Тема 6. Особенности психодиагностики в процессе консультирования (2часа)

Психодиагностика. Тесты. Опросники. Регулярность диагностических срезов. Критерии подбора тестового материала. Тревога, страх, тревожность: общее и различие. Методы измерения тре­вожности. Опросник Спилбергера. Личностные опросники (прояснение проблемных зон), напри­мер, многофакторный личностный опросник FPI (модификационная форма В), опросник Айзенка (опрос­ник EPQ), личностный тест Р.Кэттелла (16PF), лично­стный опросник А.Т. Джерсайлда. Агрессивность. Агрессивное поведение (тест Розенцвейга, проективную методику «Несуществующее животное», тест руки по Б. Бриклен, 3. Пиотровски, Э. Вагнеру (США), опросник Басса — Дарки на определение уров­ня агрессивности). Тест на определение уровня субъектив­ного контроля Дж. Роттера (определение степени активности субъекта в дости­жении своих целей, степени развития ответственности за происходящее с ним и вокруг него).

Тема 7. Психодинамическое направление в психологическом консультировании (2часа)

Суть психодинамического направления. Основные положения данного направления. Основные процедуры данного направления: конфронтация; прояснение; интерпретация; прорабатывание. Средства вербализации.

Тема 8. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании (2часа)

Работы Д.Уотсона, Б.Скиндера. Основные положения когнитивно-поведенческого направления. Объект воздействия. Причина проблемы. Формирование навыков как основной метод воздействия.Основная задача консультанта. В рамках данного направления применяются: самоконтроль; самонаблюдение (ведение дневников); составление контрактов; домашние задания. Правила клиента (Хоффман, 1979). Основа консультативного процесса — активная по­зиция клиента.

Тема 9. Гуманистическое направление в психологическом консультировании (2часа)

Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссерль, П. Рикер). Главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существова­ния. Специфика– акцент на уникальность личностного опыта конкретного человека, ре­шение проблемы восстановления аутентичности лич­ности (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт). Базисные принципы консультанта в рамках гу­манистического направления. Основные понятия гуманистического направле­ния – «индивидуация», «самоактуализация», «само­актуализирующаяся личность». Метод экзистенциального анализа, предложенный Бинсвангером.

Тема 10. Консультирование по проблемам детей и подростков (4часа)

Консультирование по проблемам детей и подростков. Классификация частных случаев. Рекомендации для осуществления первичной консультации родителя по проблеме ребёнка. Опросник Томаса. Цель данной методики - определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конф­ликтному поведению. Типология конфликтного поведения К. Томаса. Кооперация, напористость. Способы регулирования конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: