Базовые факторы и процессы развития связности Челябинской агломерации

Реализация основных направлений и проектных идей повышения уровня включенности Челябинской агломерации, а значит, обеспеченности самого процесса реализации этих направлений и проектных идей, потребует в качестве своей важной предпосылки проведения работ по существенному росту связности. Инвесторы всегда ищут такие места приложения своих капиталов, где эти капиталы дают наивысшую производительность. Но связность территории, как уже отмечалось выше, и является тем самым специфически территориальным фактором, который формирует производительность труда и производительность капитала.

Подготовка территории Челябинской агломерации к приему высокотехнологичных решений (как транспортно-логистический, так и производственных) потребует запуска процесса перезагрузки территории. Это означает, что предприятия, расположенные ниже 5-го технологического уклада, должны будут подлежать планомерной передислокации в неагломерированные зоны Челябинской области и на периферию самой агломерированной зоны. На высвободившиеся территории должны будут зайти элементы трансконтинентального транспортно-логистического узла, а также очаги и кластеры пятого технологического уклада, ядром которого имеет все предпосылки стать Южно- Уральский государственный университет.

С другой стороны, «уходящие» производства также должны прийти на подготовленную почву, ведь им предстоит создать очаги высокой экономической активности в тех районах, где ныне эта активность находится в угнетенном состоянии. Людям теперь не будет нужды в ежедневных поездках на работу за многие десятки километров. Бюджеты муниципальных образований пополнятся новыми источниками доходов. Место маятниковой миграции людей займет встречный поток товаров и услуг. Однако ни люди, ни бизнес не должны почувствовать при этом никакого дискомфорта в связи с тем, что они потеряли возможность ежедневного контакта со средой города-миллионника. Предотвратить угрозу дискомфорта должны будут те новые компоненты, которые как раз и нацелены на существенное повышение связности территории.

Таким образом, зонирование территории, которое ориентировано на перспективы размещения производств разных технологических укладов («поукладное» и кластерное зонирование территории), а также определение и фиксирование на территории объектов различного профиля (причем, не только инфраструктурных), целевым предназначением которых является повышение уровня связности территории, – таковы те две новые функции территориального планирования, в которых нуждается развиваемая здесь концепция агломерации, как экономического объекта управления.

Поукладные технологические зоны; зоны расположения территориальных инновационных кластеров 5-го технологического уклада и элементов трансконтинентального транспортного узла; зоны взаимосвязанной перезагрузки агломерированной территории; специализированные материальные объекты повышения связности территории – таковы новые структурные элементы, которые должны появиться на схеме терпланирования агломерации.

Конкретным примером такого зонирования территории Челябинской агломерации может быть следующий. По предварительным оценкам зоной развития трансконтинентального транспортно-логистического узла «Южный крест» может быть территория, прилегающая к аэропорту и заключенная между железнодорожной магистралью Челябинск – Екатеринбург, автодорогой Р 254 и кольцевой автомобильной дорогой вокруг Челябинска.

Наиболее перспективной зоной формирования высокотехнологического машиностроительного кластера представляется зона, пролегающая между промышленными предприятиями Металлургического и Тракторозаводского районов. Однако в этой промежуточной зоне ныне действуют целый ряд предприятий более низких технологических укладов. К тому же на них в значительной степени заняты работники, приезжающие из Коркино и Еманжелинска. С точки зрения технологической перезагрузки, разумным при указанных предпосылках представляется перевод низкотехнологичных предприятий из Челябинска именно в Еманжелинск. В этом случае население Еманжелинска и Коркино получит места занятости вблизи места своего проживания (экономия денег и времени на проезде к месту работы и обратно), а бюджет Еманжелинска – дополнительные доходы.

Однако этот аспект связности территорий важен для работников, но не для собственников передислоцируемых предприятий. Для последних важным аргументом в пользу переноса будет такой объект связанности, как локальная энергогенерирующая станция на жидком газе (программа создания сети таких станций поддерживается Правительством Челябинской области). Станция, построенная за счет чужих инвестиций (например, на принципах ГЧП), даст возможность передислоцируемому бизнесу существенно снизить энергоиздержки (существенный компонент снижения затрат при производстве низкотехнологичной продукции), чем повысить свою прибыльность и конкурентоспособность. Таков второй элемент повышения связности территории, отражаемый на схеме терпланирования.

Наконец, третий элемент наращивания связности мог бы состоять в том, чтобы разместить внутри развилки дорог на Еманжелинск и Еткуль, близ оз. Рыбное крупный спортивно-развлекательный и торговый комплекс. Это позволило бы не только снять дискомфорт жителей Еманжелинска и Коркино от ежедневной разлуки с городом-миллионником, но и приблизить высококачественную услугу к жителям этой зоны (включая Копейск и южные окраины Челябинска). Сам по себе комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических решений, имеющий проекцию на территории агломерации, обеспечивает наращивание связности этой территории. Технологический лифтинг х перезагрузка территории х удержание (повышение) комфортности проживания = произведение производительности труда и капитала.

Другими, более традиционными, а значит, и более очевидными объектами, повышающими уровень связности территории Челябинской агломерации, выступают: а) полигон бытовых отходов, который, будучи расположенным на границе с Красноармейским районом, будет обеспечивать потребности трех муниципальных образований: самого Красноармейского района, Копейска и Челябинска; б) скоростной трамвай из центра Челябинска в Копейск; в) деловой центр «Челябинск-Сити», который планируется возвести на оз. Смолино в Копейске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: