Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ
Кафедра физиологии и анатомии человека и животных
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Показатели сердечнососудистой системы у студенток при приспособлении к учебе в вузе
Работа допущена к защите Студентка 4 курса ДО
Зав. каф. Физиологии и анатомии Татаева Мадина Магомедовна человека и животных Научный руководитель:
____________________ д.б.н., профессор,
«____»___________ 20 г. Анзоров Ваха Асхадович
Грозный 2016
Оглавление
Введение. 3
Глава I 5
Литературный обзор. 5
1.1. Адаптация. 5
1.1.1. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе. 8
1.1.2. Факторы адаптации. 12
1.1.3. Механизмы адаптации. 13
1.2. Артериальное давление. 16
1.3. Артериальный пульс. 20
Глава I I. Материал и методика исследований. 25
Глава III. Результаты исследований. 27
Заключение. 33
Выводы.. 37
Литература. 38
Приложение. 42
Введение
|
|
Под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям.
Особое место среди многочисленных проблем высших учебных заведений сегодня занимает проблема приспособления, обусловленная сложностью обучения на первых курсах. Студент, оказавшийся в новых условиях не только должен установить связь с этими условиями, но и обязан выполнить требования новой для него вузовской системы. При приспособлении студента к учебе в вузе происходит повышение его активности и формирование новых личностных качеств.
Внедрение в высших учебных заведениях интенсивных методов обучения в соответствии нуждами научно-технического прогресса способствует к значительному возрастанию учебной нагрузки, последствиями которого становятся существенное снижение работоспособности и состояния здоровья студентов с первых курсов обучения.
Сложность учебы в высшем учебном заведении по сравнению со школой состоит в том, общая продолжительность рабочего времени дома и вузе доходит до 9-11 часов в день, а в периоды сессий возрастает до 12 - 15 часов
В последние годы программы обучения в высших учебных заведениях похожи на сосуд, в который все время и все больше вливают. Однако сосуд имеет определенную вместимость, которую не учитывают.
Для успешной учебы в высшем учебном заведении студент не только должен обладать социальной зрелостью и высокой профессиональной пригодности, но и крепким здоровьем.
Чем крепче здоровье студента, тем успешнее обучение.
Процесс обучения в вузе по результатам многочисленных исследований приводит к ухудшению состояния здоровья студентов, при этом происходит нарушение функций сердечнососудистой, пищеварительной, нервно-мышечной и других систем организма, особенно они выражены в период сессии. Поэтому в настоящее время необходимо провести оценку состояния здоровья студента и его приспособления, при этом необходимо учитывать не только количественных, но и качественных показателей.
|
|
Поэтому исследование процесса адаптации студента к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.
Одна из важнейших систем в организме человека – сердечнососудистая. Основное назначение сердечнососудистой системы – обеспечение кровообращения, т.е. постоянной циркуляции крови в замкнутой системе сердце-сосуды.
Функциональное состояние сердечнососудистой системы является индикатором состояния всего организма
Исследования, направленные на выявление показателей сердечнососудистой системы студенток в процессе приспособления к учебе в вузе являются актуальными.
В связи, с чем целью наших исследований явилось изучение показателей сердечнососудистой системы девушек при адаптации к учебному процессу.
В соответствии с этой целью были поставлены задачи:
1. Выявить показатели сердечнососудистой системы студенток, обучающихся на 1-ом курсе вуза;
2. Определить уровень артериального давления крови и частоту сердечных сокращений девушек 2-го курса обучения в высшем учебном заведении;
3. Установить величины показателей сердечнососудистой системы студенток 3-его года обучения;
4. Выявить уровень артериального давления крови и частоту сердечных сокращений девушек 4-го курса обучения в вузе;
5. Сравнить полученные данные между собой и с литературными данными.
Глава I
Литературный обзор
Адаптация
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям.
В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.
В настоящее время у феномена адаптация много определений.
Под адаптацией подразумевается приспособление, которое нужно для хорошего существования в новых условиях, а также, принятие личностью особенностей окружающих условий в которых находится.
По мнению исследователей, особенности адаптации человека заключаются в его сознательном воздействии на окружающую среду. Состояние здоровья живой системы по утверждению исследователей зависит от способности, приспособится к окружающим условиям.
Таким образом, под адаптацией подразумевается приспособление организма к природным, производственным и социальным условиям. Врожденная и приобретенная деятельность организма направленная на привыкание с происходящими в клетках, органах, системах и в организме процессами является адаптацией. Постоянство внутренней среды организма сохраняет адаптация. Способность сохранить связь между системами организма, органами, тканями и системой их управления М.К. Агаджанян считает здоровьем или адаптацией организма. От выбранного центральными механизмами на основе существующего опыта пути решения, считает М.А. Гилинский, зависит уровень адаптации индивида к меняющимся условиям среды так же, как и от систем поддерживающих гомеостаз.
Своими работами об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы А. Орбели внес существенный вклад в раскрытие приспособления и в установление путей сохраняющих организм и постоянство гомеостаза. Орбели А. установил, что симпатическая ветка вегетативной нервной системы, является важнейшей в приспособлении органов, систем организма и центральной нервной системы к существующим условиям в соответствии с потребностями организма. Изучением особенностей адаптации в биологии и физиологии занимались П.К. Анохин, И.П. Павлов, Г. Селье, И.М. Сеченов и другие.
|
|
Человек способен сознательной своей деятельностью создавать себе необходимые для существования условия, в отличие от животного мира, у которого приспособление происходит за счет несознательных, рефлекторных воздействий на функционирование органов организма. Уровень приспособления организма является определяющим успех условием в жизнедеятельности человека в новых условиях.
Приспособление организма к новым условиям существования зависит от степени их отличия от старых условий (Паршина Т.О., 2008).
Факторы окружающей среды всегда воздействуют на человека. Этих факторов делят на природные и социальные.
Природные факторы. Состоят из факторовживой и неживой природы. Природные факторы делятся на биотические и абиотические. Атмосферное давление, световое излучение, магнитные поля, температура окружающей среды, факторы погоды являются абиотическими. Человек приспособился к климатическим, географическим факторам, а также с биоритмам. Биотические факторы состоят из всего животного и растительного мира.
Социальные факторы. На человека воздействует огромное многообразие социальных факторов. Из воздействий человека особого внимания в настоящее время заслуживает загрязнение воды, воздуха и почвы. Такие факторы, как виды трудовой деятельности, условия жизни в городе и в селе относятся к социальным факторам.
Особенности технического прогресса состоят в том, что происходит изменение соотношений умственного и физического труда, соответственно меняются, характеризующие их факторы.
Физиологическая адаптация
Адаптация является фундаментальной характеристикой живой материи. Из-за того, что приспособление имеет широкое распространение среди всех форм жизни, его часто используют вместо понятия жизнь.
|
|
У понятия адаптация есть множество определений, из-за того, приспособление является направлением изучения ученых разных направлений исследований. Поэтому адаптация имеет различные классификации в зависимости от приведенных в основу критериев. Разные исследователи приводят следующие формы приспособлений биологическая, физиологическая, биохимическая, психологическая и социальная.
Наибольший интерес у нас вызывает физиологическое приспособление. Под физиологической адаптацией понимается надежная и длительная активность тканей, органов, физиологических систем и механизмов их регулирования, которые создают возможность жизнедеятельности организма человека и животных в новых условиях существования, в том числе и воспроизведение потомства. В понятие физиологическая адаптация входит видовая, наследственно закрепленная и популяционная адаптация. Изучение механизмов приспособления свидетельствует о том, что без принятия во внимание психологических и биохимических факторов не представляется возможным судить об адаптации.
Приспособление восполняет не хватающее в поведении в новых условиях. Условия для эффективной жизнедеятельности организма человека в новых условиях обеспечивает адаптация. Имеющие у человека способности для сохранения функционирования организма на необходимом уровне и уровень приспособления организма к новым условиям является основным в адаптации.
Крайние значения приспособленности человека – это эмоциональное состояние. Показателями приспособленности человека являются положительные эмоции, которые проявляются у человека в общениях с людьми, в бытовой сфере, хорошее самочувствие, душевный комфорт.
Дефицит информации является фактором подавляющим приспособление к экстремальным и сложным условиям. Недостаток информации – эта основная причина дезадаптации и стрессового состояния.
Хорошее здоровье, воля человека и опыт по преодолению трудностей повышают уровень приспособления.
Приспособление способствует нахождению согласия между личностью и средой, при этом человек не только адаптируется и достигает надежности, но и становится способной раскрыть свой потенциал и преобразовать природу. Адаптация направлена на достижение физического и психического здоровья личности, на его всестороннее развитие, на способность быстро реагировать на изменения среды и воздействовать на нее.