Величина артериального давления и частоты сердечных сокращений девушек 4-го года обучения

Порядковый номер обследуемой Систолическое давление, мм. рт. ст. Диастолическое давление, мм. рт. ст. Частота сердечных сокращений, ударов в минуту
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
М ± m 107,2±5,00 68,6±2,2586 87,6±3,83

 

По группе систолическое давление крови в среднем составило 107,2 мм. рт. ст., диастолическое – 68,6 мм. рт. ст. и частота сердечных сокращений – 87,6 ударов в минуту.

Динамика артериального давления крови и частоты сердечных сокращений у студенток в процессе приспособления к учебному процессу приведена в таблице 5 и на рисунке 1.

Из таблицы и рисунка видно, что у студенток при адаптации к учебе в вузе происходит незначительное снижение систолического давления крови и частоты сердечных сокращений, а диастолическое давление крови подвергается к колебаниям в обе стороны. Так снижение систолического давления у студенток 2-го курса обучения составило 5,2 мм. рт. ст., 3-го – 11,2 и 4-го 15,8 мм. рт. ст. по сравнению 1-ым. Величина диастолического давления у девушек 2-го курса учебы увеличилась на 1,9 мм. рт. ст., а 4-го на 1,3 мм. рт. ст., чем 1-го. Уровень диастолического давления у студенток 3-го курса ниже на 1,8 мм. рт. ст., чем 1-го.

Таблица 5

Динамика артериального давления и частоты сердечных сокращений студенток в процессе приспособления к учебе в вузе

Группы по курсу обучения Показатели
Систолическое давление, мм.рт.ст. Диастолическое давление, мм.рт.ст. Частота сердечных сокращений, ударов в минуту
1-ый 123,0±4,60 67,3±4,09 94,3±2,25
2-ой 117,8±5,40 69,2±4,97 79,6±5,48
3-ий 111,8±8,24 65,5±3,93 89,0±2,83
4-ый 107,2±5,00 68,6±2,26 87,6±3,83

 

Частота сердечных сокращений у девушек, обучающихся на 2-ом курсе ниже на 14,7 ударов в минуту, 3-ем на 5,3 мм. рт. ст. и на 4-ом на 6,7 мм. рт. ст., чем у студенток 1-го курса.

Рис. 1. Показатели сердечнососудистой системы девушек в процессе обучения в вузе

Таким образом, проведенные нами исследования на достаточно большом количестве студенток показывают, что при приспособлении к учебе в вузе происходит незначительное снижение систолического давления крови и частоты сердечных сокращений, а диастолическое давление крови подвергается к колебаниям в обе стороны.

Заключение

Под адаптацией подразумевается приспособление, которое нужно для хорошего существования в новых условиях, а также, принятие личностью особенностей окружающих условий в которых находится.

При поступлении в высшие учебные заведения у значительного количества студентов происходит изменение привычных жизненных условий. К числу не привычных условий в первую очередь следует отнести переход из благоприятных условий семьи и школы к студенческому образу жизни. Процесс учебы студента в высшем учебном заведении протекает при новых формах и методах обучения, новых эмоциональных переживаниях, он оказывается в новом режиме труда и отдыха, сна и питания, а также возможна необходимость смены климатической зоны.

Внедрение новых, инновационных технологий в процесс обучения в высших учебных заведениях вызывает необходимость значительной активации психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением вчерашнего школьника. В связи с усилением умственной деятельности по сравнению со школой, становится необходимым освоение культуры умственного труда. В первые годы учебы студента в вузе одним из главных проблем приспособления становится отсутствие навыков умственной работы, которая выражается в дефиците времени.

Учеба в высшем образовательном учреждении является сложным и длительным процессом, предъявляющим к здоровью, подвижности психики и к состоянию физиологических систем обучающихся повышенные требования.

У большинства молодежи даже при поступлении в вузы выявляется низкий уровень здоровья. До 60-70% подростков, поступивших в высшие учебные заведения, не соответствуют требованиям Государственного стандарта по физическому развитию.

Факторами, предъявляющими к студентам повышенные требования и с, которыми не всегда удается справиться студентам, являются высокий уровень учебной нагрузки, огромный объем и сложность учебного материала. Все это приводит к ослаблению здоровья студентов.

Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента к учебным условиям приобретает в настоящее время большую актуальность.

В связи, с чем изучение состояния систем организма при адаптации к обучению в вузе является актуальным.

Сердечнососудистая система предназначена для обеспечения постоянного кровообращения по системе сердце-сосуды.

Функциональное состояние сердечнососудистой системы – индикатор состояния всего организма.

Нами были проведены исследования с целью изучения показателей сердечнососудистой системы у студенток в процессе приспособления к учебе в вузе.

Динамика артериального давления крови и частоты сердечных сокращений у студенток в процессе приспособления к учебному процессу приведена в таблице 5 и на рисунке 1.

Из таблицы и рисунка видно, что у студенток при адаптации к учебе в вузе происходит незначительное снижение систолического давления крови и частоты сердечных сокращений, а диастолическое давление крови подвергается к колебаниям в обе стороны.

Индикатором уровня адаптации организма является сердечнососудистая система. В процессе обучения в высшем учебном заведении происходит увеличение нагрузки на сердечнососудистую систему.

По данным С.А. Батрымбековой (2008) приспособились к условиям обучения в вузе лишь 28,1% студентов, проявили средний уровень адаптации 52,2%, низкоадаптировыми оказались 19,75%.

Учеба студентов с первого по четвертый курс сопровождается ухудшением здоровья (Резенфельд Л.Г., 2008).

Основным фактором, приводящим к нарушению здоровья, является повышение нормы учебной нагрузки (Марченько Д.В., 2002; Спишин А.П., 2002).

Воздействие учебной нагрузки является ведущим фактором, при адаптации студентов к учебе в вузе, вызывающим изменения нервной и сердечной систем (Абишева З.С., Рослякова Е.М., Хасенова Х.Х., 2011; Горькавая А.Ю., 2009).

К значительным колебаниям показателей сердечнососудистой системы приводят стрессы, возникающие в процессе учебы в вузе (Гумарова Л.Ж., 2010).

Частота сердечных сокращений у студенток 1-го, 3-го и 4-го курсов выше физиологической нормы, а 2-го находится на верхней границе нормы.

Данные аналогичные нашим были получены и другими исследователями.

По сведениям Артеменко А.А. (2015) при адаптации к учебе в вузе у 46,7% студентов и у 41,7% студенток частота сердечных сокращений выше нормы. Установлено в состоянии покоя увеличение сердечного ритма у 42,2% студентов и у 69,1% студенток и определено, что к 4-му году обучения в вузе у студентов происходит частичное приспособление (Захарина Е.А., 2009).

Снижение систолического давления у студенток 2-го курса составило 5,2 мм. рт. ст., 3-го – 11,2 и 4-го 15,8 мм. рт. ст. по сравнению 1-ым. Величина диастолического давления у девушек 2-го курса увеличилась на 1,9 мм. рт. ст., а 4-го на 1,3 мм. рт. ст., чем 1-го. Уровень диастолического давления у студенток 3-го курса ниже на 1,8 мм. рт. ст., чем 1-го. Частота сердечных сокращений у девушек, обучающихся на 2-ом курсе ниже на 14,7 ударов в минуту, 3-ем на 5,3 мм. рт. ст. и на 4-ом на 6,7 мм. рт. ст., чем у студенток 1-го курса.

Наших данных подтверждают и другие исследователи.

В процессе учебы в вузе происходит снижение функции сердечнососудистой системы, сообщают Л.А. Проскуряковой, Е.Н. Лобыкиной (2012). По результатам своих исследований И.Н. Пушкарева, С.В. Кумсков и С.А. Новоселов (2010) сообщают, что студенты обладают слабым физическим здоровьем и низким уровнем физической подготовленности.

Снижение двигательной активности подавляет сердечную деятельность и снижает артериальное давление. Выше приведенные результаты позволяют считать, что недостаточная адаптация является следствием низкого уровня физической подготовленности студентов университета.

Таким образом, проведенные нами исследования на достаточно большом количестве студенток показывают, что при приспособлении к учебе в вузе происходит незначительное снижение систолического давления крови и частоты сердечных сокращений, а диастолическое давление крови подвергается к колебаниям в обе стороны.

Выводы

1. У студенток при адаптации к учебе в вузе происходит незначительное снижение систолического давления крови и частоты сердечных сокращений, а диастолическое давление крови подвергается к колебаниям в обе стороны;

2. Частота сердечных сокращений у студенток 1-го, 3-го и 4-го курсов выше физиологической нормы, а 2-го находится на верхней границе нормы;

3. Снижение систолического давления у студенток 2-го курса составило 5,2 мм. рт. ст., 3-го – 11,2 и 4-го 15,8 мм. рт. ст. по сравнению 1-ым;

4. Величина диастолического давления у девушек 2-го курса увеличилась на 1,9 мм. рт. ст., а 4-го на 1,3 мм. рт. ст., чем 1-го. Уровень диастолического давления у студенток 3-го курса ниже на 1,8 мм. рт. ст., чем 1-го.

5. Частота сердечных сокращений у девушек, обучающихся на 2-ом курсе ниже на 14,7 ударов в минуту, 3-ем на 5,3 мм. рт. ст. и на 4-ом на 6,7 мм. рт. ст., чем у студенток 1-го курса.

Литература

 

1. Абишева З.С. Сравнительный анализ адаптивных возможностей студентов различных вузов в процессе учебы / З.С. Абишева, Е.М. Рослякова, Х.Х. Хасенова // Европейская наука 21 века: материалы Х11 Международной научно-практический конференции. – Варшава, 2011. – С. 22-24.

2. Агаджанян Н А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, А.И. Елфимова, З.Б. Минина. – М.: ЮТА, 1986. – 486 с.

3. Агаджанян H.A. Экология человека и проблемы здоровья / H.A. Агаджанян // Вестник АМН СССР. – 1989. – №3. – С. 68-72.

4. Агаджанян H.A. Резервы нашего организма / H.A. Агаджанян, А.Ю. Катков. – М.: Знание, 1990. – 239 с.

5. Агаджанян H.A. Экологический портрет человека на Севере / H.A. Агаджанян, Н.В. Ермакова. – М.: Круг, 1997. – 207 с.

6. Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины: материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2013. – С. 15-17.

7. Антропова М. В. Физиология развития ребенка / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М., 2000. – С. 259-273.

8. Артеменко А.А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: дис...: док. биол. наук / А.А. Артеменко; Черепов. гос. ун-т. – Череповец, 2015. – 368 с.

9. Батоцыренова Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф. дис. доктора биол. наук / Т.Е. Батоцыренова. – М., 2007. – 34 с.

10. Батрымбетова С.А. Медико-социальная характеристика студентов и научное обоснование концепции охраны их здоровья (на примере г. Актобе Республики Казахстан): автореф. дис. … д-ра мед. наук / С.А. Батрымбетова. – М., 2008. – 46 с.

11. Безруких М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1-4 классов в процессе учебных занятий / М.М. Безруких // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. – М., 1981. – С.58-62.

12. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1980. – С. 269-270.

13. Беренштейн Г.Ф. Состояние системы кровообращения учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности / Г.Ф. Беренштейн, М.Н. Нурбаева // Гигиена и санитария. – 1988. – №9. – С. 80-81.

14. Горькавая А.Ю. Показатели физиологического развития и адаптации сердечнососудистой системы студентов медуниверситета во Владивостоке / А.Ю. Горькавая // Гигиена и санитария. – 2009. – №1. – С. 58-60.

15. Гумарова Л.Ж. Хроноструктура суточной динамики ЧСС студентов при экзаменационном стрессе в разные сезоны года / Л.Ж. Гумарова // Consilium, 2010. – №5. – P. 62-65.

16. Гуревич К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич // Учебное пособие. – М.: Мир, 1997. – 452 с.

17. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А..М Вейна. – М.: Медицина, 1991. – 766 с.

18. Захарина Е.А. Анализ физического здоровья студентов классического приватного университета / Е.А. Захарина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 7. – С. 61-64.

19. Иванов Г.Г. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей / Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов. – Ижевск, 1996. – 677 с.

20. Маколкин В.И. Состояние центральной гемодинамики / В.И. Маколкин, С.А. Абакумов, Н.Н. Бажанов // Кардиология. – 1987. – Т.27. – № 12. – С. 62-65.

21. Марченко Д.В. Гигиеническая оценка влияния условий обучения на функциональное состояние организма человека (на примере курсантов факультета пожарной безопасности): автореф. дис. … канд. мед. наук / Д.В. Марченко. – Иркутск, 2002. – 34 с.

22. Мойкин Ю.В. Физиологические основы научной организации труда / Ю.В. Мойкин. – М., 1991. – С. 76-89.

23. Москаленко Ю. Е. Современные проблемы физиологии кровообращения / Ю. Е. Москаленко. – Рига, 1985. – С. 63-87.

24. Орлов Р.С. Современные проблемы физиологии кровообращения / Р.С. Орлов. – Рига, 1987. – С. 23-44.

25. Парин В.В. Введение в медицинскую кибернетику / В.В. Парин, Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1966. – 342 с.

26. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – 101 с.

27. Проскурякова Л.А. Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов Л.А. Проскурякова Е.Н. Лобыкина // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 11. – С. 14-16.

28. Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумсков, С.А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 3. – С. 55-57.

29. Резенфельд Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него / Л.Г. Резенфельд, С.А. Батрымбетова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – № 4. – С. 38–39.

30. Рослякова Е.М. Адаптивные возможности центральной гемодинамики у студентов КазНМУ / Е.М. Рослякова, З.С. Абишева, Х.Х. Хасенова // Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины: материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2013. – С. 15-17.

31. Рюмина Е.А. Оценка адаптивных возможностей учащихся второго курса вуза / Е.А. Рюмина, Н.В. Мищенко, Т.А. Трифонова // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 5. – С. 40-42.

32. Спицин А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности / А.П. Спицин // Гигиена и санитария. – 2002. – № 1. – С. 47-49.

33. Судаков К.В. Адаптивный результат в функциональных системах организма / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 2009. – Т. 129, № 1. – С. 3-9.

34. Умрюхин Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках / Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина // Физиология человека. – 1996. – Т.22, N 2. – С. 108-111.

35. Физиологии человека / Н.А. Агаджанян [и др.]. – М.: Медицинская книга, 2001. – С. 134-156.

36. Фоменко Л. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: дисс. канд. психол. наук / Л. А. Фоменко. – СПб, 2002. – 195 с.

37. Хаютин В.М. Современные проблемы физиологии кровообращения / В.М. Хаютин. – Рига, 1985. – С. 23-45.

29.Хаютин В.М. Современные проблемы физиологии кровообращения /

В.М. Хаютин. – Рига, 1986. – С. 38-63.

38. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

39. Шангин А.Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией / А.Б. Шангин, В.И. Шостак // Физиология человека. – Т.18. №1. – 1992. – С. 117-122.

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: