Преобразование органов местного управления и поиск новых
Действенность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования системы управления и самоуправления на местном уровне.
Российский и зарубежный опыт убедительно показывает, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного управления и самоуправления. Ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Люди оценивают государственную политику прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и т. д. Именно на местном уровне население чувствует прямую ответственность за решение насущных вопросов жизни, здесь формируются основы понимания собственной ответственности граждан за свою судьбу и судьбу своих близких. Это учитывал российский опыт государственного управления прошлого века, обогативший нашу историю традициями земства - одной из основ российской самобытности, отброшенный в годы советской власти.
|
|
Однако в начале 90-х гг. в условиях гласности и демократизации представления о власти на местах как негосударственной власти, как самоуправлении городов и сел вновь стали получать все больше сторонников. Все нагляднее становилась необходимость реформирования сложившейся практики местного управления, выведения местных органов власти из строгой иерархии государственных органов.
Местные Советы народных депутатов, несмотря на все громкие слова об их народном характере, самостоятельности, демократичности, на деле во многом являлись лишь «агентами», нижним звеном центральной власти на местах, не имели никакой самостоятельности. Дело не только в том, что местные Советы в условиях «демократического» централизма вынуждены были строго исполнять все предписания вышестоящих Советов, которые к тому же могли отменить любое неугодное им решение местных органов, аргументируя это его нецелесообразностью или незаконностью. Было не обязательно даже что-то запрещать им — они все равно полностью зависели от материальных и финансовых ресурсов, выделяемых вышестоящими инстанциями. К тому же когда любое предприятие, учреждение или организация в любом населенном пункте обязательно были государственными или колхозно-кооперативными, то и любое ее решение принимало вид как бы государственной проблемы. При таком государственном устройстве не могло быть и речи о вопросах чисто местного значения. Но всякий раз, когда государство берется решать чисто местные проблемы, гражданин всегда оказывается в роли просителя, «маленького винтика».
|
|
Первым практическим шагом реформирования местного управления, внедрения нового для современной России (но давно распространенного в цивилизованных странах) подхода к нему как к местному самоуправлению стала реформа 24 мая 1991 г., когда понятия «местное самоуправление» и «органы территориального общественного самоуправления» были включены не только в статьи, посвященные местным Советам, но и в названия соответствующих разделов Конституции.
На смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами[400].
Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» включает местную администрацию в систему местного самоуправления и называет ее представительными органами власти без слова «государственной».
Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на конституционном уровне было оформлено при конституционной реформе 21 апреля 1992 г. Согласно ст. 85 государственная власть в Российской Федерации существует только на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ. Что же касается местных Советов народных депутатов — районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских, то они, согласно ч. 2 этой же ст. 85, входят в систему местного самоуправления.
Местные Советы как органы местного самоуправления мало сумели себя проявить. Во-первых, необходимо было время, чтобы и население, и народные депутаты активно включились в инициативную деятельность по развитию самоуправления. Во-вторых, в силу большой инерции много по-прежнему стремились брать на себя исполнительные органы, главы администраций, тем самым сдерживая деятельность органов местного самоуправления, с которыми у них к тому же отношения не всегда складывались лучшим образом. В-третьих, исполнительная власть стремилась ослабить Советы и укрепить себя, создать свою четкую вертикаль сверху донизу, единую систему исполнительной власти. И, наконец, местным Советам не удалось стать действительно реальными органами местного самоуправления, так как в соответствии с указами президента РФ от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» была прекращена деятельность районных и городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а их функции переданы соответствующим администрациям.
Указом от 26 октября 1993 г. было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Оно предусмотрело такую систему местного самоуправления:
- в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек — собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления;
- в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек — выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации);
|
|
- в городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек — выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления;
- в сельских районах — глава местного самоуправления (глава администрации) без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован также орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений;
- на территории сельсоветов — глава местного самоуправления (глава администрации) тоже без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.
Новые представительные органы — думы, собрания представителей и т. п. стали немногочисленными (19—27 человек). Причем членами представительного органа местного самоуправления, согласно указу президента от 22 декабря 1993 г., могли быть не только глава, но и другие должностные лица соответствующей местной администрации. При значительной их численности в представительном органе получалось, что должностные лица администрации сами себе ставят задачи, создают для себя нормативные документы, сами же формируют, а то и возглавляют депутатские комиссии, сами себя контролируют.
К тому же во многих местах новые местные представительные органы местного самоуправления вместо распущенных в 1993 г. Советов так и не были созданы, а их функции продолжали осуществлять назначенные главы местных администраций.
В Конституции РФ 1993 г. положения о местном самоуправлении как одной из форм осуществления власти народа (ст. 3) вновь получили конституционное закрепление. В ст. 12 Конституции РФ записано: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». При этом Конституция РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72) относит «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению России и ее субъектов. Это означает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут и должны быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых с учетом специфики своих условий субъектами Федерации.
|
|
Дальнейшее становление и развитие местного самоуправления потребовало разработки, принятия и реализации таких законов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят в результате довольно острой борьбы, развернувшейся при обсуждении трех его вариантов, один из которых был разработан в Министерстве национальностей, затем получил одобрение правительства и президента РФ («правительственный вариант»), а два других разработаны и внесены двумя группами депутатов Государственной Думы.
Закон был принят Госдумой 12 августа 1995 г. Основой его стал вариант, внесенный на обсуждение группой депутатов, входивших в Комитет по вопросам местного самоуправления Государственной Думы, доработанный с учетом наиболее разумных положений правительственного варианта.
Как записано в Законе, «местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации» и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст. 2),
Местное самоуправление, как записано в Федеральном законе (ст. 12), осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. При этом на территории сельского района, например, местное самоуправление может быть представлено тремя видами территориальных образований: село; сельский округ (волость, сельсовет); сам район (уезд). Территории же муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Для организации и обеспечения эффективной деятельности местного самоуправления важное значение имеет то, что Федеральный закон дает четкий ответ на ряд весьма существенных вопросов. В частности, Закон определяет, что муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная данным Законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся выборные органы; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами субъекта РФ. Его численный состав определяется уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования согласно Закону избирается гражданами, проживающими на данной территории, или представительным органом местного самоуправления из своего состава. При этом в Законе прямо записано, что «образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются» (ч. 3 ст. 17).
Важно также, что Закон определяет структуру местного самоуправления. Она охватывает представительный орган, главу муниципального образования, иные коллегиальные органы местного самоуправления, а также институты прямого волеизъявления граждан: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народную правотворческую инициативу, обращения граждан в органы местного самоуправления. Каждому из этих институтов в Законе посвящена отдельная статья.
По-новому в Законе определяется такая форма местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление (ТОС). Согласно ему - это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования, в частности на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях (ст. 27). Население осуществляет свои инициативы либо непосредственно, либо через создаваемые им органы ТОС, которые в соответствии с уставами муниципального образования могут быть юридическими лицами.
Местное самоуправление призвано решать «вопросы местного значения». Их перечень в Законе довольно внушителен — он занимает 30 пунктов ст. 6. Определены в Законе и финансово-экономические основы местного самоуправления. К ним отнесены муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения, муниципального образования.
Закон определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют собственностью: им разрешается передавать объекты этой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, совершать сделки с имуществом и т. д. Закон предусматривает также, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами Местного самоуправления самостоятельно.
Развитие местного самоуправления имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой государственности, к образованию удельных княжеств. И прежде всего потому, что уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества всей страны. Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион.
Вместе с тем еще не до конца преодолены противоречия между органами государственной власти на уровне субъектов Федерации и органами местного самоуправления, стремление первых ущемить интересы вторых, перераспределить в свою пользу муниципальную собственность, доходы, создаваемые в муниципальных образованиях.
Руководителями многих регионов формирование реального местного самоуправления воспринимается как покушение на их власть. Нередко некоторые из них активно сопротивляются тому, чтобы передать «вниз», как того требует закон, контроль над рядом управленческих функций, а тем более часть средств.
В законодательстве ряда субъектов РФ, в том числе и на Северном Кавказе, явно прослеживается тенденция поставить местное самоуправление в зависимость в различных формах от органов государственной власти, превратить его в элемент государственного управления вопреки конституционному положению о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, разграничении органов местного самоуправления и органов государственной власти (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Весьма важными для развития местного самоуправления являются вопросы формирования и состава территории муниципальных образований, определения границ их территории, порядка их установления и изменения. Эти вопросы относятся к компетенции субъектов РФ и решаются ими далеко не единообразно. В то же время ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочиях органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления не предусматривает их право устанавливать территории муниципальных образований. Нет такого права и в полномочиях органов государственной власти субъектов РФ. Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, определяются самим населением в соответствии с законами субъектов РФ. При этом Закон (ч. 1 ст. 131) дает открытый перечень муниципальных образований.
Наряду с другими мерами совершенствование законодательства, территориальной организации и финансово-экономического обеспечения, прогнозирования развития муниципальных образований должны способствовать совершенствованию и упрочению местного самоуправления, повышению эффективности всей системы государственной власти и управления современной России.