Общие сведения об оценочном средстве

Каждый билет содержит два вопроса, требующих максимально развёрнутого ответа.

Полная версия всех билетов находится в закрытом для студентов доступе и хранится на кафедре.

При устном собеседовании обучающемуся даётся 45 минут для подготовки, при письменном варианте – 90 минут для полного изложения ответа.

Ответы оцениваться по пятибалльной или семибалльной шкалам в соответствии с п.6.2. настоящей программы.

Результат ответа по билету определяется как среднеарифметическая составляющая ответов на два вопроса, каждый из которых оценивается по пятибалльной или семибалльной шкалам.

Тесты по дисциплине (компетенции ОК-2, ОПК-3, ПК-4):

1. Акт, который регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ, — это ФЗ РФ:
A) «О гарантиях прав иностранных инвесторов в РФ»
B) «Об иностранных и отечественных инвестициях в РФ»
C) «Об иностранных инвестициях в РФ»
D) «О правах и обязанностях иностранных инвесторов в РФ»

 

2. В зависимости от статуса инвестора инвестиции бывают:
A) отечественные и иностранные
B) «портфельные» и прямые
C) долгосрочные и краткосрочные
D) основные и оборотные

 

3. В случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ, капитальные вложения могут быть:
A) конфискованы
B) приватизированы
C) деинвестированы
D) реквизированы

 

4. В учредительных документах предприятий с иностранными инвестициями, помимо урегулирования основных вопросов, обязательно должны быть установлены:
A) ограничения на ведение тех или иных видов деятельности
B) процентное отношение участников при распределении прибыли
C) арбитражные оговорки
D) виды валют, в которых производится расчет

 

5. Ввозимое имущество предприятий с иностранными инвестициями, предназначенное для собственного производства, и имущество работников предприятий:
A) облагается налогами в полном объеме
B) не облагается НДС и специальным налогом при таможенном оформлении
C) не облагается только НДС
D) не облагается только специальным налогом при таможенном оформлении

6. Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, признается иностранной инвестицией:
A) косвенной
B) природной
C) прямой
D) судебной

 

7. Государственные или частные инвестиции, поступающие из-за рубежа – это инвестиции:
A) национальные
B) иностранные
C) природные
D) актовые

 

8. Государственный контроль за созданием, деятельностью, ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется путем:
A) оценки экономической деятельности
B) периодической независимой аудиторской проверки
C) его аккредитации
D) его регистрации

 

9. Государство как субъект инвестиционной деятельности:
A) только регулирует инвестиционную деятельность
B) только формирует инвестиционные фонды
C) является только инвестором
D) является инвестором и регулирует инвестиционную деятельность

 

10. Гражданская правоспособность иностранного юридического лица, выступающего в качестве иностранного инвестора, определяется в соответствии с:
A) Конвенцией о правоспособности инвестора
B) пактом о правоспособности инвестора
C) законодательством государства, в котором оно учреждено
D) соглашением о правоспособности инвестора

 

11. Добровольность, равноправие участников; защищенность; невмешательство государственных органов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в законно осуществляемую деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении деятельности — это принципы деятельности:
A) судебной
B) прокурорской
C) административной
D) инвестиционной

Задачи по дисциплине (компетенции ОК-2, ОПК-3, ПК-4):

1. В 1951 г. иранский меджлис принял два закона о национализации нефтяной промышленности в Иране. Немедленно после национализации Англо-Иранская нефтяная компания потребовала от премьер-министра иранского правительства, чтобы этот вопрос в соответствии со ст. 22 концессионного договора 1933 г. был разрешен арбитражным путем. Иранский министр финансов в своем ответе на это письмо подчеркнул, что: 1) право национализации вытекает из суверенитета каждого государства; это право использовали многие государства, в том числе и правительство Великобритании; 2) частное соглашение (концессия) не может препятствовать осуществлению этого права, основанного на нормах международного права; 3) национализация нефтяной промышленности в Иране является результатом осуществления суверенного права иранского народа; эта мера не может быть предметом арбитражного разбирательства в каком-либо арбитражном органе.

Оцените доводы иранского правительства с точки зрения их соответствия международному публичному праву и МЧП.

2. Руководство опасается, что имущество филиала Вашей компании за рубежом будет национализировано. В качестве юридических гарантий Вы имеете:

• положения Конституции иностранного государства, запрещающие национализацию;

• положения двустороннего международного договора между Вашим государством и иностранным государством, запрещающие национализацию;

• договор страхования инвестиционных рисков, заключенный с частной компанией;

• договор между Вашей компанией и иностранным государством, содержащий условие о недопустимости национализации.

Сравните относительную ценность этих гарантий. Какие еще гарантии возможны? Если национализация все же произошла, какие способы защиты интересов инвестора могут быть использованы?

4.В 1992 г. российский министр, временно занимая пост заместителя председателя Правительства России, выдал от имени Российской Федерации доверенность, на основании которой действующий по этой доверенности поверенный продал немецкой фирме находящийся в Берлине Российский дом науки и культуры. В соответствии с действовавшим на тот момент законодательством только Правительство РФ могло выдавать доверенности на совершение подобного рода сделок.

Вправе ли Правительство России истребовать данный дом из владения нового собственника - немецкой фирмы, и если да, то на какие нормы законодательства вправе ссылаться Правительство РФ?

3. Прокурор в защиту государственных и общественных интересов предъявил иск к правительству субъекта федерации о признании недействительным его распоряжения о предоставлении льгот совместному предприятию, поскольку предоставление таких льгот противоречит интересам региона.

Совместное предприятие учредили иностранная (40 процентов уставного капитала) и две российских компании для освоения нефтяного месторождения на территории автономного округа.

При определении финансового режима деятельности совместного предприятия в технико-экономическоеобоснование были заложены ставки ренты за пользование недрами (10 процентов) и налога на прибыль (32 процента). Иностранная компания вложила в проект 40 млн. долларов США.

После первого года деятельности совместного предприятия были внесены изменения в налоговое и земельное законодательство и увеличены ставки налогов и сборов с совместного предприятия, а также введены новые экспортные пошлины. Иностранная компания обратилась к правительству субъекта федерации с просьбой об уменьшении фискального бремени в соответствии с параметрами технико-экономическогообоснования. Своим распоряжением правительство автономного округа освободило совместное предприятие на 3 года от уплаты экспортных пошлин и снизило отчисление роялти до 5 процентов.

В судебном заседании ответчик закона от 09.07.99 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".мотивировал свое решение необходимостью соблюдения сложившегося в мировой практике принципа защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны ("дедушкина оговорка"), закрепленного в статье 14 Закона от 26.06.91 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в пункте 9 Указа Президента Российской Федерации от 27.09.93 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" истатье 9 Федерального Указа Президента Российской Федерации от 27.09.93 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" истатье 9 Федерального закона от 09.07.99 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Признав доводы ответчика обоснованными, арбитражный суд отказал прокурору в удовлетворении искового требования.

Согласны ли Вы с позицией суда?

 

4. Общество с ограниченной ответственностью "Л" (далее - ООО "Л") обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайской таможне об оспаривании постановления об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации "Недостоверное декларирование товаров".

ООО "Л" зарегистрировано как предприятие с иностранными инвестициями. Согласно уставу ООО "Л" одним из учредителей общества является гражданин Республики Казахстан П.С.В. Он является гражданином Республики Казахстан с 1997 года.

П.С.В. ввез оборудование на территорию Российской Федерации как его вклад в уставный капитал общества. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями" предусмотрены льготы по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость. Этой льготой и воспользовалось ООО "Л".

По мнению Алтайской таможни, при наличии статуса двойного гражданства, П.С.В. не может являться иностранным инвестором, так как согласно пункту 1 статьи 6 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Таким образом, ООО

"Л" фактически не является предприятием с иностранными инвестициями, следовательно, не имеет право на получение льгот при уплате таможенной пошлины на ввозимые товары.

Однако доводы Алтайской таможни о том, что при наличии статуса двойного гражданства П.С.В. не мог быть иностранным инвестором, были отклонены судом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранный инвестор - иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Алтайская таможня не представила доказательств, что П.С.В. по законам Республики Казахстан не может быть иностранным инвестором на территории Российской Федерации. Кроме того, в указанной норме не содержится запрет на то, что гражданин, имеющий двойное гражданство, не может являться иностранным инвестором.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" российская коммерческая организация с иностранными инвестициями получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Федеральным законом. Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников. С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Федеральным законом.

Дайте оценку решению суда.

5. Несколько иностранных компаний заключили между собой соглашение. В соответствии с ним они должны были внести принадлежащие им прямо или косвенно акции российского ОАО «Мегафон», во вновь создаваемое юридическое лицо. Таким образом, этому юридическому лицу переходил контрольный пакет акций.

Суд признал это соглашение ничтожным по иску российского акционера, владеющего остальными акциями данного ОАО, Заключившие его компании находились под контролем иностранных государств. Тогда как ОАО «Мегафон» является российским стратегическим предприятием, осуществляющим деятельность в сфере связи. Поэтому на сделки, опосредующие установление контроля иностранных государств и подконтрольных им компаний над российскими стратегическими предприятиями, распространяется Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Суд также подчеркнул, что в целях безопасности государства данный закон имеет сверхимперативное значение перед нормами иностранного права и должен применяться независимо от того, право какой страны выбрали для себя стороны соглашения.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2011 г. № КГ-А40/17997-10).

Согласны ли Вы с аргументацией суда?

Контрольные вопросы к зачету (компетенции ОК-2, ОПК-3, ПК-4):

1.Трансграничные инвестиционные отношения как неотъемлемая часть мировой экономической системы. Россия как активный участник трансграничных инвестиционных правоотношений.

2. Международно-правовое регулирование трансграничных инвестиционных отношений. Виды международных договоров, регулирующих сотрудничество государств в области инвестиций, их значение.

3. Соглашения о поощрении и защите капиталовложений: общая характеристика, различия в подходах американской и европейских моделей соглашений. Российское типовое Соглашение о поощрении и защите инвестиций.

4. Национально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом.

5. Общая характеристика законодательства Российской Федерации в сфере регулирования иностранных инвестиций. Основные этапы развития российского инвестиционного законодательства.

6. Возможности негосударственного регулирования трансграничных инвестиционных отношений (Кодексы ОЭСР, руководства и др.).

7. Региональные экономические объединения (ЕС, СНГ, ОЭСР, НАФТА, АТЭС и др.), роль их актов в регулировании инвестиционных отношений.

8. Понятие и виды иностранных инвестиций; особенности их регулирования. Определение понятия инвестиций в праве России.

9. Иностранные прямые и портфельные инвестиции, основные характеристики; различия в регулировании.

10. Иностранные венчурные инвестиции как особый вид инвестиционной деятельности; их признаки, особенности правового регулирования.

11. Понятие иностранного инвестора как участника трансграничного инвестиционного отношения. Определение национальной принадлежности.

12. Государство как участник инвестиционных отношений; особенности регулирования инвестиционных отношений с участием государства.

13.Иностранные юридические лица как субъекты инвестиционной деятельности. Правовой статус предприятия с иностранными инвестициями в РФ.

14.ТНК (транснациональные корпорации) как субъекты инвестиционной деятельности.

15.Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

16. Коллизионные проблемы определения правового статуса иностранного инвестора.

17. Порядок допуска иностранного инвестора к хозяйственной деятельности в Российской Федерации.

18. Понятие, виды и особенности правовых режимов, предоставляемых иностранным инвесторам.

19. Общие подходы к определению порядка допуска иностранного инвестора к хозяйственной деятельности. Разрешительный и регистрационный порядок.

20. Установление разрешительного порядка для отдельных видов и сфер иностранной инвестиционной деятельности по законодательству России.

21. Особые экономические зоны в России: понятие, виды. Особенности допуска и защиты иностранных инвестиций в особых экономических зонах.

22. Основные льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по международным договорам, законодательству России.

23. Порядок допуска иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение для безопасности государства, по законодательству России.

24. Правовая природа и содержание инвестиционных соглашений с участием иностранных инвесторов. Определение применимого права.

25. Соглашение о разделе продукции. Понятие, особенности, порядок заключения.

26. Концессионные соглашения: понятие, особенности, порядок заключения.

32.Особенности правового режима иностранных инвестиций в России.

27. Понятие, классификация и характеристика инвестиционных рисков. Коммерческие и некоммерческие риски.

28. Гарантии и страхование иностранных инвестиций как средство обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

35.Международные договоры о гарантиях прав иностранных инвесторов.

29. Гарантии прав иностранных инвесторов по национальному законодательству. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам.

30. Стабилизационная оговорка как гарантия прав иностранных инвесторов. Практика применения.

31. Гарантии от применения принудительных мер изъятия иностранных инвестиций при национализации, реквизиции, конфискации, экспроприации. Национализация, экспроприация: понятие, виды.

32. Положения о компенсации при национализации в двусторонних соглашениях о взаимном поощрении и защите капиталовложений, в национальном законодательстве.

33. Страхование иностранных инвестиций как средство обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

34. Национальные государственные организации по страхованию трансграничных инвестиций.

35. Общая характеристика Сеульской конвенции «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» 1985 г.

46. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) (Сеульская конвенции 1985г.). Организационная структура и процедура страхования.

37. Общая характеристика Вашингтонской конвенции 1965 г. «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и юридическими и физическими лицами других государств».

38. МЦУИС – как основной орган по урегулированию инвестиционных споров. Организационная структура и процедура урегулирования споров.

39. Процедура урегулирования споров между инвестором и принимающим инвестиции государством в соответствии с двусторонними договорами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Значение арбитражной оговорки.

40. Стандарты международно-правовой защиты иностранных инвестиций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: