Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу

 

Каждый орган нервной системы представляет собой анатомически определенную, функционально специализированную часть организма. Органы состоят из нервной ткани, а строма их - из соединительной ткани, формирующей строму органов. Органы вегетативной системы регулируют деятельность внутренних органов и интегрируют их деятельность за счет морфофункциональной связи с органами центральной нервной системы. В основе деятельности нервной системы лежат рефлекторные дуги, которые представляют собой цепи нейронов. Рефлекторные дуги отличаются по функциональному значению и делятся на афферентные, эфферентные. Они могут быть расположенны в разных отделах нервной системы и организма. Необходимо знать особенности строения и функции нейронов I и II, III и типов по Догелю на основании современных данных световой и электронной микроскопии, цитохимии и экспериментальной нейрогистологии. Иметь представление о рефлекторном принципе деятельности вегетативной нервной системы. Хорошо знать особенности симпатических и парасимпатических, местных вегетативных рефлекторных дуг, а также их отличия от рефлекторных дуг соматической нервной системы.

Изучить строение и уметь классифицировать структуры, относящиеся к афферентному и эфферентному звену рефлекторного аппарата: рецепторные и эффекторные нервные окончания.

Особенности вегетативной нервной системы детского возраста.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функ­ционирует, обеспечивая поддержание сосудистого тонуса, адаптационно-трофические реакции и регуляцию деятельности внутренних органов. Однако регуляторные функции вегетативной нервной системы у детей первых меся­цев жизни легко нарушаются при воздействии не адекватных возрасту внешнесредовых факторов. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 2—3, а иногда и до 5 лет.

 

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Задания и ориентировочные основы действий.

Изучить и зарисовать следующие препараты:

Препарат № 184 - Интрамуральный ганглий в стенке мочевого пузыря. Окраска: гематоксилин-эозин.

Определить на малом увеличении и изучить на большом интрамуральный ганглий, расположенный в соединительной ткани между пучками миоцитов. С поверхности ганглий покрыт соединительнотканной капсулой. Нервные клетки в интрамуральном узле расположены близко друг к другу. Обратите внимание на то, что в ганглии наряду с дифференцированными нейронами имеется большое количество глиальных клеток - саттелитов.

Изучить, зарисовать и обозначить: 1. соединительнотканная капсула ганглия; 2. нервные клетки; 3. глиоциты (сателлиты); 5. соединительная ткань; 6. мышечная ткань мочевого пузыря.

 

 

Демонстрационные препараты:

Препарат -Интрамуральный ганглий в мышечной оболочке толстой кишки.

Окраска: гематоксилин-эозин.

Микрофотографии:

1.Ауэрбаховское нервное сплетение. Окраска: Азотнокислое серебро.

Изучить и оформить схемы:

1.Зарисовать схему строения паравертебрального вегетативного ганглия.

2. Оформить схемы нейронного состава вегетативных рефлекторных дуг, отобразить связь вегетативного ганглия с центральной нервной системой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: