double arrow

Экономические и политические реформы «перестройки»


Весной 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев поставил задачу ускорения социально-экономического развития.Правительство возглавил Н. И. Рыжков. Предполагалось резко увеличить капиталовложения в машиностроение, чтобы затем обновить оборудование всех остальных отраслей, которые должны решить проблему выпуска качественной продукции народного потребления и устранить проблему дефицита в стране. Одновременно принимались меры по повышению производительности труда за счет укрепления дисциплины и повышения зарплат.

В 1986 г. национальный доход вырос на 4,1, но из-за возросших расходов сразу наметился дефицит бюджета, который покрывался за счет увеличения внутреннего и внешнего долга.

В 1987 г. Горбачев взял курс на глубокую перестройку экономики и жизни общества в целом. Предполагалось перейти от командно-административных методов управления народным хозяйством к планово-рыночной экономике, осуществив демократизацию управления всеми сферами. Был принят закон о государственном предприятии, который вводил хозрасчет(самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление). В дальнейшем планировался переход от распределения фондов к оптовой торговле. Демократизация предполагала выборность руководства предприятий. Избранные руководители стремились обеспечить трудовым коллективам постоянный рост заработной платы, который заметно обгонял рост производительности труда, что вело к увеличению дефицита.

В 1988 г. был принят закон о кооперации. Кооперативы получили налоговые льготы. Предполагалось, что кооперативы заполнят ниши, не занятые госсектором, и своей деятельностью быстро устранят проблему дефицита товаров и услуг. Однако на практике большинство кооперативов создавалось при госпредприятиях, через них шло перекачивание безналичных денег в наличные, что еще усиливало рост зарплат и дефицита. Потребительский спрос в 1988 г. превысил предложение товаров уже на 45 млрд. руб. (в 1987 г. – 35 млрд), и далее ситуация только ухудшалась.

Главным итогом экономических реформ к 1989 г. стал дисбаланс потребительского рынка и «проедание» основных резервов: денег у населения оказалось намного больше, чем товаров в магазинах, а государство уже истратило накопленное в прошлые годы и не имело средств на закупку товаров за рубежом. К тому же образовывались огромные потери средств из-за антиалкогольной кампании (36 млрд р.), Чернобыльской катастрофы (10 млрд), землетрясения в Армении (10 млрд), падения цен на нефть (40 млрд), дополнительных расходов в социальной сфере (18 млрд). Внутренний долг увеличился со 140 млрд р. в 1985 г. до 1 трилл. р. в 1991 г.

В 1990 г. правительство приняло решение о переходе к рыночной экономике, но ослабление командно-административных методов привело к потере управляемости экономикой, а создать эффективные экономические рычаги не удалось. Довольно быстро экономические проблемы охватили все сферы жизнедеятельности страны.

Политические реформы. Первым серьезным шагом Горбачева после прихода к власти стала кампания гласности, в рамках которой СМИ было разрешено критиковать старые скомпрометировавшие себя брежневские кадры, чтобы быстро сменить их. Однако на волне «гласности» стали всплывать многие ошибки и проблемы советского периода, что привлекло критику КПСС и социалистического строя в целом. Особенно острой стала проблема межнациональных отношений в СССР. Смена в 1986 г. руководившего Казахстаном казаха Д. Кунаева на русского Г. Колбина спровоцировала волнения на национальной почве в Алма-Ате. На волне «гласности» армянское население (77 %) Нагорного Карабаха стало требовать присоединения к Армении, против чего выступил Азербайджан, частью которого являлся Карабах. Вскоре это привело к вооруженному конфликту и гибели людей. В Прибалтике СМИ быстро подняли тему вхождения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР накануне Второй мировой войны. Националисты активно пользовались «гласностью» для решения своих задач. Команда Горбачева не ожидала такого оборота и оказалась не готовой быстро и эффективно решать национальные проблемы.

Главной идеей политических реформ была демократизация политической системы СССР и создание правового государства. В 1988 г. было принято решение о созыве нового органа – Съезда народных депутатов СССР.

В марте 1989 г. состоялись выборы. Высшие партийные работники, включая Горбачева, были избраны безальтернативно по квоте КПСС, что породило недоверие к верхушке. В итоге на выборах в регионах это привело к тому, что за мандат обычно боролись местный партийный руководитель и коммунист, критиковавший партию и обещавший решительные реформы. Побеждали в основном рядовые коммунисты. На съезде часть оппозиционно настроенных делегатов организовала Межрегиональную депутатскую группу (А. Сахаров, Г. Попов, А. Собчак), лидером которой стал Б. Ельцин.

В 1990 г. прошли альтернативные выборы в республиканские и местные советы уже без квот. В ряде республик у власти находились сторонники независимости, а в Прибалтике, Грузии, Молдавии – откровенные сепаратисты. В марте 1990 г. парламент Литвы принял акт «О восстановлении независимости». Союзный съезд не признал этот акт, но решительных мер предпринято не было. Последовала цепная реакция: парламенты Эстонии, Латвии, Грузии приняли решения о независимости.

В этих условиях М. С. Горбачев согласился на разработку и подписание нового союзного договора взамен договора 1922 г. Эту идею с 1988 г. проталкивали прибалтийские руководители. До 1990 г. Горбачев сопротивлялся, понимая, что новый договор часть республик могут не подписать. Однако в марте 1990 г. он был вынужден уступить республикам, так как к требованиям нового договора присоединилась и Россия в лице Б. Ельцина.

Весной 1990 г. Ельцин стал Председателем Верховного совета РСФСР. По его инициативе 12 июня была принята Декларация о суверенитете России, которая провозглашала верховенство российских законов над союзными, что привело к «войне законов». Декларации стимулировала суверенизацию союзных и автономных республик («парад суверенитетов»).


Сейчас читают про: