В составе рабочего поселка Ишимбай

 

В индустриально развивающемся крае, меж тем происходили важные события и зрели значительные преобразования. Размахи вершились гигантские и они не могли не задеть крылом селян нашего региона.

В Ишимбае осваивалась нефтедобыча. Разброс местоположения буровых вышек на большой территории не способствовал планомерности расселения работающих. Напомним, что с каждым витком проявления интереса к Ишимбайской нефти, на промыслы накатывала новая волна специалистов и рабочих. Некоторые источники утверждают, будто прибывало их по сотне человек в день! Поначалу их расквартировывали в Стерлитамаке и окрестных деревнях поближе к буровым. Частично для них строили небольшие дома по соседству с буровой, из материала закупленного в тех же окрестных селениях. Прибывшая рабочая сила из колхозов, попросту врывалась в землю, строя землянки. Казахи, приехавшие на двугорбых верблюдах, раскинули палаточные городки. Каждый стал сам себе архитектор. Именно тогда массово зарождались неплановые поселки: Алебастровый, Веселый, Волчий, Первомайский, Вышстрой, Тайрук и Перегонный.

К началу 1934 года начали все рельефнее проявляться, так называемые «ножницы»: разведка, бурение, добыча велись планомерно, ведь направлялась эта деятельность централизованно из Москвы, а тяжелые жилищно-бытовые условия и невозможность концентрации в одном месте учреждений здравоохранения, культуры и образования тормозила их развитие из-за разбросанности поселков по необъятной территории. Причем, населенные пункты подчинялись различным сельсоветам, иногда даже разным районам. Эту, зреющую как нарыв, проблему хорошо понимали как руководители промысла, так и местные власти. В результате серьезного обсуждения вопроса Президиумом ЦИК БАССР, 29 марта 1934 года появилось постановление, подписанное председателем Верховного Совета БАССР Афзалом Тагировым об образовании из целой агломерации неплановых, единого рабочего поселка - Ишимбай.

Кроме стихийных поселений, в него вошли исторически сложившиеся в этой местности башкирские деревни: Ишимбаево, Кызыл Батыр, Ирек и Юрматы. Но, по существующей в то время юрисдикции, документ требовал утверждения Москвы. 10 июня 1934 года появился протокол №114 заседания Президиума Всероссийского исполкома Советов. Он гласил: «Образовать на территории нефтепромыслов в Стерлитамакском районе Башкирской АССР рабочий поселок, включив в его состав пункт на нефтепромыслах и селения Ишимбаево, Юрматы, Ирек и Кызыл Батыр Стерлитамакского района. Вновь образованному поселку присвоить наименование Ишимбай».

Таким вариантом «ножничный» перекос пытались выправить. Что касается рассматриваемых нами поселений, приведенный документ позволяет сделать два предположения. Первое - на начало 1934 года селения Юрматы, Ирек уже так крепко сформировались, что о них знали в Москве, и Кызыл Батыр пока существует. И второе - с 29 марта 1934 года они административно вошли в состав рабочего поселка. Его пытались назвать именем Кирова или – Уралнефть. Но новые названия у поселка отчего-то не приживались, и его продолжали именовать Ишимбаем. Уместно попутно отметить, что население вновь образованного поселка Ишибай (разумеется, с вошедшими в его состав деревнями) перевалило в ту пору за 10100 человек.

В июне 1934 года в связи с вхождением деревень в состав рабочего поселка Ишимбай, колхоз «Башкортостан» переименовывают в промколхоз. Этому есть элементарное объяснение: слаба техническая оснащенность промыслов и высока потребность в рабочей силе. Мы можем вспомнить, что в 1931 году на промыслах имелось в собственности всего 19 лошадей и один автомобиль. Вся жизненно-бытовая будничность местных, в прежнем – кочевых – башкир, традиционно строилась на коневодстве, плотогонстве и извозе. Коневодство, как нельзя, кстати, пригодилось при развитии нефтеносного района. Возведение дамб, буровых вышек, нефтяных амбаров и жилого фонда велось вручную, с привлечением гужевого транспорта. К тому же обширная строительная площадка повлекла отчуждение десятков гектар возделываемых колхозом земель.

Сложилось так, что нефть найдена, скважины одна за другой выдают «черное золото», но к приему её, разумеется, еще не были готовы ни с какой стороны. Не было специальных хранилищ, отсутствовал трубопроводный и железнодорожный транспорт, не существовало способов её переработки. Необходимое для бурения оборудование доставляли гужевым транспортом от ближайшей станции Раевка, кстати, расстояние до которой было не близким. Оно составляло 120 километров и обзор прессы тех лет показывает, что Раевский Союзтранс не слишком торопится поставлять грузы. Он плохо снабжает дровами, недопоставляет буровые принадлежности. Для развития района получившего впоследствии гордое имя «Второе Баку» срочно направлены все силы государства. Работы одновременно велись в нескольких направлениях. В регионе организуется добыча и переработка нефти, ведется строительство жилья и железнодорожной магистрали связывающей Ишимбай с Уфой. В те годы крупные дела вершились жестко, порой жестоко, но достаточно быстро, и уже 30 сентября 1934 года в Ишимбай пришел первый эшелон за нефтью. С его приходом, истоком организации «Железнодорожного поселка» замкнулся круг тесно связанных между собой селений ЖДС – Юрматы – Ирек - Куч...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: