Евангелие не читают из-под палки

Беседа о блаженствах

Митрополит Лимассольский Афанасий

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Мф. 5: 3)

Блаженства в Евангелии иные по характеру, чем синайские заповеди: в них не повелевается: не укради, не лжесвидетельствуй против ближнего, не прелюбодействуй и т.д., то есть они не содержат запретов на разные человеческие грехи и страсти, а ублажают людей, уже идущих к Богу. Иными словами, блаженны смиренные (что и означает «нищие духом»), ощущающие святое Христово смирение в сердце своем, ибо им принадлежит Царство Небесное.

 

Нагорная проповедь.

 

Когда Бог устами Христа называет людей блаженными, то, как и все слова Божии, так и эти имеют абсолютный смысл. Бог не говорит «приблизительно». Слово Божие остро, оно действенно, животворно, всесильно, потому что исходит от всесильного Бога. Поэтому когда Бог говорит, что этот человек блажен, он действительно блажен. И блажен не в том смысле, в каком понимает это наш ум, а тем блаженством, которое ведомо Богу.

Представьте себе, насколько можете, что Сам Бог называет кого-то блаженным, счастливым, использует все эти определения применительно к какому-то человеку. Это всё равно как если бы богач, владеющий миллионами, сказал о ком-нибудь: «Он очень богат!» Эти слова сказаны тем, кто знает, что такое огромное богатство. Понимаете? Бог, Который Сам является Блаженством для людей, называет блаженными всех, кто соблюдает эти слова.

Бог действительно блажен, тогда как правители мира сего…

Вы знаете, что тех, кого ублажает Бог, люди считают несчастными? В глазах людей, если кто-нибудь соблюдает слова Божии – он если не неудачник или сумасшедший, то в любом случае какой-то чудак, странный, непонятный человек, и от него отворачиваются.

Старец Паисий Святогорец

Многие ездили на Святую Гору, чтобы увидеть старца Паисия, и некоторые его жалели. Они думали: «Ой, бедный человек!» Глазам их открывалась убогость, в его келье ведь не было ничего, даже стула. Жилетка на нем была без пуговиц. И они несли ему жилетки, носки, как будто он был позабытым в каком-нибудь доме для престарелых. А он говорил:

– Да ладно вам, дети, я же знаю, где продают жилетки, если захочу, пойду и куплю себе!

То есть он по своей воле жил так, но в глазах людей казался несчастным, изможденным и лишенным всех благ, которые у других есть.

Еще больше это относится ко всем нам: когда люди обнаружат, что кто-нибудь желает соблюдать слова Божии, то тут начинаются испытания! Придирки, отторжение, провокации, скандалы, скорби со стороны людей по самым различным поводам. Как говорит Христос, это крест, который мы несем[1]. Это крест во имя Его, и это действительно великое благословение, великая радость. «Радуйтесь и веселитесь, – говорит Христос, – когда вас похулят имени Моего ради»[2].

В этом блаженстве Христос говорит: блаженны нищие духом. И сегодня слышу такую насмешку: «Да это же нищий духом». Так мы говорим. А на самом деле нищие – это мы, говорящие это и смеющиеся. Ведь Христос не сказал эти слова о людях, которые имеют проблемы с головой, страдают задержками развития и т.д., хотя эти люди и блаженнее всех. Господь говорит о людях, которые добровольно отказались от многоумия, мнимого мирского интеллекта, в котором содержится много лукавства, проистекающего скорее от страстей, – и предали себя действию Святого Духа. Они стали бедными духом, сберегли себя и исполнили слова Христа: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [3].

Та борьба, которую мы ведем здесь, и вообще всё, что делаем, – этого не надо делать потому, что мы ищем чего-то в этом мире. Я не говорю вам также, чтобы люди приходили послушать меня, потому что тогда мы уподобились бы мэрам, проводящим предвыборные кампании. И один обещает тротуар, другой канализацию, чтобы завоевать себе сторонников, не так ли?

То есть если вы соблюдаете Евангелие по другим причинам, тогда вы можете быть очень хорошими чадами, но не чадами Божиими. Всё, что мы делаем, мы делаем ради Царства Небесного. Это не значит, что мы совершаем всякие дела, чтобы войти в Царство Божие после своей смерти. Это делают мусульмане: они делают то, что делают, чтобы им можно было впоследствии, когда умрут, пойти и найти там то, чего они лишились тут. Горе нам, если мы ожидаем Царства Небесного для того, чтобы удовлетворить свои нереализованные чувства, и там нас охватит абстинентный синдром. Такие мысли: «Видишь, чего мы лишились тут? Но там мы это найдем», — это нездоровые идеи.

Что имеет в виду Христос, когда говорит о Царстве Небесном? Царство Небесное – это Сам Христос: если мы попадем туда, а Его нет, тогда Царство Небесное лишается всякой ценности. Как говорил один святой, «если Христос в аду, если Он сошел в ад, тогда и мы пойдем туда». Где Он, там рай. Рай – это не место, а Личность, связь, участие, единение между Богом и человеком. Следовательно, Христос – это цель. И всё, что мы делаем, мы делаем для Христа.

Многие люди вокруг совершают всякие добрые дела, и нас самих, церковных людей, порой охватывает мания совершения добрых дел: дома престарелых, социальные заведения и т.д. – мы думаем, что это наше главное дело как христиан. Иногда даже говорят:

– Сколько сейчас незамужних девушек! Где же Церковь, почему не выдаст их замуж? Почему не наделит их недвижимостью в Киккосе[4], например?

Вот чего ожидают от Церкви – чтобы она выдала замуж всех девушек на свете или хотя бы на Кипре!

– Вокруг столько брошенных стариков! Где же Церковь, – спрашивают, – почему не позаботится о них?

Или же:

– Почему Церковь не вмешивается и не говорит, какое это правительство плохое?

Почему Церковь не говорит? Потому что всё это – не дело Церкви. Если она может помочь – хорошо, но дело Церкви – не социальная работа, а спасение душ. Церковь движется на другом уровне, она смотрит на события мира сего как на преходящие, поскольку знает, что через трудности человек получает возможность очистить себя и встретить Христа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: