Пояснительная записка. По внеурочной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Классы ФГОС ООО

 

Учитель: Балабуев Илья Александрович

Общее количество часов по курсу: 68 часов

 

Содержание программы

1. Пояснительная записка.  
2. Общая характеристика учебного курса.  
3. Формы и методы занятий.  
4. Место занятий курса «Музыкальная информатика» в учебном плане.  
5. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.  
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты.  
7. Планируемые результаты освоения учебной программы.  
8. Ожидаемые результаты формирования УУД.  
9. Содержание курса.  
10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  
11. Календарно-тематическое планирование.  
12. Список литературы.  

Пояснительная записка

Гуманитарная направленность образования, усиление роли воспитания определяются наличием прямой и естественной связи между степенью насыщенности сферы образования общекультурным, в частности, философским и культурологическим содержанием и возможностями духовно-нравственного становления подрастающего поколения, приобретения опыта толерантного поведения, их готовностью к развитию общечеловеческих ценностей.

Реализация духовно-нравственного компонента, заявленного в новых образовательных стандартах, предполагается через актуализацию воспитательного потенциала уже имеющихся в школе предметов, разработку новых, в том числе культурологических и эстетических курсов.

В программу курса «Музыкальная информатика» вошли наиболее распространенные профессиональные программы для работы со звуком и MIDI на персональном компьютере. Работая с ними, учащиеся научатся создавать стандартные MIDI – файлы, записывать и редактировать цифровой звук, работать со звуковым оборудованием и т.д. Каждый момент обучения, каждая программа ставят перед учащимися свои цели и задачи, которые вызывают творческий интерес к данному предмету.

Курс включает в себя 11 тематических разделов. При изучении каждого раздела происходит формирование определенных теоретических знаний, практических умений и навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением и музыкальным оборудованием.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная информатика» составлена и адаптирована для общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (основного общего образования), основной образовательной программы основного общего образования, на основе авторской программы по учебному предмету «Музыкальная информатика» Д. В. Волгина (Арзамас, АГПИ, редакция 2014 г.).

 

Общая характеристика учебного курса «Музыкальная информатика»

Цель курса – обучить детей практическому применению достиженийкомпьютерных технологий в области музыкального искусства.

Методический аппарат курса предполагает выполнение учащимися интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации.

При изучении курса реализуется системно-деятельностный подход, который предполагает социализацию школьников, воспитание у них эстетического и музыкального вкуса, формирование положительных и конструктивных качеств личности.

В соответствии с требованиями ФГОС содержание курса направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Данная задача обеспечивается содержанием материала учебника, его методическим обеспечением, реализацией аксиологического, коммуникативного, деятельностного подходов.

Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.

Содержание курса «Музыкальная информатика» включает в себя не только знакомство с операционной системой WINDOWS и программным обеспечением, но и знакомит с музыкальным оборудованием, основами звукорежиссуры, аранжировкой музыки на персональном компьютере. Полученные теоретические знания закрепляются практическими работами.

Задачи курса:

продолжить формирование нравственно-культурных, эстетических знаний о музыке в целом,

расширить кругозор учащихся в сфере новых информационных технологий,

стимулировать интерес к предмету, а значит, и к культуре и искусству.

Курс формирует коммуникативную компетенцию учащихся, для которых важна значимость высказывания собственной точки зрения, выраженной в аранжировке музыкальных произведений, отстаивании своей позиции, понимание нравственных, моральных, эстетических основ искусства. В этой связи преподавание подразумевает дискуссии и обсуждения, проблемность, индивидуальность позиции, свободу выбора, отказ от морализаторства, назидания. При этом важна мировоззренческая направленность и акцентирование внимания на ценностные ориентиры. Эстетическая направленность курса обладает высоким потенциалом воспитания социальных и гражданских ориентиров личности, а значит, влиянием на будущее всего общества.

Применение разных методов (пассивных, активных, интерактивных) позволяет при изучении курса обеспечить практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования УУД, создает условия для применения их в практической деятельности. Исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений, учитывает возрастные особенности школьников, их личный жизненный опыт, создает условия для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся в соответствии с требованиями ФГОС и новой предметной областью – духовно-нравственной культурой.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность осуществляется на основе личностно­ ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка.

 

Формы и методы занятий курса «Музыкальная информатика»

Вовнеурочной деятельности курса широко используется информационный, технологический, музыкальный материал, развиваются умения школьника самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Общими условиями организации любой формы внеклассной работы являются: учет интересов и потребностей конкретного класса, четкое планирование внеклассной деятельности, определение её конкретных результатов, тесная связь с материалом других предметов (литература, информатика, музыка и другие).

При организации внеурочной деятельности используются различные формы работы: теоретические, практические и самостоятельные занятия. При их выборе следует оценить их воспитательное значение с позиции цели, задач, функций, личностных, предметных, метапредметных результатов.

Все формы организации внеурочной деятельности по данному курсу (индивидуальные, парные, групповые, массовые) имеют много общего, способствуют развитию у школьников интереса к предмету, направлены на решение задач нравственного, эстетического, музыкального воспитания.

К важнейшим видам внеурочной работы по курсу можно отнести:

– познавательную, практическую, игровую, досугово-развлекательную, социально-преобразующую,

– проблемно­ценностное общение;

– художественное и музыкальное творчество.

 

Место занятий курса «Музыкальная информатика» в учебном плане

Внеурочная деятельность по курсу «Музыкальная информатика» в 5-ых и 6-ых классах (1 час в неделю, 34 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом собственных возможностей обеспечивает организацию учебного процесса для изучения выбранного модуля.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Общие задачи духовно-нравственного развития и эстетического воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития музыкальной личности и основано на определённой системе базовых культурных ценностей.

Ценностные ориентиры курса «Музыкальная информатика» реализуются по направлениям:

- Воспитание гражданственности, патриотизма через знакомство с отечественными музыкальными произведениями.

Ценности: любовь к музыкальной культуре России, своему народу, своему краю.

- Воспитание нравственных чувств.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; забота и помощь, мораль, честность; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Музыкальная информатика»

Обучение курсу «Музыкальная информатика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами при изучении музыкальной информатики являются:

· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

· понимание роли информационных процессов в современном мире;

· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов музыкальной информатики и ИКТ;

· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении музыкальной информатики являются:

· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых файлов; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя сформированные в ходе изучения предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности, их применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основные предметные результаты изучения музыкальной информатики отражают:

· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных и звуковых устройств;

· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, секвенсор – и их свойствах;

· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с принципами записи, сведения и редактирования музыкальных файлов;

· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

1. Введение в музыкальную информатику. Основы работы с операционной системой WINDOWS и средствами мультимедиа.

Школьники должны знать:

Основные сведения об устройстве компьютера и его архитектуре. Общие сведения о функционировании ПК и звуковой карты.

Школьники должны уметь:

Самостоятельно включать/выключать ПК. Работать в системе WINDOWS и со средствами мультимедиа. Работать с файлами, папками и окнами. Производить диагностику системы.

Формируемые понятия, основные термины, определения:

Операционная система, “окна”, файл, расширение, драйвер, мультимедиа, байт (кило-, мега-, и т.д.), CPU, HDD, FDD, ISA, PCI, AGP, RAM, ROM, COM, LPT, USB, CDROM, CD-R, CD- RW, Sound blaster, Plug’n’play, SPDIF и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow