Адаптация студентов к условиям обучения в вузе

 

Во всех сферах деятельности современного общества происходят глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, развитие рынка труда, которые выдвигают необходимость ускорения в развитии системы высшего образования основанного на сострадании и внедрении новых технологий. Прежде всего, деятельность высшего профессионального образования должна быть направлена на обеспечение специалистами общества соответствующими происходящим изменениям.

Реформирование образовательной системы высшей школы и перевод от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов. Учеба в высшем образовательном учреждении является сложным и длительным процессом, предъявляющим к здоровью, подвижности психики и к состоянию физиологических систем обучающихся повышенные требования.

В настоящее время в сложной системе социальных ценностей все большее место занимает здоровье человека. Приспособление к учебе в вузе по результатам исследований по изучению состояния физиологических систем студентов утверждают об ухудшении их состояния в последние годы (Безруких М.М., 1981;. Беренштейн Г.Ф., Нурбаева М.Н., 1988; Парин В.В., Баевский Р.М., 1966).

Изменение условий существования усложняет адаптацию, и развитие значительной части молодежи. У большинства молодежи даже при поступлении в вузы выявляется низкий уровень здоровья. До 60-70% подростков, поступивших в высшие учебные заведения, не соответствуют требованиям Государственного стандарта по физическому развитию.

У каждого студентов вуза будущим является трудовая деятельность по избранной специальности. С устаревшими способностями, ленью и усталостью каждому начинающему студенту приходится приобретать опыт и мастерство в борьбе с большим объемом информации.

Сегодня обучение в вузе студента сопровождается максимальной физической и умственной нагрузкой, что связано с внедрением новых интенсивных технологий и воздействием большого потока информации.

Начало обучения в высшем учебном заведении, не смотря на ее напряженность, является самым ответственным для всестороннего становления будущего специалиста. Из-за чего профессорско-преподавательским составом уделяется высокое внимание безболезненному приспособлению начинающего студента к учебному процессу.

Факторами, предъявляющими к студентам повышенные требования и с, которыми не всегда удается справиться студентам, являются высокий уровень учебной нагрузки, огромный объем и сложность учебного материала. Все это приводит к ослаблению здоровья студентов. Различные злоупотребления и отсутствие полноценного и рационального питания приводят студентов к различным заболеваниям пищеварительного тракта. К нарушениям сосудистых реакций приводят стрессы, связанные с общением между собой, экзаменами и дефицитом сна.

Студенты, как по возрасту, специфическим условиям труда, быта и отдыха так и по отношению к группе повышенного риска составляют особую группу населения, вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения (Березин Ф.Б., 1980; Агаджанян H.A., 1989; Агаджанян H.A., Катков Ю.А., 1990; Агаджанян H.A., Ермакова Н.В., 1997; Фоменко Л.А., 2002; Батоцыренова Т.Е., 2007).

Учеба в вузе студентов считается умственным трудом. Особенности этого труда заключаются в увеличении объема знаний и в развитии интеллекта. Приспособление к учебе у студентов происходит с высоким напряжением систем организма. Под воздействием учебной нагрузки у студентов происходят приспособительные изменения функциональных и регуляторных систем, в том числе центральной нервной, сердечной и дыхательной (Абишева З.С., Рослякова Е.М., Хасенова Х.Х., 2011; Горькавая А.Ю., 2009).

Социологи, психологи, физиологи, гигиенисты и врачи уделяют огромное внимание приспособлению студентов к учебе, которая стала одной из актуальных проблем современности.

Изучением приспособления студента к учебе в высшем учебном заведении занимались и занимаются не только отечественные (Б.Г. Ананьев, В.Г. Лисовский, В.А. Сластенин и другие), но и зарубежные (Дж. Брунер, Р. Мэй и другие) ученые.

Приспособление к новым специфичным для вуза условиям у студентов происходит высоким напряжением систем организма. Умственные и психоэмоциональные нагрузки, не соблюдение режима труда, отдыха и питания способствуют к срыву адаптации и возникновению различных заболеваний.

Переломным моментом в жизни подростка является поступление в вуз. С преступлением к учебному процессу в высшем учебном заведении организм студента функционально перестраивается. Смена привычных условий семьи и школы на студенческий образ существования нужно считать, как воздействие новых условий. Студенту при этом приходится адаптироваться с не известными формами и методами обучения.

Дополнительной нагрузкой для некоторых студентов становится необходимость приспосабливаться к новым климатическим условиям.

При воздействии на студента новых климатических фактором уровень его адаптации зависит от психологического состояния, физиологических и биохимических особенностей его организма. Сложность учебы в высшем учебном заведении по сравнению со школой состоит в том, общая продолжительность рабочего времени дома и вузе доходит до 9-11 часов в день, а в периоды сессий возрастает до 12 - 15 часов (Агаджанян, Н А. [и др.], 1986). Учеба в вузе от студента требует высокого эмоционального напряжения существенно выше, чем у своих сверстников других социальных групп (Шангин, А.Б., Шостак В.И., 1992).

Приспособление студентов к учебе на каждом курсе имеет свои особенности в связи с тем, что они находятся в стадии формирования.

Основным фактором, определяющим состояние здоровья студента, является приспособительный резерв в системе организм окружающая среда. Процесс приспособления, от которого зависит улучшение здоровья, имеет фазовый характер. По данным исследователей период острой адаптации проходит на 1-2 курсах обучения. Факторами, определяющими его продолжительность, являются индивидуальные особенности студента, его умственные способности, психическое состояние, материальная обеспеченность и, здоровье. Максимальный уровень заболеваемости наблюдается на втором курсе (Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов, 1996). Наличие новой мотивации связанной с необходимостью усвоения большого объема материала по специальным дисциплинам отличается третий курс. По данным Г.Г. Иванова и В.Н.Воронцова (1996) процесс приспособления завершается к концу третьего курса обучения.

Из-за особенностей учебного процесса в высших учебных заведениях и выбора методов исправления состояния организма возникает необходимость приспособления, которая имеет связь со здоровьем и предупреждением заболеваний.

По мнению А.М. Вейна (1991) установить нарушения адаптации и наметить исправляющие мероприятия позволит определение физиологических последствий учебы в вузе и определение студентов с тяжелым приспособлением.

В настоящее время у 30% студентов первого курса выявлены различные отклонения в состоянии здоровья. Установлено увеличение количества студентов с нарушениями сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта. У студентов выявлено наличие нескольких нарушений одновременно (Умрюхин, Е.А., 1996).

Все еще мало изученными остаются факторы приспособления в процессе обучения в вузе.

 

Факторы адаптации

Объем информации. Большое количество, изучаемых предметов и рост их научной ценности увеличивает объем необходимой для усвоения студенту информации, что приводит к перегрузке. Этот фактор считается одним из основных в адаптации.

При норме в наших вузах 36 ч в неделю, реальная академическая нагрузка студента доходит до 40–42 ч. И эта нагрузка распределяется неравномерно. Наблюдениями установлено, что продолжительность рабочего дня студентов первых и вторых курсов равна 10 ч, на сон приходится не более 7 ч, а самостоятельная работа занимает 3-4 ч в сутки. Трудовая деятельность, выражающая цену физиологической стоимости нагрузки при психической работе, характеризуется напряженностью труда. Рост напряженности организма студентов является результатом увеличения нагрузки на регуляторные звенья функциональных систем.

Стресс. Необходимость преодоления трудностей и достижение поставленной цели способствует к воздействию на студента эмоциональных факторов. Стресогенным фактором для студента является период сессии, который проходит с дефицитом времени. Факторами, определяющими уровень напряженности студента в период экзаменационной сессии, являются индивидуальные особенности и подготовленность.

Двигательная активность. Снижение двигательной активности, приводящая к уменьшению мышечной нагрузки также является одним из важных факторов приспособления. При этом значительно снижаются затраты энергии на выполнение мышечных действий. Характеризуется этот фактор адаптации длительностью фиксированной позы и однообразием выполняемых движений. Гиподинамия является фактором риска для гипертонической болезни и других патологий.

Информационный невроз. Внедрение интенсивных методов в процесс обучения студентов приводит к усложнению обучения, следствием чего является информационный взрыв. Поэтому в учебные программы высших учебных заведений включают больше нового материала, а возможности организма ограничены, и студент не успевает. Порой эти перегрузки приводят к стрессам, нервным перегрузкам и истощению.

Программы вузов можно сравнить с сосудом, в который без учета объема все время вливают. Из-за чего вопрос о перегрузке остается нерешенным.

У студентов длительно, находящихся под воздействием перегрузок возникает информационный невроз, вызванный переработкой большого объема информации. Предлагаемый студентам объем информации не могут переработать некоторые участки нервной системы.

В процессе приспособления студентов к этим перегрузкам, задействованы центральная и периферическая нервная системы.

Механизмы адаптации.

 

В процессе учебной деятельности развиваются сложные компенсаторно-приспособительные реакции, которые сопровождаются формированием определенного функционального состояния организма, являющегося как результатом адаптационного процесса, так и фактором, определяющим его дальнейшее протекание (Антропова М. В., 2000; Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А., 1990).

Изменения в составе крови, центральной нервной системы у студентов являются механизмами приспособления к тяжелому умственному труду.

Если уровень их незначителен, то они вызывают положительные изменения в функциях центральной нервной системы. По данным исследователей успешность умственной деятельности зависит от свойств высшей нервной деятельности, однако мало данных о воздействии этих свойств на состояние физиологических систем организма, создающих и поддерживающих эту деятельность (Гуревич, К.М., 1997).

Происходит усиление выработки катехоламинов в надпочечниках и тканях, повышается скорость их обмена, возрастает уровень адреналина, норадреналина и кортикостероидов в крови, которые воздействуют на обмен энергии, минеральных веществ и повышающих возбудимость нейронов. О влиянии умственного труда на показатели кровообращения известно с давних пор. Этот вид деятельности усиливает кровоток в мозге, сокращает периферические сосуды конечностей и расширяет сосуды внутренних органов.

Важным показателем приспособленности организма является сердечнососудистая система.

Выявлено, учеба в вузе сопровождается наибольшей нагрузкой на эту систему. Следствием адаптации являются изменения со стороны сердца и сосудов. Недостаточная адаптация приводит к возникновению болезней.

В начале учебы в вузе происходит незначительное усиление кровотока, а после утомления он снижается. Это свидетельствует, что в течение учебного процесса необходимо регулировать двигательную активность. Гиподинамия ослабляет сердечную деятельность, вызывает склероз сосудов, снижает артериальное давление. Низкая двигательная активность ослабляет дыхание. При этом в нижних отделах легких, полости живота и ногах застаивается кровь, снижается двигательная активность кишечника, возникают головные боли, уменьшение скорости окислительных процессов приводит к малокровию и ожирению.

Рост двигательной активности сопровождается улучшением приспособления. В процессе учебы, когда усиленный умственный труд, переполненный эмоциями, способствует к усилению напряжения на механизмы центральной нервной регуляции чередование работы и отдыха, является методом борьбы против возникновения переутомления.

По изучению изменения работоспособности и функционального состояния физиологических систем организма у студентов проведены многочисленные исследования. По литературным данным процесс учебы в высшем учебном заведении приводит к нарушению здоровья, функции сердечнососудистой, пищеварительной, нервно-мышечной и других систем организма.

Установлено, что факторами, влияющими на работоспособность студентов, являются суточные изменения физиологических функций, смена учебной деятельности другим и уровень учебной нагрузки (Мищенко Н.В., 2010; Рослякова Е.М., Абишева З.С., Хасенова Х.Х., 2013; Судаков К.В.,2009).

Стрессы, возникающие у студентов в период сдачи экзаменов, вызывают сдвиги показателей деятельности сердца и систем кровообращения и дыхания (Гумарова Л.Ж., 2010).

Таким образом, результаты исследований, проведенных в последние годы по изучению влияния учебной деятельности, свидетельствуют об ухудшении состоянии организма студентов в процессе обучения в вузе.

Из-за чего частью системы учебно-воспитательной работы должна стать охрана здоровья студентов. Учеба в вузе студента требует от него сосредоточенности психологических и физиологических резервов организма, быстрого изменения напряженности приспособительных процессов. В связи с чем своевременная информация о функциональном состоянии организма студентов, имеет важное значение, как для улучшения управлением учебным процессом, так и для профилактики дезадаптации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: