Принципы оплаты назначенного адвоката

Оплата услуг адвоката: критерии, размеры и риски

Роман Григорьевич Мельниченко
к. ю. н., доцент, ведущий научный сотрудник кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского госуниверситета

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:

 

· Какими финансовыми путями доверитель приходит к адвокату

· Какие сегодня официальные тарифы "назначенного" и "гонорарного" адвокатов

· Как адвокат формирует размер своего гонорара

Оплата труда адвокатов в уголовном процессе — это сакральная сторона адвокатской деятельности. В адвокатских кругах об этом не принято распространяться, но это постоянно сидит в памяти каждого члена корпорации и тревожит каждого адвоката ежеминутно. Попробуем приоткрыть покровы тайны над этой «тайной стороной» адвокатской жизни. Вопросы адвокатских гонораров изложены в ряде источников: ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1, ст. 16 Кодекса профессиональной этики адвоката2, корпоративных актах ФПА России и адвокатских палат субъектов РФ, а также сложившихся в адвокатуре обычаях.

Две адвокатуры — две оплаты

Де-факто в современной России сосуществуют две адвокатуры: адвокатура по назначению и гонорарная. Водоразделом между ними является способ оплаты труда адвоката. Между подходами к оплате труда «назначенного» и «гонорарного» адвокатов нет ничего общего. Если еще десятилетие назад эти две адвокатуры были перемешаны, то есть один и тот же адвокат мог выступать и в роли «назначенного», и в роли «гонорарного», то сегодня наблюдается отчетливая тенденция к сепарации представителей этих двух, ставших чуждыми друг другу, корпораций.

Принципы оплаты назначенного адвоката

Адвокатура по назначению (во времена присяжной адвокатуры она называлась «защита по праву бедности») — это адвокатура на государственном содержании, и корни ее в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ. Каждый человек, подвергающийся уголовному преследованию, имеет право на адвоката. В случае, когда человек не обладает финансовыми средствами, услуги адвоката оплачивает за него государство. Здесь выстраивается любопытный треугольник. В одном его углу человек, подвергающийся уголовному преследованию (жертва). В другом — государство, привлекающее человека к ответственности (хищник). А в третьем — адвокат, защищающий человека (спаситель). Любопытно в этом треугольнике то, что оплату услуг спасителю (адвокату) осуществляет «хищник» (государство).

Оплата услуг назначенного адвоката основывается на двух принципах:

— государственное финансирование;

— оплата по государственному тарифу.

Адвокатская корпорация испытывает значительные трудности в финансовом обеспечении «назначенной» адвокатуры. На состоявшемся 20 апреля 2017 года VIII Всероссийском съезде адвокатов была принята Резолюция «Об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению»3. При ее интерпретации можно выявить проблемные места «назначенной» адвокатуры: кризис этого института, малый размер оплаты, задержки в оплате.

Кризис института «назначенной» адвокатуры заключается в том, что те проблемы, которые были в нем выявлены ранее (в 2013, 2015 годах), не разрешаются: «ситуация из года в год ухудшается».

Низкие ставки, по мнению руководства адвокатуры, были низки уже в день их установления, а отсутствие их индексации на фоне нарастающих инфляционных процессов превращают их в недопустимо низкие.

Задержки выплат назначенным адвокатам можно легко зафиксировать из-за нарушения установленного Правительством РФ 30-дневного срока оплаты. Причина подобных задержек, по мнению адвокатов, — тщательная проверка документов на оплату адвокатов по назначению со стороны финансовых органов, породившая практику оценки правильности постановлений (определений) дознавателей, следователей и судов по вопросам оплаты труда адвокатов. Такая проверка зачастую приводит к признанию постановлений (определений) незаконными, что, в свою очередь, приводит к задолженности государственных органов перед адвокатами.

Очевидно, что в дальнейшем проблема задержек выплат адвокатам по назначению будет усугубляться: «Так, на начало 2017 года задолженность одного только Министерства внутренних дел РФ составила более 700 млн рублей. При этом в 2017 году указанная проблема усугубляется тем, что текущее финансирование снижено на четверть, а задолженность 2016 года возмещается из средств 2017 года. Следовательно, кризис платежей прошлого года фактически запланирован государством на середину текущего года»4.

Можно только надеяться, что государство учтет требования Резолюции ФПА России, увеличит размер гонораров и обеспечит своевременность их выплаты. У государства нет на это сегодня ни финансовых, ни волевых возможностей. Намечается тенденция к уменьшению требований к качеству работы адвокатов по назначению: «Размер оплаты труда адвоката, осуществляющего защиту по назначению, на порядок меньше размера оплаты аналогичной юридической помощи, сложившегося в обычном экономическом обороте, и является для адвокатских палат серьезным препятствием к тому, чтобы обеспечить надлежащее качество защиты по назначению».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: