В памяти современников середины двадцатого столетия, рабочий поселок Ирек остался утопающим в зелени садов добротным и благоустроенным поселением. Его окружала цепочка озер, ежегодно пополнявшаяся водой за счет вешних паводков. Особенно хорош он был весной, когда благоухал яблоневый цвет, и на фоне полноводной Агидели зеленели необъятные луговины. Он мало походил на крестьянское селение своей развитой инфраструктурой и профессиональной деятельностью жителей. Это вполне сформированный рабочий поселок с положенными ему промышленными атрибутами. С городом его связывала торная дорога и регулярное автобусное сообщение, функционировал клуб, детский садик, школа. Имелся магазин и пекарня. Он до 1958 года оставался административным центром артели «Башкортостан», и до последних лет существования являлся культурным и организационным средоточием молодежи окрестных поселений.
Продолжая подъем по демографической лестнице, вступаем на её пятую ступень. Начало существования Ирека как две капли воды схоже с образованием деревни Юрматы. Дата рождения также приходится на середину двадцатых годов.
|
|
Грозное наводнение 1924 года, когда смыло часть скота и имущества крестьян, еще свежо в памяти населения нижнебуранчинского «Кантона». В следующем же 1925 году начинается великое переселение и 24 двора появляются на новом, ранее необитаемом месте, близь озера «Курбанлыкуль». Это место находилось неподалеку, всего в километре на юг от деревни Юрматы. Ровная как стол равнина представляла собой прекрасные травяные пастбища и привлекла внимание удобствами для скотоводства, и пригодностью к зерновому земледелию. Благоприятная местность впоследствии привлекала и многих других переселенцев, отчего развитие деревни нескончаемо длилось до самого конца существования.
Первый бревенчатый дом на новом месте возвел Сафиулла Хайбрахманович Байгутлин. Рядом поселились и один за другим дружно отстраивались его сыновья: Сайфулла Сафиуллович, Саитбаттал Сафиуллович и братья – Шакир и Акрам Хайбрахмановичи. За ними отстраивали жилье братья Сахиулла и Насибулла Аралбаевичи Исмагиловы, Ямалетдин Хабибуллин, Мухаметгали и Минибай с сыном Муллабаем. Яганмир с сыном Минигарифом, а также отец с сыном - Габбас и Тимербулат Латыповы.
Дома построились в один ряд и названа улица «Оло Урам». Деревня получила название «Ирек», что в переводе означает «Свобода». От чего же освободились переселенцы? Ответ на риторический вопрос может быть лишь предположительным. С древних времен основу новой башкирской деревни составляли члены одной семьи или родового клана. Применительно к эпизодам образования аулов Кызыл Батыр и Юрматы эта тенденция еще проглядывается, в данном случае отселяются не только разные роды, даже семьи различных национальностей! Переселенцы Ирека в большинстве своем на том периоде являлись середняками. Бедняки артельно проживали в Кызыл Батыре, семьи более зажиточные, как мы помним, переселились на землю деревни Юрматы. Возможно, освободились середняки от влияния своих богатых сородичей, а может статься просто дань моде. Напомним, дело происходило после Великой революции, когда это сладкое слово «Свобода» чрезвычайно популяризировалось властями.
|
|
Получившие земельные наделы жители Ирека, не мешкая, начали обустраиваться. Подводы обозами везли бревна из Буранчино и Термень-Елги, группы мужчин молодого возраста вручную пилили эти бревна на доски, женщины и дети голыми ногами месили глину.
Воздавая дань справедливости, необходимо отметить: поначалу своих мастеровых людей в местности не водилось. Мастеров приглашали из деревень: Кожак, Ишимбаево, Аллагувата и Зиргана. Плотничьи работы выполнять нанимали жителя деревни Ишимбаево Ахмадуллу Халиуловича Ишимбаева. Он слыл мастером на все руки: ложил печи, каленки, стеклил окна и изготавливал немудрящую деревенскую мебель. Жестяные работы выполнял Василий Владимирович Зимин. Он же крыл жестью крыши наиболее зажиточным односельчанам. Первые поселенцы деревни обустраивались до глубокой осени 1929 года. Зиму крестьяне встречали в собственных домах.
В последующих поколениях эстафету мастерства строительных профессий переняли и помогали соотечественникам в обустройстве жилищ более молодые специалисты. Строительную бригаду основал Халяф Муллабаевич Ишимбаев, кузнечное дело возглавили Иван Михайлович Мизгулин и Асман Сайфуллин с сыновьями – Ахатом и Муниром. Прослыли замечательными столярами, и работы по плотничьей части выполняли Ахмадулла, Халяф и Вариф Ишимбаевы. Классными жестянщиками слыли Тимербулат и Равиль Туктамышевы и Хамидулла, Музафар, Гайфулла Байгутлины.
Особенности местности и неоседлый характер Башкирского населения накладывали свои отпечатки на образ жизни деревень. Болотистая местность поймы ограничивала резервы пахотных земель, но способствовала разведению животноводства. Однако в силу различных причин, хлебопашеством занимались не менее усердно. Поначалу возделывали возвышенные места, где сеяли преимущественно яровые: пшеницу, овес. Из технических культур культивировались лен и конопля. Затем освоили озимые: рожь, ячмень. Еще позже - полбу, просо, гречиху.