Социалистической Республики

С.Г. Карпов

ПРАКТИКУМ

ПО ИСТОРИИ

ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

(1992 – 2015 гг.)

Вологда


Печатается по решению УМС ВоГУ

УДК 930

ББК 63.3

Рецензенты:

Д.и.н., профессор кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН А.Л. Кузминых

К.и.н., доцент кафедры отечественной истории ВоГУ Т.Л. Соколова

Карпов С.Г.

Практикум по истории постсоветской России (1992 – 2015 гг.). – Вологда: Изд – во ВоГУ, 2015.

Данный практикум предназначен для студентов исторического факультета, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль «Историческое образование» и 44.03.05 – «Педагогическое образование», профили «Историческое и правовое образование», «Историческое и экономическое образование». Он включает в себя разнообразные документы и материалы конца XX ‒ начала XXI вв. В практикуме представлены источники, отражающие основные события данного периода отечественной истории в сфере политики, экономики, демографии, культуры, социальных отношений. Они систематизированы по разделам, согласно тематике семинарских занятий по курсу истории России конца XX – XXI вв. Документы практикума могут быть использованы, как на семинарских занятиях, так и при самостоятельной работе студентов по изучению новейшей истории России.

 

 

 

УДК 930

ББК 63.3

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………………..…4

Тема 1. Формирование новой российской государственности в 1990-е гг. …………..5 – 15

Тема 2. Социально-экономические реформы в России в 1990-е гг. …………….……15 – 25

Тема 3. Россия в начале XXI в.: изменение архитектуры государственной власти. …25 – 32

Тема 4. Особенности социально-экономического развития России в XXI в. ….…….32 – 40

Тема 5. Демографические процессы в постсоветской России…………………………40 – 47

Тема 6. Внешняя политика России в конце XX – начале XXI в………………...…….47 – 65

Тема 7. Культура и наука в России в конце XX – начале XXI в………………………65 – 68

 

 

Введение

 

Данный практикум адресован студентам исторического факультета, изучающим курс истории России постсоветского периода. Он включает в себя документы и материалы конца XX – начала XXI вв., которые характеризуют основные события данного периода отечественной истории в сфере политики, экономики, демографии, культуры, социальных отношений. Среди них: официальные документы органов государственной власти, указы президентов, послания президентов Федеральному Собранию, мемуары и воспоминания непосредственных участников политических событий, материалы официальной статистики. Большая часть текстов представлена в сокращенном варианте, однако сделанные сокращения касаются несущественных деталей, они не искажают смысл документов и не влияют на их содержание.

Изучение исторических источников крайне важно. Оно даёт возможность получать ценную информацию из первых рук, позволяя без посредников окунуться в мир прошлого, почувствовать атмосферу времени, накал страстей описываемых событий. Работа с историческими источниками позволяет приобрести навык критического анализа текста, значительно расширить исторический кругозор, сформировать логическое мышление и собственное видение исторического процесса, приобрести умение делать самостоятельные умозаключения.

Содержание практикума определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «История России» и рабочей программой, разработанной на кафедре отечественной истории. Документы практикума могут быть использованы, как на семинарских занятиях, так и при самостоятельной работе студентов. Для целенаправленного изучения документов они снабжены вопросами и заданиями.

 


Тема 1. Формирование новой российской государственности в 1990-е гг.

Документ №1

 

ДЕКЛАРАЦИЯ
о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики

 

Первый Съезд народных депутатов РСФСР, - сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

- выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР ‒ естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в PСФСP является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей ‒ обеспечения каждому человеку неотъемлемого права

на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу ‒ на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права. <…>

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правого государства.

 

Декларация принята первым съездом

народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.

(907 – «за», 13 – «против», 9 - воздержались).

 

Документ №2

 

Закон РСФСР от 31 октября 1990 г.
«Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»


В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства РСФСР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и признавая право республик, входящих в состав Союза ССР, на исключительное владение, пользование и распоряжение своим национальным богатством, Верховный Совет РСФСР постановляет:

Статья 1. Земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР, а также образующиеся в реках РСФСР запасы анадромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов РСФСР. <…>

Расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являются собственностью РСФСР.

Государственное имущество (части 1 и 3 настоящей статьи) может передаваться в управление Союза ССР для выполнения функций, добровольно делегированных ему РСФСР.

Статья 2. Золотой запас, алмазный и валютный фонды СССР являются собственностью союзных республик.

РСФСР признает за другими союзными республиками право на принадлежащие им доли в алмазном, валютном фондах и золотом запасе СССР. Конкретный размер долей устанавливается на основе соглашения со всеми союзными республиками.

Порядок владения, пользования и распоряжения своей долей в указанных фондах устанавливается Российской Федерацией по согласованию с республиками и регионами, входящими в состав РСФСР. <…>

Статья 4. Уполномочить Совет Министров РСФСР распоряжаться и управлять государственным (республиканским) имуществом. Разгосударствление и приватизация указанных объектов и средств с оставлением части в государственной или муниципальной собственности с передачей прав полного хозяйственного ведения предприятиям, учреждениям, организациям осуществляются в соответствии с законодательством РСФСР.

Преобразование расположенных на территории РСФСР государственных предприятий союзного подчинения в акционерные общества, перевод в иные формы собственности осуществляется исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.

До принятия законов РСФСР о собственности, приватизации и заключения нового Союзного договора не подлежат исполнению на территории РСФСР любые акты органов государственной власти и управления СССР, связанные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей, другого имущества, принадлежащего гражданам, трудовым коллективам, общественным организациям и иным собственникам, за исключением случаев, установленных законодательством РСФСР.


Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов


Москва, Дом Советов РСФСР

31 октября 1990 г.

N 293-1

Вопросы и задания к документам № 1 – 2:

 

1) Какими причинами было обусловлено принятие «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» и закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»?

2) В чем выражался государственный суверенитет РСФСР в рамках единого союзного государства?

3) Что понималось под экономической основой суверенитета РСФСР? Чем предполагалось его обеспечить?

4) Как повлияло принятие этих документов на судьбу Советского Союза?

 

 

Документ №3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: