Ирек – означает «свобода»

 

В памяти современников середины двадцатого столетия, рабочий поселок Ирек остался утопающим в зелени садов добротным и благоустроенным поселением. Его окружала цепочка озер, ежегодно пополнявшаяся водой за счет вешних паводков. Особенно хорош он был весной, когда благоухал яблоневый цвет, и на фоне полноводной Агидели зеленели необъятные луговины. Он мало походил на крестьянское селение своей развитой инфраструктурой и профессиональной деятельностью жителей. Это вполне сформированный рабочий поселок с положенными ему промышленными атрибутами. С городом его связывала торная дорога и регулярное автобусное сообщение, функционировал клуб, детский садик, школа. Имелся магазин и пекарня. Он до 1958 года оставался административным центром артели «Башкортостан», и до последних лет существования являлся культурным и организационным средоточием молодежи окрестных поселений.

Продолжая подъем по демографической лестнице, вступаем на её пятую ступень. Начало существования Ирека как две капли воды схоже с образованием деревни Юрматы. Дата рождения также приходится на середину двадцатых годов.

Грозное наводнение 1924 года, когда смыло часть скота и имущества крестьян, еще свежо в памяти населения нижнебуранчинского «Кантона». В следующем же 1925 году начинается великое переселение и 24 двора появляются на новом, ранее необитаемом месте, близь озера «Курбанлыкуль». Это место находилось неподалеку, всего в километре на юг от деревни Юрматы. Ровная как стол равнина представляла собой прекрасные травяные пастбища и привлекла внимание удобствами для скотоводства, и пригодностью к зерновому земледелию. Благоприятная местность впоследствии привлекала и многих других переселенцев, отчего развитие деревни нескончаемо длилось до самого конца существования.

Первый бревенчатый дом на новом месте возвел Сафиулла Хайбрахманович Байгутлин. Рядом поселились и один за другим дружно отстраивались его сыновья: Сайфулла Сафиуллович, Саитбаттал Сафиуллович и братья – Шакир и Акрам Хайбрахмановичи. За ними отстраивали жилье братья Сахиулла и Насибулла Аралбаевичи Исмагиловы, Ямалетдин Хабибуллин, Мухаметгали и Минибай с сыном Муллабаем. Яганмир с сыном Минигарифом, а также отец с сыном - Габбас и Тимербулат Латыповы.

Дома построились в один ряд и названа улица «Оло Урам». Деревня получила название «Ирек», что в переводе означает «Свобода». От чего же освободились переселенцы? Ответ на риторический вопрос может быть лишь предположительным. С древних времен основу новой башкирской деревни составляли члены одной семьи или родового клана. Применительно к эпизодам образования аулов Кызыл Батыр и Юрматы эта тенденция еще проглядывается, в данном случае отселяются не только разные роды, даже семьи различных национальностей! Переселенцы Ирека в большинстве своем на том периоде являлись середняками. Бедняки артельно проживали в Кызыл Батыре, семьи более зажиточные, как мы помним, переселились на землю деревни Юрматы. Возможно, освободились середняки от влияния своих богатых сородичей, а может статься просто дань моде. Напомним, дело происходило после Великой революции, когда это сладкое слово «Свобода» чрезвычайно популяризировалось властями.

Получившие земельные наделы жители Ирека, не мешкая, начали обустраиваться. Подводы обозами везли бревна из Буранчино и Термень-Елги, группы мужчин молодого возраста вручную пилили эти бревна на доски, женщины и дети голыми ногами месили глину.

Воздавая дань справедливости, необходимо отметить: поначалу своих мастеровых людей в местности не водилось. Мастеров приглашали из деревень: Кожак, Ишимбаево, Аллагувата и Зиргана. Плотничьи работы выполнять нанимали жителя деревни Ишимбаево Ахмадуллу Халиуловича Ишимбаева. Он слыл мастером на все руки: ложил печи, каленки, стеклил окна и изготавливал немудрящую деревенскую мебель. Жестяные работы выполнял Василий Владимирович Зимин. Он же крыл жестью крыши наиболее зажиточным односельчанам. Первые поселенцы деревни обустраивались до глубокой осени 1929 года. Зиму крестьяне встречали в собственных домах.

В последующих поколениях эстафету мастерства строительных профессий переняли и помогали соотечественникам в обустройстве жилищ более молодые специалисты. Строительную бригаду основал Халяф Муллабаевич Ишимбаев, кузнечное дело возглавили Иван Михайлович Мизгулин и Асман Сайфуллин с сыновьями – Ахатом и Муниром. Прослыли замечательными столярами, и работы по плотничьей части выполняли Ахмадулла, Халяф и Вариф Ишимбаевы. Классными жестянщиками слыли Тимербулат и Равиль Туктамышевы и Хамидулла, Музафар, Гайфулла Байгутлины.

Особенности местности и неоседлый характер Башкирского населения накладывали свои отпечатки на образ жизни деревень. Болотистая местность поймы ограничивала резервы пахотных земель, но способствовала разведению животноводства. Однако в силу различных причин, хлебопашеством занимались не менее усердно. Поначалу возделывали возвышенные места, где сеяли преимущественно яровые: пшеницу, овес. Из технических культур культивировались лен и конопля. Затем освоили озимые: рожь, ячмень. Еще позже - полбу, просо, гречиху.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: