Не смотря на то, что органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления, деятельность ТОС может быть эффективным инструментом для добросовестной реализации полномочий ОМСУ. Следовательно, если ОМСУ заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности, то необходимо сформировать сбалансированную систему взаимодействия с ТОС.
Взаимодействие может осуществляться по какому-либо одному направлению или в комплексе, например:
- развитие территории - совместное составление или обсуждение планов, программ взаимодействия по данному направлению;
- формирование и развитие местных ресурсов – разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности;
- координация деятельности по работе с детьми, подростками, социальными группами, организации досуга и т.п.;
- контроль за содержанием жилого/нежилого фонда;
- взаимодействие с бизнес-сообществом;
- информирование жителей по различным вопросам и т.д.
Перечень направлений для взаимодействия является открытым.
|
|
Формы взаимодействия также различны:
- разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ТОС;
- обучение представителей ТОС;
- проведение тематических семинаров, с представителями ТОС;
- создание и организация деятельности Совета по развитию ТОС при главе муниципального образования;
- организация встреч должностных лиц органов местного самоуправления с населением и представителями ТОС;
- создание и организация работы рабочих групп/комиссий по направлениям деятельности ТОС;
- участие представителей ТОС в еженедельных совещаниях, в мероприятиях по планированию деятельности органов местного самоуправления;
- привлечение представителей ТОС к планированию правотворческой деятельности органов местного самоуправления;
- проведение совместных мероприятий ОМСУ и органов ТОС;
- проведение конкурсов на получение грантов социально значимых проектов ТОС.
При выборе направлений и форм взаимодействия органы местного самоуправления должны четко понимать «чем ТОС может помочь?» и где граница, не позволяющая органам ТОС перейти на иждивенческую позицию.
Если касаться практики регионов по взаимодействию органов местного самоуправления ТОС, то она разнообразна.
г.Новосибирск
В г.Новосибирске прочно сложилась практика взаимодействия депутатов Совета депутатов г.Новосибирска. Офисы ТОС располагаются помещениях общественных приемных депутатов. Там же проходят встречи депутатов с гражданами, проживающими на территории ТОС, организуются личные приемы депутатов.
В некоторых муниципальных образованиях реализуется практика формирования ТОС в границах избирательных участков по выбору депутатов представительного органа муниципального образования. При этом председатель ТОС участвует в местных выборах и в случае неизбрания в депутаты проводится переизбрание председателя ТОС. таким опосредованным образом фиксируется ответственность председателя ТОС и местного депутата перед жителями соответствующей территории.
|
|
Волгоградская область
В рамках партнерства с ТОС для работы с общественными кадрами территориального общественного самоуправления в Волгоградской области создана передвижная Школа управления для школы самоуправления. В рамках этой школы с выездом на территории проводятся постоянно действующие курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления. Одновременно с управленческим сопровождением организуется мощное информационное обеспечение деятельности ТОС и местного управления в средствах массовой информации и обмен накопленным опытом.
Московская область
Школа ТОС для социальных лидеров Подмосковья - программа обучения в школе ТОС состояла из теоретических и практических занятий, посвященных правовым основам, организационному обеспечению ТОС, роли активиста ТОС как социального лидера. В ходе обучения были даны разъяснения по вопросам создания, организации работы ТОС, взаимодействия с органами местного самоуправления. Обучение было рассчитано также на руководителей действующих ТОС и комитетов многоквартирных домов, которые не только повысили свои управленческие навыки, но и поделились практическим опытом создания ТОС.
Положительно зарекомендовавшей себя практикой является закрепление в муниципальных нормативных правовых актов направлений, форм и методов взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС.
Положение о территориальном общественном самоуправлении в г.Абакане
7. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления города Абакана
7.1. Должностные лица местного самоуправления и органы местного самоуправления города Абакана:
- оказывают содействие гражданам, проживающим на соответствующей территории, в осуществлении территориального общественного самоуправления;
- оказывают организационную и методическую помощь при проведении собраний, конференций граждан, создании органов территориального общественного самоуправления;
- оказывают содействие в выполнении решений собраний, конференций граждан, органов территориального общественного самоуправления;
- осуществляют контроль за использованием территориальным общественным самоуправлением выделенных средств бюджета города Абакана;
- осуществляют иные полномочия по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, Уставом города Абакана и настоящим Положением.
7.2. Предложения собраний, конференций граждан, органов территориального общественного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению теми должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления города Абакана, кому они адресованы.
7.3. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность за нарушение ими действующего законодательства, настоящего Положения и иных муниципальных правовых актов города Абакана, Устава территориального общественного самоуправления.
Решения собраний, конференций граждан, решения и действия органов территориального общественного самоуправления могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
|
|
В Краснодарском крае разработаны методические рекомендации по организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС, что также может отражаться и в муниципальных правовых актах.
Основные направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления.
…Представительный орган муниципального образования обеспечивает участие органов ТОС в его заседаниях, в работе его постоянных комиссий при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в пределах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в соответствии с регламентом работы представительного органа муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования обеспечивает участие органов ТОС в публичных слушаниях, проводимых по инициативе представительного органа муниципального образования, по проектам муниципальных правовых актов, по вопросам местного значения.
Представительный орган муниципального образования с участием органов ТОС заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования взаимодействуют с органами ТОС при рассмотрении обращений граждан, в организации встреч с избирателями, приема граждан и в другой работе в избирательных округах.
Депутаты представительного органа муниципального образования отчитываются перед избирателями округа совместно с руководителями органов ТОС соответствующей территории.
… В целях решения вопросов местного значения местная администрация и ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
|
|
- обеспечивают участие органов ТОС в проведении публичных слушаний;
- обеспечивают контроль с привлечением органов ТОС за эффективностью использования средств местного бюджета и имущества по целевому назначению в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Краснодарского края и уставом муниципального образования;
- оказывают содействие и методическую помощь органам ТОС в осуществлении общественного земельного контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации права и законные интересы граждан, а также за соблюдением требований использования и охраны земель;
- учитывают мнение органов ТОС в решении затрагивающих интересы населения территорий вопросов, связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных и государственных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;
- обеспечивают участие органов ТОС в работе комиссий по жилищным и социальным вопросам, привлекают органы ТОС к выявлению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оказанию им помощи в оформлении необходимых документов на получение субсидий и иной государственной и муниципальной поддержки в соответствии с законодательством;
- учитывают предложения органов ТОС по организации транспортного обслуживания населения, установлению дополнительных маршрутов, строительству и содержанию остановочных пунктов маршрутов регулярного сообщения, стоянок легковых такси и проезжей части дорог;
- учитывают мнение органов ТОС по вопросам строительства и размещения торговых объектов, мест общественного питания, бытового обслуживания, привлекают органы ТОС к осуществлению мероприятий по контролю за соблюдением правил торговли, качеством предоставления услуг;
- привлекают органы ТОС к организации досуга населения, в том числе к созданию клубов по интересам, кружков технического, художественного и народного творчества, развитию физической культуры и массового спорта, организации в праздничные дни спортивных и культурных мероприятий для различных категорий граждан (детей, молодежи, пожилых людей), организации обустройства мест отдыха населения;..
Анализ практик организации работы органами местного самоуправления по развитию территориального общественного самоуправления показывает, что при достаточном внимании к деятельности ТОС, выстраивании постоянной системы взаимодействия с активами ТОС и при осуществлении муниципальной поддержки, активность жителей по участию в местном самоуправлении как форме ТОС, так и в других формах существенно возрастает, а эффективность осуществления полномочий органов местного самоуправления значительно повышается.
Приложение