Психодиагностика. Тесты. Опросники. Регулярность диагностических срезов. Критерии подбора тестового материала. Тревога, страх, тревожность: общее и различие. Методы измерения тревожности. Опросник Спилбергера. Личностные опросники (прояснение проблемных зон), например, многофакторный личностный опросник FPI (модификационная форма В), опросник Айзенка (опросник EPQ), личностный тест Р.Кэттелла (16PF), личностный опросник А.Т. Джерсайлда. Агрессивность. Агрессивное поведение (тест Розенцвейга, проективную методику «Несуществующее животное», тест руки по Б. Бриклен, 3. Пиотровски, Э. Вагнеру (США), опросник Басса — Дарки на определение уровня агрессивности). Тест на определение уровня субъективного контроля Дж. Роттера (определение степени активности субъекта в достижении своих целей, степени развития ответственности за происходящее с ним и вокруг него).
Тема 7. Психодинамическое направление в психологическом консультировании (2часа)
Суть психодинамического направления. Основные положения данного направления. Основные процедуры данного направления: конфронтация; прояснение; интерпретация; прорабатывание. Средства вербализации.
Тема 8. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании (2часа)
Работы Д.Уотсона, Б.Скиндера. Основные положения когнитивно-поведенческого направления. Объект воздействия. Причина проблемы. Формирование навыков как основной метод воздействия.Основная задача консультанта. В рамках данного направления применяются: самоконтроль; самонаблюдение (ведение дневников); составление контрактов; домашние задания. Правила клиента (Хоффман, 1979). Основа консультативного процесса — активная позиция клиента.
Тема 9. Гуманистическое направление в психологическом консультировании (2часа)
Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссерль, П. Рикер). Главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Специфика– акцент на уникальность личностного опыта конкретного человека, решение проблемы восстановления аутентичности личности (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт). Базисные принципы консультанта в рамках гуманистического направления. Основные понятия гуманистического направления – «индивидуация», «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность». Метод экзистенциального анализа, предложенный Бинсвангером.
Тема 10. Консультирование по проблемам детей и подростков (4часа)
Консультирование по проблемам детей и подростков. Классификация частных случаев. Рекомендации для осуществления первичной консультации родителя по проблеме ребёнка. Опросник Томаса. Цель данной методики - определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Типология конфликтного поведения К. Томаса. Кооперация, напористость. Способы регулирования конфликтов.