Степень научной разработанности темы диссертационного иссле-

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.............................................................................................................................................................................. 3

 

 

Г л а в а I. Теоретические основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы ….16

 

§ 1. Становление и развитие наказания в виде ограничения свободы в России

 

и за рубежом................................................................................................................................................................... 16

 

§ 2. Понятие и сущность электронного мониторинга подконтрольных лиц 42

 

 

Г л а в а II. Правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы …..66

 

§ 1. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде ограниче-

 

ния свободы...................................................................................................................................................................... 66

 

§ 2. Совершенствование правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по применению аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля за поведением осужденных к

 

ограничению свободы........................................................................................................................................... 91

 

 

Г л а в а III. Повышение эффективности организации деятельности уго-ловно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы …………………………………..…………………….120

 

§ 1. Актуальные проблемы эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде ограниче-

 

ния свободы……………………………………………………………………..120

 

§ 2. Совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по применению электронного мониторинга в от-ношении осужденных к ограничению свободы……………………………...136

 

Заключение …………………………………………………………………….156

 

Список использованной литературы ……………………..………………..169

 

Приложения ……………………………………………………………………192


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы диссертационного исследования вытекает изнеобходимости приведения деятельности уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) в соответствие с европейскими стандартами, обеспечения за-конности в процессе исполнения наказания. В связи с этим в целях оптими-зации системы уголовных наказаний с учетом общественной опасности пре-ступления и личности осужденного, нейтрализации отрицательных послед-ствий лишения свободы расширяется сфера применения наказаний без изо-ляции осужденного от общества 1.

 

С 2010 г. в Российской Федерации (РФ) исполняется новый вид нака-зания в виде ограничения свободы, введенный Федеральным законом от

 

27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие по-ложений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограни-чения свободы».

 

Введение такого вида наказания без лишения свободы направлено, в первую очередь, на снижение численности осужденных в исправительных учреждениях, а также предоставление возможности гражданам, впервые со-вершившим преступления, исправиться без изоляции от общества.

 

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Россий-ской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, в разделе «Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы» отмечено, что в целях обеспечения эф-фективного контроля за исполнением осужденными обязанностей и ограни-чений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

 
 


 


1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 12. С. 2–15.


 

В целях обеспечения дистанционного надзора за осужденными без изо-ляции от общества, контроля выполнения ими предписанных судом ограни-чений путем индивидуальной идентификации и проверки местонахождения в установленных местах (в том числе по сигналам GPS/ГЛОНАСС), а также снижения вероятности повторных преступлений уголовно-исполнительные инспекции (далее – УИИ) используют систему электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее – СЭМПЛ).

 

В настоящее время оборудование СЭМПЛ успешно внедрено в дея-тельность УИИ во всех территориальных органах ФСИН России и применя-ется в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 60 УИК РФ и постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и кон-троля, используемых УИИ для обеспечения надзора за осужденными к нака-занию в виде ограничения свободы»).

 

В течение 2014 г. по учетам УИИ прошло 926431 человек, в том числе осужденных к ограничению свободы (в качестве основного вида наказания) – 65648 (2013 г. – 61735)1. По состоянию на 1 января 2015 г. под электронным контролем находилось 13,8 тыс. человек, состоящих на учете УИИ, из них

 

11,5 тыс. осужденных к ограничению свободы. При помощи СЭМПЛ выявлено более 30 тыс. нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения сво-боды. По результатам собранных с помощью электронных устройств доказа-тельств направлены в места лишения свободы более 4 тыс. осужденных к огра-ничению свободы2.

 

Изучение опыта функционирования УИИ свидетельствует о привлека-тельности наказания в виде ограничения свободы, особенно после внедрения

 
 

 


1 Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2014 году: обзор ФСИН России.

2 Доклад об основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в 2014 году // http://фсин.рф/press/doklad-o-rezultatakh-i-osnovnykh-napravleniyakh-deyatelnosti-federalnoy-sluzhby-ispolneniya-nakazani.php.


 

электронных средств контроля за поведением осужденных, поскольку благо-даря постоянному, в том числе электронному контролю за ними, осуществ-ляется интенсивное воздействие на их личность, что позволяет не допустить совершения ими повторного преступления. В частности, о том, что элек-тронный контроль является сдерживающим фактором совершения повторно-го преступления, официальные данные позволяют утверждать о снижении уровня повторной преступности среди осужденных, контроль за которыми осуществлялся с помощью СЭМПЛ. Например, уровень повторной преступ-ности среди лиц указанной категории составляет 1,25%. При этом уровень повторной преступности среди лиц, не находящихся под контролем СЭМПЛ,– 1,78%.

 

Проведенное исследование показывает, что внедрение СЭМПЛ в дея-тельность УИИ в регионах сопряжено с рядом существенных недостатков, включающих: несвоевременное снятие сотрудниками УИИ тревожных сообще-ний; наличие значительного количества оборудования, работающего на уста-ревших версиях программного обеспечения; четко не определенных охранных зон; значительное количество стационарных контрольных устройств, не пере-дающих на протяжении длительного времени сведения на сервер мониторинга; несвоевременную корректировку количества осужденных в программе СЭМПЛ-мониторинг; необоснованное и формальное снятие сообщений СЭМПЛ; снижение эффективности применения стационарных контрольных устройств без ретрансляторов в жилых помещениях свыше 50 м2; наличие большого количества неподтверждаемых тревожных сообщений.

 

Таким образом, перечисленные проблемы определили выбор темы настоящего диссертационного исследования и свидетельствуют об ее акту-альности. Данное исследование направлено на изучение теоретических и ор-ганизационно-правовых основ функционирования УИИ при применении СЭМПЛ в области исполнения наказания в виде ограничения свободы.

 

Степень научной разработанности темы диссертационного иссле-

 

дования. Отдельные направления этой проблемы изучались и исследовались


 

учеными некоторых отраслей знания – социологии, права, теории государ-ственного управления, юридической психологии и других наук: Е.В. Емельяно-вой, В.Д. Малковым, В.И. Огородниковым, Н.И. Петренко, Ю.А. Тихомировым, Г.А. Тумановым, В.И. Селиверстовым, В.И. Старковым, В.А. Уткиным, О.В. Филимоновым, Н.Б. Хуторской и др. Значимость работ указанных авто-ров очевидна, однако в последние годы произошли существенные изме-нения в законодательстве и практике исполнения наказаний, прежде всего не связанных с изоляцией осужденного от общества, которые обусловли-вают необходимость дальнейшей тщательной разработки проблем в ука-занной области.

 

Различным проблемам теории и практики деятельности УИИ в сфере организации исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества, в том числе ограничения свободы, были посвящены труды А.А. Аксёнова, Л.И. Беляевой, Н.В. Ольховика, Д.В. Чернышёвой, А.Г. Чобаняна, С.Х. Шам-сунова и др.

 

В последние годы защищены диссертации по отдельным уголовно-правовым, уголовно-исполнительным направлениям в сфере исполнения нака-заний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (Е.О. Ананьева, Н.П. Белая, Н.В. Богорев, И.В. Борисенко, Я.Ю. Бурлакова, В.А. Зайченко, В.П. Марков, В.Б. Рабалданов, А.Ж. Рамазанов, И.Н. Смирнова, М.В. Сысоев, Е.В. Хромых, Д.В. Чернышёва, О.Н. Чистотина).

 

В настоящем исследовании, в отличие от работ указанных авторов, рассматриваются теоретические, организационно-правовые проблемы де-ятельности УИИ по исполнению ограничения свободы в условиях актив-ного применения СЭМПЛ для совершенствования контроля за осужден-ными.

 

 

Исследование теоретических вопросов организационно-правового обеспечения использования СЭМПЛ в деятельности УИИ позволит, по мне-нию автора, улучшить качество контроля за осужденными к ограничению свободы, соблюдением ими возложенных судом ограничений и, соответ-


 

ственно, повысить результативность деятельности по предупреждению и пресечению с их стороны повторных преступлений.

 

Объектом исследования выступают правоотношения,которые склады-ваются в процессе деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде ограничения свободы.

 

Предметом исследования являются теоретические и организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций по ис-полнению наказания в виде ограничения свободы с использованием средств электронного мониторинга.

 

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования разработка теоретико-правовых и организационных мер по совершенствова-нию деятельности УИИ по исполнению наказания в виде ограничения свобо-ды, повышению эффективности применения средств электронного монито-ринга.

 

Для достижения поставленной цели исследования автором решены следующие задачи:

 

изучено становление и развитие органов и учреждений,исполняю-

 

щих наказание в виде ограничения свободы, в России и за рубежом, проана-лизированы трудности и проблемы организации и правового регулирования введения рассматриваемого наказания;

 

раскрыты понятие и сущность организации деятельности УИИ по исполь-

 

зованию электронного мониторинга поведения осужденных к ограничению сво-боды;

 

изучен опыт зарубежных государств по применению электронногомониторинга в отношении осужденных без изоляции от общества и опреде-

 

лены возможности его использования в практике деятельности УИИ;

 

исследованы проблемы правового обеспечения деятельности УИИ поисполнению наказания в виде ограничения свободы, связанные с применени-

 

ем к осужденным этой категории электронных средств надзора и контроля, и на основе научного анализа сформулированы предложения по его совершен-


 

ствованию в целях снижения уровня повторных преступлений осужденных и укрепления законности при исполнении данного наказания;

 

проанализирована эффективность функционирования УИИ по ис-

 

пользованию средств электронного мониторинга в рамках исполнения нака-зания в виде ограничения свободы и разработаны меры, направленные на ее повышение;

 

изучены проблемы нормативно-правового регулирования взаимо-

 

действия УИИ с полицией, судами, другими правоохранительными орга-нами, органами местного самоуправления и общественными организаци-ями, предложены меры по совершенствованию планирования и информа-ционного обеспечения функционирования УИИ в сфере исполнения огра-ничения свободы.

 

Методологическая база и методы исследования. При проведении дис-сертационного исследования применялись как общие, так и специальные мето-ды: с помощью диалектико-материалистической теории познания автору уда-лось объективно уяснить суть исследуемой проблематики организации и право-вого обеспечения деятельности УИИ с применением СЭМПЛ, определить оп-тимальные способы и формы ее познания; метод исторического анализа, обоб-щения и сравнения помог диссертанту исследовать становление и развитие рас-сматриваемого вида наказания в России, зарубежный опыт его исполнения с применением электронного мониторинга в отношении осужденных к ограниче-нию свободы и возможности его использования в отечественной практике; ме-тод статистического анализа позволил диссертанту изучить количественныепоказатели функционирования УИИ в сфере исполнения ограничения свободы; использование метода анкетирования и экспертной оценки способствовало изучению мнения сотрудников и руководителей УИИ, а также экспертов; с по-мощью сравнительно-правового метода выявлены пробелы в законодательстве

 

и нормативной правовой базе регулирования работы УИИ по исполнению ограничения свободы с применением электронного мониторинга за поведением осужденных.


 

Организационно-правовые проблемы деятельности УИИ по исполне-нию наказания в виде ограничения свободы с применением СЭМПЛ являют-ся предметом изучения как науки уголовного, уголовно-исполнительного права, так и теории социального и государственного управления, организа-ции правоохранительной и правозащитной деятельности, криминологии, со-циологии и др. В связи с этим исследование носит комплексный характер, поскольку проведено с помощью современных теоретических положений ря-да смежных наук.

 

Нормативная база исследования. Диссертант проводил исследование,основываясь на нормах действующей Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных нормативных актов, составляющих правовую основу дея-тельности УИИ по применению СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также положениях международных правовых актов. Диссертационное исследование проводилось с учетом российского и зарубеж-ного опыта.

 

Эмпирическая база исследования. Репрезентативность проведен-ного исследования обусловлена изучением материалов 1340 личных дел осужденных к ограничению свободы, что составляет более 5% от общего количества осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения сво-боды за период с 2010 по 2014 г. Исследование проводилось в УИИ Севе-ро-Западного, Дальневосточного и Центрального федеральных округов, а также по результатам экспертного опроса 105 сотрудников и руководите-лей УИИ, обучавшихся на курсах повышения квалификации в ФКОУ ВПО «Псковский юридический институт ФСИН России».

 

В диссертационном исследовании использованы данные статистиче-ской отчетности о результатах деятельности уголовно-исполнительных ин-спекций ФСИН России за период с 2010 по 2014 г., материалы судебной практики назначения наказаний к ограничению свободы.


 

Научная новизна исследования заключается в том, что на диссерта-ционном уровне комплексно рассмотрена проблема организации и правового обеспечения деятельности УИИ по применению СЭМПЛ в отношении осуж-денных к ограничению свободы в условиях модернизации системы наказа-ний в целом и оснащения УИИ современными электронными средствами и информационными технологиями. Признаки и элементы новизны нашли от-ражение как в замысле, так и в его результатах, выразившихся в ряде следу-ющих выводов и положений:

 

– обоснованы и разработаны меры по оптимизации деятельности УИИ в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы, прежде всего за счет применения электронных средств контроля за поведением осужденных;

 

– продемонстрирован принципиально новый подход, обусловленный со-

 

временными реалиями в организации предупреждения совершения осужденны-ми повторных преступлений, заключающийся в активном применении электрон-ных средств всеобъемлющего контроля за поведением осужденных.

 

Новизна сформулированных соискателем выводов и рекомендаций нашла отражение в положениях, выносимых на защиту:

 

1. Авторское определение понятия «электронный мониторинг осуж-

 

денных к ограничению свободы», под которым следует понимать ком-плексную систему взаимосвязанных правовых, организационных, техниче-ских мероприятий, осуществляемых с помощью электронных средств наблюдения, контроля, накопления информации, направленных на преду-преждение, пресечение и раскрытие преступлений со стороны осужденных. Сущность электронного мониторинга за осужденным к ограничению свобо-ды состоит в том, что осужденный остается на свободе, но находится под постоянным контролем со стороны правоохранительных органов, что не позволяет ему совершать повторные преступления.

 

2. Предложения автора о законодательном закреплении использования

 

в суде отчетов о фактах нарушения режима отбывания наказания осужден-

 

ными, состоящими на учете в УИИ, полученных с использованием электрон-


 

ных и иных технических средств надзора и контроля, а также необходимо-сти дополнить ст. 58 УИК РФ «Ответственность за нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания»:

 

– пункт (б) части 1 после слова «…ограничений» словами «…в том числе зафиксированные работающими в автоматическом режиме аудиовизу-альными, электронными и иными техническими средствами надзора и кон-троля»;

 

– части 3 и 5 следующим абзацем: «…нарушения установленных судом ограничений, зафиксированные работающими в автоматическом режиме аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзо-ра и контроля, являются основанием для направления документально оформ-ленных материалов в суд в качестве доказательств факта данных наруше-ний».

 

3. Разработанный автором проект нормативного акта о внесении изме-нений в раздел V «Ответственность за нарушение порядка и условий отбыва-ния наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания» (пункты 49, 50, 51) приказа Минюста России от 11октября 2010 г. № 258 до-полнить заключительным абзацем следующего содержания: « представляет документально оформленные материалы в суд в качестве доказательств фак-та нарушения осужденным установленных судом ограничений в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме средствами персонально-го надзора и контроля, а также стационарными устройствами аудиовизуаль-ного контроля, имеющими функции фото и киносъемки, видеозаписи ».

 

4. Предложенный автором подход к организации деятельности УИИ по исполнению наказания в виде ограничения свободы с использованием средств электронного мониторинга следует считать гуманнее, чем содержание таких лиц в исправительной колонии. С помощью такого контроля реализуется мони-торинг накопления информации. Осуществление электронного мониторинга позволит применить к значительному числу преступников, совершивших пре-


 

ступления небольшой и средней тяжести, меру уголовного наказания без изо-ляции от общества, благодаря чему сократится риск криминального заражения

 

и рецидива со стороны осужденных; существенно разгрузятся следственные изоляторы и исправительные колонии и, соответственно, повысится качество профилактической работы в этих учреждениях.

 

5. Сформулированные автором факторы, негативно влияющие на про-

 

цесс применения электронных средств контроля за поведением осужденных

 

к ограничению свободы в деятельности УИИ: а) отсутствие действенного механизма правового регулирования и реального применения электронных средств контроля за поведением осужденных к ограничению свободы; б) не-

 

достатки во взаимодействии УИИ с судами по вопросам назначения ограни-чений и запретов для осужденных данной категории, обеспечения контроля за их соблюдением, снятием или изменением; в) недостаточное количество высококвалифицированных специалистов для работы с подобными элек-тронными устройствами; г) весьма низкий уровень технического состояния электронных средств наблюдения за осужденными к ограничению свободы при значительных затратах средств бюджета на их изготовление и приобре-тение.

 

6. Обоснованные и аргументированные автором меры по повышению эффективности использования электронных средств контроля за осужденны-

 

ми к ограничению свободы являются одной из главных составляющих ре-формы УИС, в частности:

 

а) правовое регулирование использования электронного мониторинга контроля за исполнением осужденными различного вида ограничений, уста-новленных судами;

 

б) организационно-правовое обеспечение внедрения современных электронных средств наблюдения за осужденными к ограничению свободы;

 

в) правовая регламентация порядка и оснований возмещения осужденны-ми материального ущерба, причиненного неправомерными действиями при ис-пользовании электронных средств наблюдения;


 

г) методическое и кадровое обеспечение деятельности УИИ в ука-занной сфере.

 

Теоретическая значимость исследования заключается в том,что,во-первых, полученные автором результаты расширяют имеющиеся в теории организации правоохранительной деятельности представления об исполне-нии наказания в виде ограничения свободы в целом и о применении системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, в частности; во-вторых, диссертантом на методологическом уровне рассмотрены положения, касаю-щиеся организационных и правовых основ исследуемой деятельности, ком-петенции участвующих в ней субъектов управления; в-третьих, научно обос-новано рассмотрение эффективной деятельности УИИ по применению СЭМПЛ как одного из значимых условий снижения уровня рецидива пре-ступлений осужденных к ограничению свободы.

 

Практическая значимость диссертационного исследования обу-

 

словлена разработанными автором рекомендациями по совершенствованию деятельности УИИ по применению СЭМПЛ при исполнении наказания в ви-де ограничения свободы, предупреждению совершения осужденными по-вторных преступлений.

 

Положения, предложения и выводы исследования могут быть использо-ваны в ходе научных исследований по разработке теоретических, организаци-онных и правовых проблем дальнейшего совершенствования правопримени-тельной и правозащитной деятельности. В частности, необходимо системно ис-следовать и всесторонне проанализировать основания исполнения, отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также исправительного воздействия СЭМПЛ на осуждённых, детально регламентировать в законе объекты, субъек-ты, объективную и субъективную стороны исполнения наказания в виде огра-ничения свободы. Результаты проведённого исследования могут быть исполь-зованы в учебном процессе образовательных учреждений ФСИН России при преподавании учебных дисциплин: «Уголовно-исполнительное право», «Управление органами, исполняющими наказание» и др.


 

Обоснованность и достоверность результатов исследования обу-словлены методологией исследования, комплексным подходом к изуче-нию практики функционирования УИИ по исполнению наказания в виде ограничения свободы.

 

Обоснованность и достоверность результатов проведенного исследова-ния обеспечиваются также репрезентативностью собранного и проанализи-рованного эмпирического материала, на котором основываются разработан-ные в диссертации научные и практические предложения. Автор стремился максимально широко представить результаты эмпирических исследований, на основе которых сделаны закономерные обобщения, подтверждена излага-емая проблематика и обоснованы пути ее решения.

 

Для обеспечения полноты исследования изучены правовые и теорети-ческие источники, данные научных разработок других авторов по изучаемой проблематике.

 

Достоверность полученных результатов определяется конкретными методическими рекомендациями, внедренными в практическую деятельность УМВД России по Псковской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу

 

и Ленинградской области, в учебный процесс Псковского государственного университета, ФКОУ ВПО «Владимирский юридический институт ФСИН России», о чем свидетельствуют акты внедрения.

 

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты дис-

 

сертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правоохранительной деятельности и юридической науки» (19–20 сентября 2013 г., г. Днепропетровск); Всероссий-ской межведомственной научно-практической конференции «Совершенствова-ние деятельности при расследовании преступлений: уголовно-правовые, уго-ловно-процессуальные и криминалистические аспекты» (28–29 марта 2013 г., г. Псков); Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летнему юбилею со дня образования Академии МВД Республики Беларусь


 

(4 апреля 2013 г., Академия МВД Республики Беларусь, г. Минск); Междуна-родной конференции «Концептуальные направления совершенствования пра-воохранительной системы в свете реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года (г. Костанай); Международной научно-практической конференции «Назначение и исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества» (24–25 мая 2013 г., г. Псков); Международной научно-практической конференции «Стратегия консолидации мирового сообщества в борьбе с актуальными угрозами международной и национальной безопасности XXI века» (30 сентября–1 октября 2014 г., г. Москва).

 

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения,трех глав,включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


 

Г л а в а I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

§ 1. Становление и развитие наказания в виде ограничения свобо-

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: