Внутреннее развитие СССР в 1965–1984 гг

В 1965 г. новое руководство СССР начало ряд важных экономических реформ, которые были направлены на повышение эффективности сельского хозяйства и промышленности. Новый стратегический курс на развитие сельского хозяйства, в рамках которого были значительно увеличены капиталовложения в аграрный сектор, осуществлялся за счет механизации, химизации и мелиорация. Были отменены хрущевские ограничения на личные подсобные хозяйства крестьян, а затем была проведена паспортизация сельских жителей.

Экономические реформы А. Н. Косыгина. Совнархозы были ликвидированы, и восстановился отраслевой принцип управления экономикой. Однако главная идея реформ заключалась в замене командно-административных методов управления народным хозяйством экономическими с применением хозрасчета и элементов рынка. Для повышения качества товаров и производительности труда была изменена система оценки работы предприятий. Главными показателями становились не натуральная продукция, а прибыль и стоимость реализованной продукции. Для осуществления реформы предприятиям сократили плановые показатели. Часть прибыли оставлялась на предприятиях и могла использоваться на их собственные нужды, в том числе и социальные.

Вторым шагом планировалось ввести рыночные отношения в рамках госсектора для формирования объективной цены продукции. Рынок должен был определить и степень эффективности предприятий. Однако второго шага не последовало, так как в 1968 г. похожие реформы в Чехословакии привели к серьезному политическому кризису. Реформу остановили на полпути. В итоге предприятиям стало выгодно завышать цену и тратить больше ресурсов, так как рыночные механизмы не вступили в действие, а государство все равно выделяло им средства для покрытия всех расходов на производство. Сложившаяся ситуация фактически привела к созданию «затратной» модели экономики. Отказ от прежних детальных планов по номенклатуре производимых изделий привел к тому, что предприятия стали производить дорогую продукцию: чем больше ее стоимость, тем больше фонды зарплаты и прибыли. Ущербность сложившегося механизма оценили не сразу, так как в 8-й пятилетке (1966–1970) объем промышленной продукции вырос на 50 %, национальный доход на 41 %, производительность труда на 37 %, а реальные доходы на душу населения увеличились на 33 %.

Затем темпы роста экономики начали снижаться. В 11-й пятилетке (1980–1985) промышленность выросла на 20 %, а сельское хозяйство лишь на 6 %, в среднем национальный доход рос на 3,4 % в год. Отметим, что и эти низкие темпы роста были выше, чем у многих ведущих стран Запада.

Замедление объяснялось рядом причин. Во-первых, большими объемами экономики, при которых дальнейший рост становился все более трудным. Во-вторых, постепенным сокращением капиталовложений, так как все больше средств тратилось на обеспечение роста потребления. В-третьих, заканчивались возможности экстенсивного развития: создавать новые производства становилось все дороже, а увеличение трудовых ресурсов требовало все больших трат на социальную сферу, так как уровень социальных обязательств государства все время увеличивался. Снижение показателей роста в эти годы компенсировалось ростом доходов от экспорта энергоресурсов. На полученную от их продажи валюту СССР закупал продукты и товары народного потребления преимущественно в социалистических странах.

Руководство страны видело проблему, но принимавшиеся меры не давали существенных результатов, а на радикальные реформы Брежнев не решался. Проявлений массового недовольства в СССР не наблюдалось, так как уровень жизни населения рос большими темпами, чем развивалась экономика. Так, средний размер зарплаты в 1965–1985 гг. у рабочих и служащих увеличился со 100 до 190 р. в месяц. Главной проблемой становилось то, что рост уровня жизни не успевал за ростом потребностей советских людей. Не решалась проблема качества товаров народного потребления, увеличивался дефицит товаров, пользовавшиеся спросом. Нарастал и дефицит продовольствия из-за стабильно низких цен. Там, где государство не справлялось, рос «теневой» сектор экономики и подпольный рынок.

Общественно-политическая жизнь. Возглавив страну,Л. И. Брежнев начал исправлять многие ошибки Хрущева. Лозунг быстрого строительства коммунизма был заменен тезисом о совершенствовании «реального социализма». Шло омоложение партийных и советских кадров.

Брежнев прекратил активную критику Сталина[U5], что частью общества было воспринято как конец «оттепели». Некоторые заговорили о «заморозках». На деле же шло постоянное расширение «границ дозволенного». Это был объективный процесс, так как уровень образования советских граждан все время рос, а информация быстро распространялась благодаря развитию и распространению СМИ.

Появилась открытая политическая оппозиция – «диссиденты». В 1968 г. произошла демонстрация на Красной площади против ввода войск в Чехословакию. Власть старалась бороться с оппозицией законными методами, при этом периодически совершая ошибки, которые тут же использовались ее оппонентами в идеологической войне, но в целом политические преследования сокращались (1956–1960 гг. осуждено 4676 человек, 1961–1964 гг. – 1052, 1965–1970 гг. – 699). Часть неугодных «выдавливали» за границу (А. Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов), некоторые сами становились «невозвращенцами» (М. Барышников, Р. Нуриев).

Серьезное недовольство вызывал формальный характер советской и партийной демократии. Выборы были безальтернативными, кандидатов подбирали заранее. В 1977 г. в новой Конституции СССР появилась 6-я статья о «руководящей и направляющей» роли партии. Произошло окончательное сращивание партийной и государственной номенклатуры. Стареющая партийная элита утрачивала работоспособность и волю, необходимые для решения серьезных задач. К 1980 г. средний возраст партработников на местах составлял 59 лет, а в Политбюро – 71 год. Такая ситуация была связана с «кадровым застоем», при котором обновление кадров осуществлялась крайне медленно. Ослабление контроля сверху в огромном государстве с централизованной системой управления порождало коррупцию, «теневую экономику» и др.

После смерти в 1982 г. Брежнева генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов. Он начал частичную замену брежневских кадров и выдвижение молодых – М. Горбачева, Е. Лигачева, Н. Рыжкова. Новый генсек повел борьбу против взяточничества, коррупции, нетрудовых доходов. Началась масштабная кампания за укрепление трудовой дисциплины. Возглавив страну больным человеком, Андропов умер в 1984 г., не успев реализовать своих замыслов, направленных на развитие рынка и демократии в рамках социализма. После Андропова страной управлял тяжелобольной К. У. Черненко, который находился на посту генсека до смерти в марте 1985 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: