлугильдина погибшего в империалистической войне. Это лишнее подтверждение того, что вдовы погибших воинов права на землю не имели. Зачастую теряли права на землю даже находящиеся на воинской службе мужчины. Оставаясь без наделов, те и другие искали пристанища в организуемых товариществах.

Чего греха таить, не всех единоличников привлекали малозаметные успехи артельщиков, к тому же обесславленные усилиями властей любой ценой отобрать полученный коллективами урожай. Неудачи искусственной коллективизации проглядывались столь явственно, что их заметили из Кремля. Наряду с устранением ошибок, партия принимает серьезные меры по усилению государственной помощи колхозам. Производится государственное кредитование на приобретение сельскохозяйственных машин. В городе Стерлитамаке появляется МТС, возникли машино-тракторные колонны. Уже первое, сравнительно скромное участие МТС в колхозном производстве, помноженное на давление власти на середняка, заметно усилило тягу вливания единоличников в коллективные хозяйства.

Именно на периоде 1929 и 30-х годов, кроме местных жителей в ТОЗ «Кызыл Батыр» вступают жители деревни Юрматы – Булякай Юлдашбаев, Минияр и Минигол Башировы, Саитбаттал Байгутлин, Шингарей и Хайрулла Юлдашбаевы.

В силу приведенных выше обстоятельств и бедности членов ТОЗ, оставалась деревенька Кызыл Батыр не особенно обустроена. Проведенная в 1932 году комиссия насчитала в ней 18 дворов и вскрыла её высокую пожароопастность: печи оказались устроены в плетенных пристроях и топились по черному. При соломенных крышах и высоком искрообразовании используемого в качестве топлива кизяка, пожароопасность была высока. Тем более, что в 100 метрах от деревни вскоре забил нефтяной фонтан.

Никокая идеологическая и финансовая помощь государства аул Кызыл Батыр не спасла. По стечению обстоятельств артель «Кызыл Батыр» просуществовала всего несколько лет. Она бы возможно существовала и далее, но нефть с ней первой из деревень края сыграла злую шутку: на самых огородах селян была пробурена и в мае 1932 года зафонтанировала скважина №703. Как помнит читатель, это вторая вышка в регионе, давшая башкирскую нефть. Интересный рассказ очевидца приводит в книге «Чудесный клад» (г. Дмитров издательство «Советская Россия» 1985г.) К.И. Мангушев. Мангушев наш земляк и опытный бурильщик, и пускай размещение им скважины №703 в окрестностях деревни Смакаево покажется несколько странным, прорисованный эпизод самым блестящим образом характеризует бытующую в том промежутке атмосферу.

«…3 июня 1932 года из скважины №703 был получен фонтан с дебитом 360 тонн в сутки. Это была победа! Победа воли, упорства, самоотверженного труда многих людей – от наркомов до чернорабочих, победа замечательного геолога А.А. Блохина.

Бывший тогда мальчишкой, Аксан Абдуррахманович Хамидуллин вспоминает, как его бабушка, причитая: «Алла, алла!» - бросилась из дома на улицу, куда уже сбегались жители Смакаево. Над одной из вышек, которые невдалеке построили приезжие люди, поднималось в небо, искрящееся в лучах восходящего солнца, рыжее облако. Слышался страшный гул.

Естественно, первыми осмелели мальчишки и кинулись смотреть, что это такое приключилось. Но удовлетворить любопытство не удалось. Одетые в чудные бешметы из брезента дяденьки не подпускали их к тому, что они называли «фонтаном». С криком: «Фонтан, фонтан!» - мальчишки кинулись назад. Перепугавшие жителей окрестных сел «голоса» фонтанов во всеуслышание возвестили о великом достижении нашего народа – открытии промышленных запасов нефти в восточных районах СССР…».

Учитывая, что скважина №703 размещалась на огородах деревни Кызыл Батыр, приведенный выше отрывок, вполне может быть рассказом жителя именно этой деревни. Но для аула «рыжее чудище» оказалось действительно губительным. Фонтанируя, скважины в больших количествах выбрасывали попутный газ сероводород. Чтобы уберечь население, лошадей и крупный рогатый скот, который как выяснилось, не мог выносить даже незначительных концентраций этого газа, их надо было выводить из прилегающих к буровым зон. В результате Кызыл Батыр рассосалась по другим населенным пунктам. Началось переселение в 1932 году, но видимо, затянулось. В документе от 1934 года, подписанном Авзалом Тагировым при присвоении Ишимбаю статуса рабочего поселка, в числе вошедших в поселок исторических деревень еще фигурирует аул Кызыл Батыр.

За лето 1934 года звезда деревни Кызыл Батыр окончательно погасла, зато загорелась в поселке Ирек, образуя там вторую улицу под названием «Колхозная».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: