Формирование системы поддержки деятельности территориального общественного самоуправления на местном уровне

Формирование муниципальной системы поддержки деятельности ТОС позволяет объединить усилия органов местного самоуправления и инициативных жителей по совместному решению вопросов местного значения и решению иных задач социального экономического развития муниципального образования.

Система муниципальной поддержки деятельности ТОС создает основу для работы ТОС и обеспечивает формирование партнерских отношений между органами ТОС и органами местного самоуправления.

Формы и методы поддержки вырабатываются исходя из разных параметров:

- финансовых и организационных возможностей регионов и муниципалитетов;

- уровня активности населения;

- существующих культурных традиций;

- уровня доходов населения и т.д.

Количество форм и уровень поддержки зависит от возможностей муниципалитета и от степени зрелости ТОС.

Процесс создания муниципального механизма поддержки деятельности ТОС включает в себя несколько блоков:

1) Определение видов и форм поддержки, которые будут осуществляться в муниципальном образовании:

- общие для всех социально ориентированных (отнести органы ТОС к социально-ориентированным организациям);

- дополнительные, применяемые для ТОС.

2) Закрепление данных видов и форм поддержки в муниципальных нормативных правовых актах:

- Положение об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

- Положение о территориальном общественном самоуправлении;

- и т.п.

3) Разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов по порядку оказания поддержки в разных формах.

- Положение о муниципальном гранте;

- Положение о субсидиях;

- Положение о порядке оказания имущественной поддержки в муниципальном образовании;

- и т.п.

4) Закрепление полномочий, обязанностей и ответственности уполномоченных структурных подразделений/должностных лиц/специалистов по осуществлению деятельности по оказанию поддержки, в том числе формированию и ведению реестров получателей поддержки.

После создания правовой и организационной базы для осуществления муниципальной поддержки необходимо обеспечить ее устойчивое функционирование:

- запланировать деятельность и необходимый объем расходов для ее осуществления;

- проконтролировать целевой использование средств, передаваемых ТОС, т.е. оценить влияние поддержки на расширение, развитие и активизацию ТОС.

- на основе проведенной оценки скорректировать или сохранить в неизменном виде систему муниципальной поддержки для развития территориального общественного самоуправления.

 

Какую поддержку ТОС возможно создать? Организационную, информационную, финансовую и имущественную.

 

Организационная поддержка Содействие в проведении собраний, регистрации ТОС, проведении мероприятий, проведение обучения актива ТОС. Жители, выразившие инициативу по созданию или участию в территориальном общественном самоуправлении, редко владеют необходимой информацией и знаниями по организации этого процесса.  
Создание/поддержка инфраструктурных организаций для ТОС. Достаточно эффективной формой содействия развитию ТОС является практика создания (или поддержка уже существующих) организаций, выполняющих роль инфраструктурных организации для ТОС. Инфраструктурная организация берет на себя основные функции по работе с ТОС: обучение, консультирование, проведение мероприятий, проведении конкурсов, посредника в оказании финансовой и имущественной поддержки.  
Имущественная поддержка Предоставление/содержание помещений для работы ТОС. В ряде муниципалитетов для организации работы органов ТОС им предоставляются в безвозмездное пользование муниципальное помещение, в которых проводится прием граждан, ведется прием граждан, ведется документооборот и т.п.  
Выделение иного муниципального имущества для работы ТОС.  
Финансовая поддержка Субсидирование деятельности и предоставление преференций. В практике ряда территорий есть опыт субсидирования деятельности ТОС, когда за счет средств бюджета компенсируется часть расходов ТОС, например на оплату коммунальных расходов, расходные материалы, проведение мероприятий. Также ТОС освобождается от выплат в местный бюджет  
Муниципальные гранты. Достаточно широко распространена практика проведения конкурсов проектов для ТОС с выдачей победителям муниципальных грантов на реализацию проектов. Данная форма позволяет оформить инициативы, а получение гранта дает ресурсы для их осуществления. Такая форма поддержки наиболее реалистична на уровне регионов или крупных муниципальных образований – муниципальных районов и городских округов, так как у поселений (особенно небольших сельских) нет финансовой, да и организационной возможности организовать конкурсы и софинансировать проекты. Муниципальный грант является также формой реализации полномочия по поддержке социально-ориентированных организаций.  
Финансирование программ ТОС. Эта форма отличается тем, что каждый ТОС формирует свою небольшую программу работ, исходя из основных потребностей территорий. В отличие от грантов (на грант подается один проект), в программу могут входить несколько разнонаправленных мероприятий и видов деятельности: решение вопросов благоустройства, формирование детских дворовых команд, ремонт/строительство спортивных сооружений и многое другое. Важным является то, что происходит развитие конкретной территории – территории деятельности ТОС на основе представлений и необходимости. При этом часть мероприятий в программах ТОС осуществляется их собственными силами, а в наиболее сложных - с привлечением муниципалитетом специалистов.  

 

В настоящее время в ряде субъектах РФ уже сложилась весомая практика организации системы поддержки и развития ТОС.

 

Волгоградская область

В масштабах Волгоградской области организация ТОС носит не локальный, а повсеместный характер, обусловленный, сохранением принципов самоорганизации и самоуправления. 2000 территориальных общественных самоуправлений, из которых более половины являются юридическим лицом, и охватывают 1 млн. жителей области. По своей инициативе органы ТОС взяли на себя внедрение системы «коротких шагов», которая заключается в разработке, организации и исполнения малых целевых программ, выступающих организационной основой для внедрения правил «включенности» жителей в решение вопросов и проблем своего муниципалитета.

Партнерами ТОС выступают:

- органы местного самоуправления муниципальных районов – организационное и методическое сопровождение деятельности ТОС;

- управление по работе с территориями и отделов по работе с муниципальными образованиями главы администрации Волгоградской области;

- хозяйствующие субъекты, учреждения, другие некоммерческие организации.

Методика финансовой поддержки деятельности ТОС из областного бюджета направлена на мотивацию эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни, исключая какую-либо уравниловку. С этой целью проводится областной конкурс на звание лучшего территориального общественного самоуправления с призовым фондом.

Для работы с общественными кадрами ТОС создана передвижная школа «Лидер-инкубатор». В рамках данной школы проводятся постоянно действующие выездные курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления.

Одновременно с управленческим сопровождением организуется информационное обеспечение деятельности ТОС и местного самоуправления, обмен накопленным опытом. С этой целью создан информационный портал ТОС Волгоградской области http://www.golostos.ru/ [10]

Республика Хакасия

В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления Республики Хакасия в работе по вовлечению жителей муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений республики в процессы формирования, становления, функционирования и развития ТОС по инициативе Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия в число мероприятий государственной программы Республики Хакасия «Региональная политика Республики Хакасия (2014-2016 годы)» включен республиканский конкурс «Лучшая местная администрация муниципального образования (поселения) по работе с территориальным общественным самоуправлением».

Организаторы конкурса: Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия при содействии Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия». Конкурс проводится среди городских округов, городских и сельских поселений Республики Хакасия.

Основными задачами проведения конкурса:

- определение администраций муниципальных образований (поселений), добившихся наилучших результатов в работе с ТОС;

- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в организации и развитии ТОС;

- организация эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС и населением;

- повышение активности жителей в решении вопросов местного значения, в процессах управления муниципальным образованием;

- изучение успешных моделей деятельности органов ТОС в поселениях Республики Хакасия, распространение опыта их работы [11].

 

г.Омск

На сегодняшний день в Омске сформирована система территориального общественного самоуправления, элементами которой являются объединения граждан по месту жительства, различающиеся по количеству жителей и размерам территории, на которые распространяется их деятельность. Современная система территориального общественного самоуправления города Омска включает в себя:

- Фонды развития (объединения и развития) ТОС административных округов города (всего 5);

- органы территориального общественного самоуправления:

· комитеты территориального общественного самоуправления,

· ревизионные комиссии территориального общественного самоуправления.

Актив территориального общественного самоуправления состоит из:

- председателей КТОС и ревизионных комиссий,

- членов КТОС,

- председателей и членов квартальных комитетов,

- старших по домам,

- старших по подъездам.

Развитие ТОС в г.Омске осуществляется в рамках Стратегии развития ТОС в 2014-2018 гг. [12]

 

г.Иркутск

В г.Иркутске с 2007 года действует образовательный проект «Школа активных граждан». Это серия систематических мероприятий, в рамках которых жителям даются правовые знания, разъясняется, что такое местное самоуправление и как жители города могут участвовать в местном самоуправлении. Также в рамках проекта апробирована технология координации деятельности инициативных групп, общественных организаций, территориального общественного самоуправления – «Ресурсные центры по развитию местного самоуправления».

Работа таких центров включает в себя консультирование граждан по вопросам создания и деятельности товарищества собственников жилья и органов территориального общественного самоуправления, организация и проведение собраний граждан, встреч жителей с представителями органов местного самоуправления, общественных организаций.

 

Республика Крым, с.Кукушкино

Деятельность ТОС «Возрождение» осуществляется в рамках Программы социально-экономического развития сёл Кукушкино и Огни на 2014 - 2015 г.г. и включает в себя следующие направления:

- Планы социального обустройства сёл потребует финансовых затрат. В определённой мере можно рассчитывать на поддержку из бюджета района, а также финансовых средств выделяемых по целевым программам развития Крыма. Однако при этом необходимо создавать свой бюджет. Для этого в первом квартале 2015 года решить вопрос по переводу ТОС «ВОЗРОЖДЕНИЕ» в статус юридического лица, для образования производственных предприятий, что повлечет создание рабочих мест, обеспечит жителей села стабильным заработком. а также будет способствовать развитию бюджета для новых производственных и социальных программ.

- Построить работу ТОС «ВОЗРОЖДЕНИЕ» на тесном взаимодействии с арендаторами, оказывая им помощь в решении вопросов по эффективному использованию находящихся в их аренде земель, вопросам орошения и реализации сельхозпродукции. - Способствовать развитию частного бизнеса, как в сельскохозяйственной, так и в иной сфере, оказывая содействие и правовую поддержку лицам, создающим частный бизнес [13].

 

Архангельская область

С целью развития ТОС и создания эффективной организационной структуры поддержки ТОС, в том числе формирование вспомогательных и совещательных органов по вопросам ТОС в муниципальных образованиях Архангельской области, в 2014 году утверждена Концепция развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2020 года.

г.Пермь

В г.Перми сформирована Лига председателей ТОС, задача которой скоординировать усилия ТОС и органов местного самоуправления для эффективного решения вопросов местного значения. В Лигу входят представители аппарата Пермской городской Думы, администрации города, председатели ТОС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: