Физиологическая адаптация

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ

 

Кафедра физиологии и анатомии человека и животных

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Показатели сердечнососудистой системы у студенток при приспособлении к учебе в вузе

Работа допущена к защите Студентка 4 курса ДО

Зав. каф. Физиологии и анатомии Татаева Мадина Магомедовна человека и животных Научный руководитель:

____________________ д.б.н., профессор,

«____»___________ 20 г. Анзоров Ваха Асхадович

 

Грозный 2016

Оглавление

Введение. 3

Глава I 5

Литературный обзор. 5

1.1. Адаптация. 5

1.1.1. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе. 8

1.1.2. Факторы адаптации. 12

1.1.3. Механизмы адаптации. 13

1.2. Артериальное давление. 16

1.3. Артериальный пульс. 20

Глава I I. Материал и методика исследований. 25

Глава III. Результаты исследований. 27

Заключение. 33

Выводы.. 37

Литература. 38

Приложение. 42

 

Введение

Под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям.

Особое место среди многочисленных проблем высших учебных заведений сегодня занимает проблема приспособления, обусловленная сложностью обучения на первых курсах. Студент, оказавшийся в новых условиях не только должен установить связь с этими условиями, но и обязан выполнить требования новой для него вузовской системы. При приспособлении студента к учебе в вузе происходит повышение его активности и формирование новых личностных качеств.

Внедрение в высших учебных заведениях интенсивных методов обучения в соответствии нуждами научно-технического прогресса способствует к значительному возрастанию учебной нагрузки, последствиями которого становятся существенное снижение работоспособности и состояния здоровья студентов с первых курсов обучения.

Сложность учебы в высшем учебном заведении по сравнению со школой состоит в том, общая продолжительность рабочего времени дома и вузе доходит до 9-11 часов в день, а в периоды сессий возрастает до 12 - 15 часов

В последние годы программы обучения в высших учебных заведениях похожи на сосуд, в который все время и все больше вливают. Однако сосуд имеет определенную вместимость, которую не учитывают.

Для успешной учебы в высшем учебном заведении студент не только должен обладать социальной зрелостью и высокой профессиональной пригодности, но и крепким здоровьем.

Чем крепче здоровье студента, тем успешнее обучение.

Процесс обучения в вузе по результатам многочисленных исследований приводит к ухудшению состояния здоровья студентов, при этом происходит нарушение функций сердечнососудистой, пищеварительной, нервно-мышечной и других систем организма, особенно они выражены в период сессии. Поэтому в настоящее время необходимо провести оценку состояния здоровья студента и его приспособления, при этом необходимо учитывать не только количественных, но и качественных показателей.

Поэтому исследование процесса адаптации студента к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.

Одна из важнейших систем в организме человека – сердечнососудистая. Основное назначение сердечнососудистой системы – обеспече­ние кровообращения, т.е. постоянной циркуляции крови в замкну­той системе сердце-сосуды.

Функциональное состояние сердечнососудистой системы является индикатором состояния всего организма

Исследования, направленные на выявление показателей сердечнососудистой системы студенток в процессе приспособления к учебе в вузе являются актуальными.

В связи, с чем целью наших исследований явилось изучение показателей сердечнососудистой системы девушек при адаптации к учебному процессу.

В соответствии с этой целью были поставлены задачи:

1. Выявить показатели сердечнососудистой системы студенток, обучающихся на 1-ом курсе вуза;

2. Определить уровень артериального давления крови и частоту сердечных сокращений девушек 2-го курса обучения в высшем учебном заведении;

3. Установить величины показателей сердечнососудистой системы студенток 3-его года обучения;

4. Выявить уровень артериального давления крови и частоту сердечных сокращений девушек 4-го курса обучения в вузе;

5. Сравнить полученные данные между собой и с литературными данными.

Глава I

Литературный обзор

Адаптация

 

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям.

В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.

В настоящее время у феномена адаптация много определений.

Под адаптацией подразумевается приспособление, которое нужно для хорошего существования в новых условиях, а также, принятие личностью особенностей окружающих условий в которых находится.

По мнению исследователей, особенности адаптации человека заключаются в его сознательном воздействии на окружающую среду. Состояние здоровья живой системы по утверждению исследователей зависит от способности, приспособится к окружающим условиям.

Таким образом, под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям. Врожденная и приобретенная деятельность организма направленная на привыкание с происходящими в клетках, органах, системах и в организме процессами является адаптацией. Постоянство внутренней среды организма сохраняет адаптация. Способность сохранить связь между системами организма, органами, тканями и системой их управления М.К. Агаджанян считает здоровьем или адаптацией организма. От выбранного центральными механизмами на основе существующего опыта пути решения, считает М.А. Гилинский, зависит уровень адаптации индивида к меняющимся условиям среды так же, как и от систем поддерживающих гомеостаз.

Своими работами об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы А. Орбели внес существенный вклад в раскрытие приспособления и в установление путей сохраняющих организм и постоянство гомеостаза. Орбели А. установил, что симпатическая ветка вегетативной нервной системы, является важнейшей в приспособлении органов, систем организма и центральной нервной системы к существующим условиям в соответствии с потребностями организма. Изучением особенностей адаптации в биологии и физиологии занимались П.К. Анохин, И.П. Павлов, Г. Селье, И.М. Сеченов и другие.

Человек способен сознательной своей деятельностью создавать себе необходимые для существования условия, в отличие от животного мира, у которого приспособление происходит за счет несознательных, рефлекторных воздействий на функционирование органов организма. Уровень приспособления организма является определяющим успех условием в жизнедеятельности человека в новых условиях.

Приспособление организма к новым условиям существования зависит от степени их отличия от старых условий (Паршина Т.О., 2008).

Факторы окружающей среды всегда воздействуют на человека. Этих факторов делят на природные и социальные.

Природные факторы. Состоят из факторовживой и неживой природы. Природные факторы делятся на биотические и абиотические. Атмосферное давление, световое излучение, магнитные поля, температура окружающей среды, факторы погоды являются абиотическими. Человек приспособился к климатическим, географическим факторам, а также с биоритмам. Биотические факторы состоят из всего животного и растительного мира.

Социальные факторы. На человека воздействует огромное многообразие социальных факторов. Из воздействий человека особого внимания в настоящее время заслуживает загрязнение воды, воздуха и почвы. Такие факторы, как виды трудовой деятельности, условия жизни в городе и в селе относятся к социальным факторам.

Особенности технического прогресса состоят в том, что происходит изменение соотношений умственного и физического труда, соответственно меняются, характеризующие их факторы.

Физиологическая адаптация

Адаптация является фундаментальной характеристикой живой материи. Из-за того, что приспособление имеет широкое распространение среди всех форм жизни, его часто используют вместо понятия жизнь.

У понятия адаптация есть множество определений, из-за того, приспособление является направлением изучения ученых разных направлений исследований. Поэтому адаптация имеет различные классификации в зависимости от приведенных в основу критериев. Разные исследователи приводят следующие формы приспособлений биологическая, физиологическая, биохимическая, психологическая и социальная.

Наибольший интерес у нас вызывает физиологическое приспособление. Под физиологической адаптацией понимается надежная и длительная активность тканей, органов, физиологических систем и механизмов их регулирования, которые создают возможность жизнедеятельности организма человека и животных в новых условиях существования, в том числе и воспроизведение потомства. В понятие физиологическая адаптация входит видовая, наследственно закрепленная и популяционная адаптация. Изучение механизмов приспособления свидетельствует о том, что без принятия во внимание психологических и биохимических факторов не представляется возможным судить об адаптации.

Приспособление восполняет не хватающее в поведении в новых условиях. Условия для эффективной жизнедеятельности организма человека в новых условиях обеспечивает адаптация. Имеющие у человека способности для сохранения функционирования организма на необходимом уровне и уровень приспособления организма к новым условиям является основным в адаптации.

Крайние значения приспособленности человека – это эмоциональное состояние. Показателями приспособленности человека являются положительные эмоции, которые проявляются у человека в общениях с людьми, в бытовой сфере, хорошее самочувствие, душевный комфорт.

Дефицит информации является фактором подавляющим приспособление к экстремальным и сложным условиям. Недостаток информации – эта основная причина дезадаптации и стрессового состояния.

Хорошее здоровье, воля человека и опыт по преодолению трудностей повышают уровень приспособления.

Приспособление способствует нахождению согласия между личностью и средой, при этом человек не только адаптируется и достигает надежности, но и становится способной раскрыть свой потенциал и преобразовать природу. Адаптация направлена на достижение физического и психического здоровья личности, на его всестороннее развитие, на способность быстро реагировать на изменения среды и воздействовать на нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: