Семейное консультирование. Правила семейного консультирования (Э.Г. Эйдемиллер). Обсуждение психотерапевтического контракта. Проведение собственно консультации (требования у консультанту). Проверка экологии или «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер — 1995). Страхование результата. Отсоединение. Алгоритм семейного консультирования. Этапы семейного консультирования. Методики. Анализ семейных взаимоотношений. Опросник для родителей детей в возрасте 3—10 лет. Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.
Тема 12. Консультирование по проблемам личностного плана (2часа)
Консультирование отдельно каждого из супругов по их личным проблемам, активизация ресурсов, направленная на гармонизацию личности. Анализ сновидений. Тема судьбы и взаимоотношений человека в древнегреческой философско-научной мысли. Миф об Эдипе, «назначенный день», «предопределенный день», «судьбин день», Пути Даниила Андреева, миф о Дедале и пр. Древнегреческие представления о судьбе: судьба как индивидуальная, неповторимая жизненная доля. Развитие мифологемы судьбы, три главные тенденции: безличностно-фаталистическая; личностно-волюнтаристическая; равенство сил судьбы и личности. Функции сновидений. Методики. Опросник Джерсайлда для вскрытия проблем личности и отслеживания возможных изменений; опросник Цунга на депрессивность — с целью определения психоэмоционального состояния реципиентов; тест УСК для определения уровня субъективного контроля; опросник на выявление существующих взаимосвязей между сновидениями и реальностью и сопровождающих их эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение. Метод парадокса.
Тема 13. Влияние в практике психологического консультирования: определение, классификация, виды (2часа)
Процесс влияния: определение, классификация. Направленное и ненаправленное влияние. Убеждение. Переубеждение (персуазия). Внушение. Классификации внушения: внушение и самовнушение; открытое и закрытое; контактное и дистантное. Показания к применению внушения. в консультативной практике. Ненаправленное влияние. Направленное влияние. Убеждение. Внушение (открытое, закрытое). Прямое, косвенное влияние. Виды влияния. Прямое влияние. Сократовский диалог, и прямые предписания. Предписание (прямое и непрямое). Требования к предписанию. Косвенное влияние. Парадоксальные предписания и метафоры. Непрямые предписания. Смысл парадоксальных предписаний. Этапы парадоксального подхода. Метафоры. Стиль метафор. Метафорическая коммуникация. Виды метафор. Ситуации применения. Пословицы и поговорки. Истории. Анекдот. Притчи. Легенды. Сказки. Напоминание клиенту об имеющихся у него ресурсах. Поиск новых ресурсов. Предложение решения проблемы. Структурирование общения. Снятие барьеров общения (сопротивление, страх).
Тема 14. Психологическое консультирование в учреждениях образования разного типа (4часа)
Консультирование в условиях детского дошкольного учреждения. Консультирование в условиях общеобразовательной школы. Консультирование в начальной школе. Содержание консультирования в контексте разных концепций Службы практической психологии образования. Консультирование в средних классах школы. Консультирование в старших классах школы. Консультирование в учреждениях, обеспечивающих специальную и психолого-педагогическую поддержку особенных детей.
Содержание практических занятий