Некоторые версии возникновения деревни Юрматы

 

История – это коллективная память народа и складывается она именно из совокупности коллективных воспоминаний. К сожалению, в воспоминаниях существует немало ошибочных суждений об истоках образования деревень Юрматы и Ирек, и каждое из них претендует быть достоверным. Под толщей времени одни и те же события рассматриваются современниками с различных позиций, отчего в итоге выглядят они неодинаково. Свою точку зрения, автор покажет несколько позже. Пока, дабы быть более объективным в воссоздании истины, приведем лишь некоторые из воззрений, - спорные, но имеющие право на существование. Или как вариации представлений исторического развития.

Такую версию предлагает писатель Мухтар Сабитов в статье «Факты истории не исчезают» опубликованной в газете «Выбор» от октября 2000 года.

«В 17 веке, точнее, в 1664 году Гумер Суркаев и его сын Мухаматгали Суркаев из деревни Уразбай Стерлитамакского уезда (ныне Ишимбайский район) из-за нехватки пахотных земель переселяются на левый берег реки Агидель между деревнями Ишимбаево и Большим Аллагуватом. Основатели новой деревни в честь крупнейшего племени башкирского народа и, учитывая, что занимаемая земля относится к этому племени, свой аул называют Юрматы.

С тех пор проходят столетия и вокруг Юрматы обустраиваются новые селения: Ирек, Куч, Кызыл Аул, малый Алагуват, Берлек и другие.

В годы коллективизации произошли большие перемены. В 1929 году жители деревни Юрматы организовывают колхоз «Кызыл Батыр», а в 1930 году жители деревень Юрматы, Ишимбай, Ирек, Кызыл Аул, Куч объединяются в одно хозяйство, назвав его колхоз «Башкортостан». Граница колхоза «Башкортостан» проходила по левому берегу реки Агидель, до деревни Мусино, далее сегодняшние территории автоколонны 1831, АТК-5, совхоза «Химик» и до бывшей деревни Синтемир. Административным центром колхоза является деревня Ирек.

В 1948 году для промышленных площадок начали изымать колхозные пашни и другие угодья сельскохозяйственного производства. Колхоз «Башкортостан» постепенно сворачивает свою деятельность. Сокращаются пашни, идет миграция населения в города Ишимбай и на новостройку. С целью исправления ситуации в 1956 году на базе колхоза организуется промартель «Башкортостан». Её центр переходит в деревню Буранчино Макаровского (ныне Ишимбайского) района. Расширение промплощадок и усиление загазованности в связи со строительством комбината №18 способствуют переселению жителей деревень выше названной промартели «Башкортостан» в города Ишимбай и Салават. В 1966 году жители деревень Юрматы, Ирек, Кызыл Аул и Куч переселяются в дом за №7 по улице Калинина в городе Салавате…»

Стройную версию выстроил писатель, но с самого начала в тексте статьи вкралась масса ошибок: – он увел исток образования Юрматы глубоко в старину - в 17 век, когда башкиры еще не пахали «пахотные земли», а также напутал с колхозом «Кызыл Батыр». Все-таки времена появления деревни Юрматы не столь уж отдаленные, и живы еще свидетели исторического переселения, как свежи в памяти воспоминания их потомков о коллективизации.

Хотя, как знать. Существуют слухи о том, что деревня Юрматы действительно существовала много ранее, да только в другом районе. Часто меняющие место жительства кочевые племена вполне могли затерять аул Юрматы в далеком прошлом и на неизвестном современным исследователям месте.

На мой взгляд, ближе к нашедшему документальные подтверждения и широко распространенному мнению, по своему изложению, подходит нижеизложенный вариант, выделения деревень Юрматы, Ирек и Кызыл Батыр из поселения Нижне-Буранчино.

Признаться и сегодня точки зрения на факт образования поселка Нижне-Буранчино не всех источников единодушны. В документах некоторых исследователей и по заверению ныне здравствующих аксакалов Мустафы Гайнетдиновича Туктамышева и Мухаметгалея Сафиулловича Байгильдина, бытует иное предположение развития связки деревень: Буранчино – Нижне-Буранчино.

Вкратце их версия такова: вначале появилась деревня на левом берегу реки Агидель и именовалась она Старо-Буранчино. Пресловутые наводнения, которые так часто фигурируют в нашем повествовании, вынудили селян переселиться на правый берег. Паводку обязано появление правобережного поселения известного ныне под именем Буранчино и лишь спустя годы неугомонные селяне вновь перекочевали на левый берег, образовав деревню Нижне-Буранчино. Какова доля истины в приведенных рассуждениях? Отвергать их у автора нет необходимости, но документального подтверждения столь маятниковых миграций я не имею. Вне сомнения одно: плодородные заливные земли всегда привлекали внимание земледельцев, и они совершали попытки закрепиться на благодатной земле не единожды.

При всей привлекательности того или иного варианта, выше приведены только лишь субъективные воззрения. Они приведены чтобы показать, что память людская чревата тем, что в неё всегда может вкрасться погрешность. Отчего я в своем изложении не даю гарантий исторической подлинности там, где не могу опираться на достоверные официальные документы.

А вот и документ. Берем в руки самый свежий сборник «Населенные пункты Башкортостана» от 2002 года издания. Уфа. Китап. Он составлен по результатам подушной переписи 1920 года и подворовой переписи 1925 года. Это чрезвычайно подробный документ, в который включены мельницы, пристани, пасеки и выселки. Так вот, в столь детальном справочнике деревни Кызыл Батыр, Юрматы и Ирек отсутствуют. Остается с сожалением признать, что на сей момент, их в природе не существовало.

Я привел дискуссионные рассуждения и воспоминания лишь для придания фактам особой окраски былого. Используя терминологию художников, остается подвести итог: палитра красок за прошедшее столетия столь разнообразна и отличительна, что всякое предыдущее их десятилетие не похоже на последующее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: