Аулы Кызыл Аул и Артель Куч

 

Рассматривая прибельский регион местности, коснемся другой ветви составляющих его населенных пунктов. Освоение благодатных земель в долине реки «Агидель» в конце 19-го и начале 20-го веков велось почти одновременно с двух направлений. Если с севера расселялись выходцы из древней деревни Буранчино, с юга не менее активно осваивали пойму переселенцы из Аллагувата и Малого Аллагувата. Разумеется, не только благодатная земля привлекала переселенцев. Вероятно, сказывались и политические интриги. Выше приведенное обоснование с примерами раздачи молодым и малообеспеченным семьям в расцвете единоличного хозяйствования отдаленных земельных наделов, действовало повсеместно. Наиболее энергичные хозяева отселялись и благоустраивались там, где получали земельные участки.

В 1924-25 годы на берега старицы «Иске Идель» вселяются выходцы Аллагувата и начинают отстраивать свой поселок. Первыми переехали семьи Нуриахмата и Котлыахата Фазлыевых и Ахматвали Аблеева. Некоторое время спустя, переселилось еще шесть семей, таким образом, образовалась небольшая деревня из восьми дворов. Дома строили добротные из сосны и древесины хвойных пород. У Нуриахмата Файзуллина, Ахметвали Аблеева и Сайфетдина Амирова избы уже в тридцатом году были покрыты жестью.

Деревня Куч из 7 дворов упоминается в справочнике «Населенные пункты Башкортостана» уже по переписи 1925 года. Пока упоминается она в составе Аллагувата. По переписи от 1926 года в деревне насчитывается 8 дворов и 60 жителей. Все переселенцы татары. Молодые семьи объединяются и создают артель под председательством Ахметвали Кашафовича Аблеева. Он же стал первым секретарем партийной ячейки. Название деревни образуется от татарского слова «Куч» – переселенцы. Таким образом, на карте побережья Белой появляется деревня «Артель Куч» (артель переселенцев) с одноименным колхозом.

На рубеже 1928-29 годов в эти же места переселяется еще 11 семей из Аллагувата. Они заняли территорию на 600 метров севернее деревни «Артель Куч», на берегу озера Корбанкуль. Среди переселенцев находились семьи: Исмагила Адршина, Мухаматши Насырова, Абдуллы Аблеева, Мансура Газизова, Хадыя Сафиканова, Хамита Назарова и бабая Ахтяма.

Поначалу в угоду моде тридцатых годов, деревню хотели назвать – Искрой или Прогрессом. Но по предложению Исмагила Адршина назвали её «Кызыл Аул» - Красная Деревня. Жители вновь образованных выселок создали свою артель. Приоритетное направление в этих поселках взяли на овцеводство. Крупную ферму овец возглавил Абдулла Аблеев. Разумеется, появились в аулах административные деятели: председатель, счетовод, бухгалтер.

Таким образом, к началу тридцатых годов прошлого столетия на небольшой территории между Ишимбаем и Малым Аллагуватом вдоль русла реки Агидель вереницей простиралось пять вновь образованных разновеликих деревенек: Кызыл Батыр, Юрматы, Ирек, Кызыл Аул и Артель Куч. Там уже имелась русская деревня Кожак или Петров Вал. Каждая деревня поначалу повела свое обобществленное хозяйство – коммуну или артель.

Советская власть меж тем неуклонно укрепляла свои позиции. Коллективизация сельского хозяйства в Башкирии, как, впрочем, в целом по стране, шла не равномерно по восходящей линии, а зигзагообразно, с ошибками и их преодолением. Первоначально, как мы заметили ранее, делались попытки сплотить в свой колхоз каждую деревню со сплошным обобществлением хозяйств. Насильственным образом обобществлялись лошади, коровы, телеги и сани. Но жизнь быстро определила ошибочность такой затеи.

В далекой Москве «паны» ошибались и каялись в грехах. На местах у «холопов чубы трещали». В марте 1930 года, после публикации небезизвестной статьи Сталина «Головокружение от успехов», ЦК партии приняло решительные меры по исправлению допущенных при коллективизации ошибок в колхозном строительстве. Бюро Башкирского обкома от 10 апреля 1930 года констатировало ошибочность своего решения об объявлении Башкирии республикой сплошной коллективизации. Обком партии и правительство Башкирии потребовало от низовых партийных и советских органов решительным образом ликвидировать перегибы и ошибки. Виновные в ущемлении прав середняков были строго наказаны.

В 1930 году Артель Куч и Кызыл Батыр влились в колхоз «Башкортостан».

 

Деревня Ишимбаево

 

Деревня Ишимбаево не входит в круг населенных пунктов охваченных обществом «Аллагуват». Но часть этой деревни, представленная членами бывшего колхоза «7-е ноября» длительное время входила в состав колхоза «Башкортостан». Из неё вышли многие знатные работники и мастеровые специалисты коллектива, отчего автор считает непременным долгом уделить этому поселению внимание хотя бы бегло, в виде небольшой справки.

Как помнит читатель, основал деревню 45 летний сотник башкирского казачьего войска Ишимбай Акбердин где-то в преддверии 1816 года. Представляли деревню в большинстве своем потомки и родственники Ишимбая, оттого фамилия Ишимбаев долгие годы оставалась там самой распространенной.

В обозреваемом промежутке времени середины двадцатых годов, жители деревни Ишимбаево также переживали коллективизацию. Первый колхоз «7-е ноября» из 17 беднейших домохозяев организовал в 1927 году Халяф Муллабаевич Ишимбаев. По некоторым сведениям он приходился правнуком основателю деревни. Кстати, Халяф Муллабаевич полные 25 лет состоял членом правления колхоза «Башкортостан». В 1941 году был призван в трудовую армию, но работал под бронью в артели «Башкортостан» мастером спецзаказа. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В 1949 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Я вовсе не напрасно столь детально осветил заслуги. Круто изменилась дальнейшая судьба председателя-орденоносца, но, к счастью, не выбила его из колеи.

По воспоминаниям самого Халяфа Муллабаевича, был он человеком глубоко религиозным. Это подтверждается его дальнейшей биографией: в 1957 году он совершает хадж, а после смерти муэдзина Юныса Ишимбаева избирается муэдзином Ишимбайской мечети. Но тридцатые годы время непримиримой борьбы с религией. Верующие люди подвергались повсеместным гонениям. В результате в 1930 году он изгнан из председателей и членов правления, колхоз «7-е ноября» возглавил другой внук Ишимбая Акбердина Калимулла Салимьянов. В состав членов правления колхоза входили: председатель Калимулла Салимьянов, Ахмат Якупов, Хажар Ишимбаева, Тимир Мустафин и Бахтияр Ишимбаев. По воспоминаниям Хажар Ишимбаевой результаты труда в небольшом хозяйстве были неплохими. По итогам работы за 1930 год на трудодень каждый член коллектива получил по 4 килограмма зерна, 200 граммов мяса, 100 граммов шерсти и 3 рубля денег.

Из небольшого коллектива тружеников вышло много известных ударников труда. Там была воспитана Хажар Сагидулловна Ишимбаева - первая женщина башкирка ставшая орденоносцем. Конюх Умаргали Исхаков, который вырастил знаменитого в тридцатых годах рысака. Этот рысак в 1939 году в городе Уфе на республиканском сабантуе обскакал почти всех знаменитых скакунов и привез домой редкий в то время приз – патефон. Патефон отдали в сельский клуб, а довесок к призу – отрез на костюм – оставили у наездника Рашита.

В этом коллективе организована и дала первую продукцию в виде самого обычного стула мебельная мастерская. Мастером мебельщиком становится бывший председатель колхоза Халяф Ишимбаев, а его первые воспитанники Вагиз Иткулов, Рафкат Ишимбаев, Фаррах Аюпов и Искандер Ишимбаев впоследствии станут квалифицированными столярами. Имелись в деревне и индивидуальные мастера на все руки. Плотника, печника и опытного стекольщика Ахмадуллу Халиуловича Ишимбаева хорошо знали жители стремительно расстраивающихся деревень Юрматы и Ирек.

Как уже известно, в том же 1930 году в результате укрупнения хозяйств колхоз «7-е ноября» влился в колхоз «Башкортостан» комплексной полеводческой бригадой. Бригаду возглавила именно Хажар Ишимбаева.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: