Организация образовательного процесса

 

Учебный год в Университете для студентов очной и очно-заочной форм обучения начинается 1 сентября, состоит из двух семестров, заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

Ученый совет Университета вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения определяются Университетом самостоятельно в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса, утвержденными в установленном порядке.

Учебные занятия в Университете проводятся по расписанию в соответствии с рабочими учебными планами по направлениям подготовки (специальностям) и графиком учебного процесса, утвержденными в установленном порядке.

Учебные занятия в Университете проходят с 07.45 часов до 20.55 часов. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает два академических часа. Перерыв между учебными занятиями составляет 10 минут.

Время начала и окончания занятий представлено ниже:

1 пара – с 07.45. часов до 09.15 10 минут перерыв

2 пара – с 09.25. часов до 10.55 10 минут перерыв

3 пара – с 11.05. часов до 12.35 10 минут перерыв

4 пара – с 12.45. часов до 14.15 10 минут перерыв

5 пара – с 14.25. часов до 15.55 10 минут перерыв

6 пара – с 16.05. часов до 17.35 10 минут перерыв

7 пара – с 17.45. часов до 19.15 10 минут перерыв

8 пара – с 19.25. часов до 20.55

Учебное расписание составляется на семестр и размещается на информационном стенде института (факультета) не позже чем за 10 календарных дней до начала занятий.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается в размере 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной нагрузки по освоению ОП ВО и факультативных дисциплин.

Объем аудиторных занятий студентов устанавливается с учетом специфики конкретного направления подготовки (специальности), формы обучения. Объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении ОП ВО по заочной форме обучения составляет не менее 160 часов, но не более 200 академических часов в учебный год.

Контроль соблюдения расписания учебных занятий осуществляется работниками УМУ Университета, руководителями учебных структурных подразделений (деканами, директорами) и их заместителями по учебной работе, заведующими кафедрами, а также иными должностными лицами в соответствии с приказом ректора.

При реализации образовательных программ может применяться модульный принцип организации образовательного процесса.

ОП могут быть реализованы Университетом самостоятельно, а также посредством сетевых форм. При реализации ОП в сетевой форме обучающимися обеспечивается возможность использования ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.

При сетевой форме реализации ОП Университет в установленном порядке осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях, участвующих в реализации ОП.

При осуществлении образовательной деятельности по ОП Университет обеспечивает:

- соблюдение требований ФГОС ВО;

- проведение занятий в различных формах по дисциплинам (модулям);

- проведение практик;

- проведение контроля качества освоения ОП посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Учебные занятия по ОП проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся.

 

По ОП могут проводиться учебные занятия следующих видов:

- лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся (занятия лекционного типа);

- семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия (занятия семинарского типа);

- курсовое проектирование (выполнение курсовых работ по одной или нескольким дисциплинам (модулям);

- групповые консультации;

- индивидуальные консультации и иные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой);

- самостоятельная работа обучающихся.

Университет может проводить учебные занятия других видов, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и т.д.

Запрещается присутствие на учебных занятиях посторонних лиц без разрешения преподавателя, ведущего занятие, руководителя учебного структурного подразделения и администрации Университета.

Проведение выездных занятий со студентами на территории базовых организаций (производственных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций) производится с предварительного разрешения профильного проректора (при наличии темы занятия в рабочей программе дисциплины, обосновывающей необходимость изучения и закрепления материала на производстве), с обязательным проведением инструктажа по технике безопасности.

 

Решение об отвлечении обучающихся от учебных занятий для участия в различных социально значимых мероприятиях принимает ректор (профильный проректор), которое оформляется приказом (распоряжением).

При входе преподавателя в аудиторию обучающиеся обязаны встать. После начала занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий.

Во время проведения занятий обучающиеся обязаны внимательно слушать объяснения преподавателя и выполнять его задания, участвовать в обсуждении вопросов по теме занятия. Желание задать вопрос преподавателю, попросить о чем-либо, определяется поднятием руки. Обучающийся имеет право отстаивать свои взгляды и убеждения, в этом случае он должен аргументировать свою точку зрения, приводить соответствующие факты, делать обобщения и выводы. В ходе дискуссии нельзя переходить на личности людей, которые не поддерживают данную точку зрения.

В процессе проведения любых видов занятий не разрешается разговаривать по мобильному телефону, использовать иные технические устройства вне контекста содержания занятия, а также вести беседы на отвлеченные темы и принимать пищу.

Лекционные занятия проводятся для обучающихся всего курса по направлению подготовки. Для проведения практических занятий каждый курс может делиться на группы, для проведения лабораторных занятий – на подгруппы. Для лекционных занятий обучающиеся различных направлений подготовки могут объединяться в потоки.

Обучающихся различных направлений подготовки могут быть объединены в один поток или одну группу для изучения дисциплин по выбору.

Количество учебных групп и подгрупп по каждому направлению подготовки и курсу ежегодно устанавливается на основе соответствующего локального акта Университета и оформляется приказом ректора.

В целях улучшения организации внеаудиторной работы со студентами, активизации их научной деятельности, психолого-педагогической поддержки студентов, налаживания механизмов обратной связи обучающихся с руководством структурных подразделений Университета организуется кураторство.

За каждой учебной группой младших курсов очной формы обучения бакалавриата (специалитета) закрепляется куратор из числа научно-педагогических работников. Взаимодействие с обучающимися куратор осуществляет лично и через старосту группы.

По докладной записке руководителя структурного подразделения (декана, директора) в каждой группе приказом ректора назначается староста из числа наиболее успевающих и дисциплинированных студентов. Староста группы тесно взаимодействует с руководителем учебного структурного подразделения (деканом, директором), а также с заместителями руководителя и куратором. Староста обеспечивает доведение решений руководства до студентов группы, организовывает их исполнение.

Староста учебной группы является уполномоченным представителем группы во всех структурных подразделениях университета. В функции старосты входят:

- персональный учет посещения студентами всех видов учебных занятий;

- наблюдение за учебной дисциплиной в группе при проведении всех видов учебных занятий, а также за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;

- своевременная организация получения и распределения среди студентов группы учебников и учебных пособий;

- извещение студентов об изменениях, вносимых в расписание занятий, о графике сдачи курсовых проектов и работ; о содержании заданий для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов;

- организация работы по обеспечению чистоты и порядка в учебной аудитории, сохранностью оборудования, соблюдению санитарных норм и правил;

- доведение информации:

- информирует куратора и деканат об учебных делах и общественной жизни в группе;

- информирует и консультирует студентов по вопросам организации учебного процесса, социального обеспечения;

- совместно с куратором организовывает проведение собраний студентов по итогам аттестаций, сессий и в других случаях, докладывает группе о текущих делах и проведенных мероприятиях;

- ведет работу по формированию сплоченного, нацеленного на овладение знаниями коллектива, создает благоприятный социально-психологический климат в группе;

- участвует в работе факультетского (институтского) студенческого совета, организовывает участие студентов группы в факультетских (институтских) и общеуниверситетских мероприятиях, социально значимых акциях студентов;

- выполняет поручения куратора, связанные с общественно-полезной деятельностью.

Распоряжения старосты в пределах указанных выше функций обязательны к исполнению всеми студентами группы.

Пропуски учебных занятий являются нарушением режима обучения и могут быть основанием для применения дисциплинарного взыскания. В случае пропуска занятий обучающимся по уважительной причине, он должен поставить в известность руководителя учебного структурного подразделения (декана, директора). Уважительными причинами пропуска занятий являются: заболевание, подтвержденное медицинским документом соответствующего образца; иные обстоятельства, подтвержденные соответствующими документами.

Во время проведения экзамена (зачета) каждый обучающийся обязан выполнять установленные задания самостоятельно, помощь других обучающихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые указал преподаватель. Запрещается использование вспомогательных технических средств (смартфон, ноутбук, мобильный телефон, аудио- и видеоаппаратура и т.д.), кроме тех случаев, когда использование подобных средств является частью экзамена (зачета).

Качество освоения ОП оценивается путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов и государственной итоговой аттестации выпускников.

Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по всем реализуемым ОП, имеющим государственную аккредитацию. К испытаниям, входящим в состав государственной итоговой аттестации, допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение ОП ВО по направлению подготовки (специальности), разработанной Университетом в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

При условии успешного прохождения всех установленных видов государственных итоговых аттестационных испытаний выпускнику Университета присваивается соответствующая квалификация и выдается документ об образовании и о квалификации.

ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Обучающийся имеет право на:

1. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

2. свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

3. получение социально-педагогической и психологической

4. помощи;

5. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в Университете;

6. обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

7. участие в формировании содержания своей ОП при условии соблюдения требований образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

8. выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого Университетом;

9. изучение наряду с учебными дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных дисциплин (модулей), преподаваемых в Университете, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

10. зачет Университетом в установленном порядке результатов освоения обучающимся дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

11. перевод для получения образования по другому направлению подготовки и (или) специальности, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами Университета;

12. переход с платного обучения на бесплатное обучение при соблюдении условий, предусмотренных действующим законодательством;

13. перевод в другую образовательную организацию, в порядке, соответствующем действующему законодательству;

14. восстановление для продолжения обучения в Университете в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами Университета;

15. академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке и по основаниям, которые установлены действующим законодательством;

16. отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с действующим законодательством;

17. пользование объектами социальной инфраструктуры Университета;

18. бесплатное пользование библиотечно-информационными и материально-техническими ресурсами, учебной, производственной и научной базой Университета в установленном порядке;

19. развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других социально-значимых массовых мероприятиях;

20. участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой Университетом;

21. направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные, научные и архивные организации, включая организации иностранных государств;

22. представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях Университета;

23. поощрение за успехи в учебной, научной, спортивной, общественной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

24. совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

25. получение информации от Университета о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими направлениям подготовки и (или) специальностям;

26. обжалование актов Университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

27. участие в управлении Университетом в порядке, установленном в Уставе;

28. участие и создание общественных объединений, в том числе профессиональных союзов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, студенческих отрядов, целью деятельности которых является организация временной занятости обучающихся, а также хозяйственных обществ с целью практической реализации инновационных идей и проектов.

Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется:

- направлением в администрацию Университета, Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Университета обращения о нарушении или ущемлении прав обучающихся;

- обжалованием решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания;

- использованием иных способов защиты прав и законных интересов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: