Электронных и иных технических средств надзора и контроля за поведением осужденных к ограничению свободы

 

 

Анализ практики убедительно свидетельствует о том, что позитив-ные изменения, произошедшие в последние годы в жизни Российского государства, улучшение состояния отечественной экономики позволили вести речь о качественном техническом переоснащении правоохранитель-ной деятельности в целом и деятельности в сфере исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества, в частности. Высокий риск кри-минального заражения и низкий профилактический эффект, существенные затраты на содержание и значительные проблемы с ресоциализацией и со-циальной адаптацией бывших осужденных к лишению свободы, проблемы их трудоустройства способствовали появлению в настоящее время устой-чивого понимания того, что к осужденным, впервые совершившим пре-ступления небольшой и средней тяжести, нецелесообразно применять наказание в виде лишения свободы.

 

Вместе с тем продолжает ухудшаться криминологическая характери-стика осужденных к лишению свободы. Например, каждый третий осужден-ный, содержащийся в исправительных колониях, отбывает наказание за со-вершение умышленных тяжких преступлений, почти половина – умышлен-ных особо тяжких преступлений; треть – осуждены второй раз, столько же – третий и более раз. При этом не снижается активность лидеров преступной среды в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространить так называемые «воровские традиции», организовывать и координировать про-тивоправные действия осужденных1.

 
 


 

 


1 Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Рос-


 

В связи с этим в числе приоритетных направлений в деятельности ФСИН России было обозначено решение задач по повышению эффективно-

 

сти исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от обще-ства, и внедрение в практику деятельности УИИ современных технических средств. В целях обеспечения эффективного исполнения наказаний без изо-ляции осужденного от общества необходимо внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ве-дения электронных личных дел таких лиц, а также обеспечение УИИ аудио-визуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля для эффективного контроля за осужденными без изоляции от об-щества1.

 

Результаты исполнения наказания в виде ограничения свободы пока-зывают, что в данное время заканчивается очередной этап активного развер-тывания СЭМПЛ. В течение более двух лет ФСИН России осуществлялось развертывание и внедрение СЭМПЛ в деятельность УИИ, на территории всех субъектов Российской Федерации. В 2012 г. Федеральная государствен-ная информационная система «Система электронного мониторинга подкон-трольных лиц» зарегистрирована органами Роскомнадзора России. Осу-ществляются мероприятия по развертыванию СЭМПЛ на территории Крым-ского федерального округа2.

 

В соответствии с информацией ФСИН России в 2014 г. в рамках меро-приятий по развитию и модернизации СЭМПЛ основным производителем и поставщиком оборудования для рассматриваемой системы были представле-ны новые образцы контрольных устройств, с помощью которых у УИИ по-

 
 

 


сийской Федерации до 2020 года: доклад директора ФСИН России на коллегии ФСИН России 28 февраля 2013 года // СПС «Консультант Плюс».

1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной служ-

бы исполнения наказаний в 2014 году // http://ufsin.com/post/20581/.

2 Удоденко А.О. Применение оборудования СЭМПЛ в деятельности уголовно-исполнительных инспекций: сб. материалов V Всероссийского совещания начальников уголов-но-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19–20 июня 2014 г.).

С. 133–136.


 

явится возможность мониторинга подконтрольных лиц в закрытых помеще-ниях («локальное позиционирование» подконтрольных лиц).

 

Следующим шагом модернизации СЭМПЛ планировалось создание верхнего уровня СЭМПЛ – центра мониторинга федерального уровня с функциями1:

– наблюдение – удаленный мониторинг и контроль за качеством и ста-

 

бильностью функционирования оборудования СЭМПЛ как отдельно по вы-бранному учреждению, так и в разрезе региона, либо всех территориальных органов ФСИН России;

 

– проверка – удаленный контроль за порядком использования подчи-

 

ненными учреждениями оконечного оборудования СЭМПЛ для надзора и контроля осужденных к ограничению свободы, а также иных категорий лиц, для контроля которых будет использоваться оборудование СЭМПЛ;

 

– учет – сбор, формирование и предоставление необходимой статисти-

 

ческой информации об использовании СЭМПЛ учреждениями территори-альных органов УИС как отдельно по выбранному учреждению, так и в раз-резе региона, либо всех территориальных органов ФСИН России;

 

– анализ – аналитическая обработка, в том числе с помощью средств автоматизации, моделирование проблемных ситуаций, сценариев их разре-

 

шения и визуализации информации.

 

Для проверки качества использования оборудования СЭМПЛ в управ-лении организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуж-денных от общества ФСИН России подключен стационарный пульт монито-

 
 

 

 


1 Зарембинская Е.Л. Внедрение инновационных технологий при исполнении наказаний,не связанных с изоляцией осужденных от общества // Уголовно-исполнительная система Рос-сийской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сб. тез. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22–23 ноября 2012 г.): в 4 т. Ря-

зань, 2012. Т. 1. С. 41–45.


 

ринга, позволяющий осуществлять контроль за применением в территори-альных органах ФСИН России оборудования в режиме on-line1.

 

В связи с активным использованием СЭМПЛ большое внимание уде-ляется повышению квалификации сотрудников УИИ по направлению «Си-стема электронного мониторинга подконтрольных лиц»2. В числе инноваци-онных технологий следует рассматривать единую поисковую систему подо-зреваемых, обвиняемых и осужденных «Паноптикум», к которой в соответ-ствии с распоряжением ФСИН России от 20 сентября 2011 г. № 161-р в

 

2012 г. были подключены все УИИ. Порядок формирования баз данных под-учетных лиц в этой системе условно можно разделить на несколько уровней:

 

первый уровень – формируется при заполнении баз данных автомати-зированного картотечного учета спецконтингента (АКУС) УИИ в период ис-полнения приговора и дает возможность инспектору УИИ найти информа-цию об осужденном и формировать имеющиеся сведения о подконтрольных лицах, состоящих либо прошедших по учетам УИИ;

 

второй уровень – «Интегратор АКУС УИИ» в территориальном органе УИС позволяет осуществлять поиск осужденных без изоляции от общества в отдельном территориальном органе ФСИН России, обобщать статистические данные на уровне региона, а также контролировать наполняемость баз дан-ных АКУС УИИ в УИИ;

 

третий уровень – «Паноптикум» поисковая система подозреваемых, обвиняемых и осужденных федерального уровня, позволяющая осуществ-лять поиск лиц, независимо от учреждения УИС, в которых они отбывают

 
 

 


1 Зарембинская Е.Л. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций терри-ториальных органов ФСИН России за 2012–2013 гг. и задачах на предстоящий период: сб. материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспек-ций территориальных органов ФСИН России (19–20 июня 2014 г.). С. 15.

2 Балан В.П. Особенности подготовки сотрудников УИИ по направлению«Систе-ма электронного мониторинга подконтрольных лиц» в Воронежском институте ФСИН Рос-сии:сб. материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19–20 июня 2014 г.). С. 37–40.


 

наказание либо состоят на учете, а также формировать отчеты по некоторым видам статистических данных.

 

Кроме того, в целях совершенствования механизмов работы УИИ пу-тем внедрения прогрессивных инновационных технологий с использованием современных автоматизированных технических средств поставлен вопрос об осуществлении периодической регистрации осужденных к ограничению сво-боды и условно осужденных с использованием технических средств, позво-ляющих проводить ее дистанционно, поскольку большое число подучетных лиц проживает в сельской местности, труднодоступных и отдаленных насе-ленных пунктах. Использование оборудования электронной регистрации позволит увеличить частоту регистрации осужденных в отдаленных населен-ных пунктах, что особенно актуально для лиц, состоящих на учете в группе риска, а также оперативно получать информацию о неявке подучетных на ре-гистрацию, своевременно принимать меры по установлению их местонахож-дения1.

 

Безусловно, использование системы электронного мониторинга осуж-денных к ограничению свободы может способствовать дальнейшей гумани-зации УИС, приближению ее к международным стандартам отправления правосудия, соблюдения прав человека при исполнении наказания; более то-го, она является сдерживающим фактором совершения осужденными по-вторных преступлений.

 

Вместе с тем анализ результатов применения СЭМПЛ в УИИ, а так-же проведенное диссертантом исследование выявили ряд проблем, связан-ных с выработкой механизмов правового регулирования деятельности УИИ в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы с приме-нением электронных средств надзора и контроля за поведением осужден-

 
 

 


1 Зарембинская Е.Л. Внедрение инновационных технологий при исполнении наказа-ний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы раз-вития: сб. тез. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22–23 ноября 2012 г.):

в 4 т. Т. 1. С. 41–45.


 

ных, которые можно классифицировать на организационные, правовые и технические.

 

Рассмотрим правовые основы и проблемы правового регулирования деятельности УИИ в сфере использования системы электронного монито-ринга в отношении осужденных к ограничению свободы более подробно.

 

В правоохранительной деятельности к мониторингу традиционно отно-сят: мониторинг транспорта, осуществление оперативно-розыскных меро-приятий, требующих постоянного наблюдения с помощью технических средств; визуальное или и электронное наблюдение за объектами охраны; различные учеты; наблюдение за лицами, совершившими общественно опас-ные деяния.

 

В настоящее время в России принят ряд нормативных правовых актов, позволяющих эффективно применять электронные средства наблюдения за поведением осужденных к ограничению свободы с использованием техноло-гий спутниковой навигации. Анализ нормативной правовой базы использо-вания электронного мониторинга за осужденными названной категории поз-воляет определить, что правовой основой деятельности УИИ в сфере элек-тронного контроля является:

 

1. Конституция Российской Федерации, которая обеспечивает консти-

 

туционные права и свободы осужденных к наказанию в виде ограничения свободы при осуществлении в отношении их электронного мониторинга:

 

– достоинство личности (ст. 21);

 

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

 

– право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23);

 

– право на тайну частной жизни лица (ч. 1 ст. 24);

 

– обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 28);

 

– избирательные права осужденных к ограничению свободы.

 

Осуществление электронного мониторинга напрямую затрагивает га-рантированные конституционные права граждан: на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на неприкосно-


 

венность жилища. Гражданину также гарантируется, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его со-гласия не допускается».

 

Указанные права и свободы, гарантированные Конституцией России, в отношении осужденных к ограничению свободы могут быть частично огра-ничены в пределах требований соответствующих норм уголовного и уголов-но-исполнительного законодательства, регулирующих порядок и условия от-бывания рассматриваемого наказания, а также ограничения и запреты, нало-женные на них в качестве содержания уголовного наказания, каковым явля-ется ограничение свободы. В связи с этим от сотрудников УИИ требуется точное и неукоснительное исполнение наказания в соответствии с законом и на основании требований законодательства в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы. Тем не менее практика исполнения этого вида наказания свидетельствует о наличии многочисленных случаев нарушения прав и законных интересов осужденных, в том числе конституционных сво-бод и прав.

 

2. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об

 

использовании глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» 1, который устанавливает обязательный порядок внедрения ГЛОНАСС в Российской Федерации и определяет приоритет российской си-стемы ГЛОНАСС над всеми другими подобными зарубежными системами в целях обеспечения безопасности, обороноспособности страны. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации определено, что:

 

– доступ к гражданским навигационным сигналам ГЛОНАСС предо-ставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной осно-ве и без ограничений;

       
 
 
   


 


1 Об использовании Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 // СЗ РФ. 2007. № 21. Ст. 2492.


 

– для обеспечения безопасности России аппаратура спутниковой нави-гации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти

 

и подведомственных им организаций, должна функционировать с использо-ванием сигналов системы ГЛОНАСС.

 

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1, опреде-ляющий порядок и условия исполнения и отбывания ограничения свободы с применением к осужденным аудиовизуальных, электронных и иных техниче-ских средств надзора и контроля (гл. 8).

 

4. Уголовный кодекс Российской Федерации 2 (ст. 53), который опреде-ляет понятие, содержание и вид наказания в виде ограничения свободы.

 

5. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении из-менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации

 

и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» 3, в соответствии с которым установлен порядок организации исполнения наказания в виде ограничения свободы и примене-ния аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля за поведением лиц, осужденных к ограничению свободы.

6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий порядок использования электронных и других приборов в различных областях применения, а также порядок регули-рования их аккредитации и сертификации. Например, понятие «аккредита-

 
 

 

 


1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г.

№ 1-ФЗ: принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г.; одобрен Советом Федерации

25 декабря 1996 г. // http://www.rg.ru.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ: принят Госу-дарственной Думой 25 мая 1996 г.; одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. // http://www.rg.ru.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограниче-ния свободы»: Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ: принят Государствен-ной Думой 16 декабря 2009 г.; одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 г. // http://www.rg.ru.


 

ция» означает официальное признание органом по аккредитации компетент-ности физического или юридического лица выполнять работы в определен-ной области оценки соответствия, а безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации

 

и утилизации предполагает такое состояние, при котором отсутствует недо-пустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граж-дан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью жи-вотных и растений (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ1).

 

Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламен-тов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ).

 

При этом техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

 

1) применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проек-тирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вы-полнению работ или оказанию услуг (в ред. Федеральных законов от

 

01.05.2007 г. № 65-ФЗ2, от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ);

 

2) соответствия технического регулирования уровню развития нацио-нальной экономики, развития материально-технической базы, а также уров-ню научно-технического развития;

 

 

1 О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»: Федеральный закон от 21 мая 2011 г. № 255-ФЗ: принят Государственной Думой 7 июля 2011 г.; одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 г. // http://www.rg.ru.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»: Федеральный закон от 7 мая 2007 г. № 65-ФЗ: принят Государственной Думой 6 апреля 2007 г.; одобрен Советом Федерации 18 апреля 2007 г. // СПС «Консультант Плюс».

 

3) независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ);

 

4) единой системы и правил аккредитации;

 

5) единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

 

6) единства применения требований технических регламентов незави-симо от видов или особенностей сделок;

 

7) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении ак-кредитации и сертификации;

 

8) недопустимости совмещения одним органом полномочий по госу-дарственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ);

 

9) недопустимости совмещения одним органом полномочий по ак-кредитации и сертификации (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 г.

 

№ 255-ФЗ);

 

10) недопустимости внебюджетного финансирования государ-ственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

 

11) недопустимости одновременного возложения одних и тех же пол-номочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за со-

 

блюдением требований технических регламентов (абзац введен Федераль-ным законом от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ).

 

7. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5374-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1, который определяет принципы, правовую основу, организацию

 
 


 

 


1 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво-боды: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5374-1 // СПС «Консультант Плюс».


 

деятельности УИС, а также основные права и обязанности работников и со-трудников УИС, их правовую и социальную защиту.

 

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 587, утвердившее федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» 1, в рамках которой решается вопрос о государ-ственном и финансовом обеспечении системы электронного мониторинга, в том числе в УИИ.

 

Отметим, что Положение о порядке реализации мероприятий феде-ральной целевой программы «Глобальная навигационная система», ответ-ственность за исполнение которых возложена на Росаэронавигацию, разрабо-тано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-

 

ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Фе-дерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в редакции 03.12.2014 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 680 «О внесении изменений в федераль-ную целевую программу «Глобальная навигационная система».

 

Положение определяет функции и полномочия исполнительного орга-на Программы и структурных подразделений Росаэронавигации, ответствен-ных за их выполнение. Исполнительным органом Программы служит посто-янно действующая рабочая группа Росаэронавигации по управлению реали-зацией федеральной целевой программы, основными задачами которой по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» являются:

 

– контроль за реализацией мероприятий и показателей Программы;

 

– рассмотрение результатов мониторинга целевых индикаторов и пока-зателей результативности и эффективности программных мероприятий;

 
 


 


1 О федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система»: поста-новление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 587 // СПС «Кон-сультант Плюс».


 

– анализ и оценка выполнения работ на основе отчетности о реализа-ции Программы;

 

– проведение оценки решения задач Программы по плановым и факти-чески достигнутым результатам;

 

– подготовка материалов для доклада руководителю Росаэронавигации

 

о ходе выполнения Программы.

 

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 авгу-ста 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и

 

систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» 1, которое регламентирует организационно-правовой ме-ханизм оснащения электронными приборами мониторинга транспортных средств в России.

 

10. Решение совещания Военно-промышленной комиссии при Прави-тельстве Российской Федерации от 11 июля 2007 г. № БА-П-22-19 ВПК «Об ускорении внедрения системы ГЛОНАСС в сфере деятельности ФСКН России, ФСИН России, ФТС России», которое устанавливает перечень спе-циальных пользователей средствами электронного мониторинга органов и учреждений УИС, в том числе УИИ, осуществляющих исполнение наказания

 

в виде ограничения свободы, в целях реализации Указа Президента Россий-ской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638.

 

11. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2001 г. № 221 «О проведении экспериментов в уголовно-исполнительной си-стеме Министерства юстиции Российской Федерации», который утвердил и ввел в действие Инструкцию о проведении экспериментов в уголовно-

 


исполнительной системе. Указанным нормативным правовым актом впервые в новой России определен порядок организации деятельности рабочих групп, участвующих в эксперименте по внедрению электронных браслетов и других технических средств в УИС.

 
 


 


1 Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутни-ковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS: постановление Правительства Россий-ской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 // СЗ РФ. 2008. № 35. Ст. 4037.


 

12. План поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность уголовно-исполнительной системы на2008–2020г.,

 

который определяет основные задачи, направления разработки и внедрения электронного мониторинга безопасности сотрудников УИИ и осужденных к ограничению свободы; основные этапы внедрения системы ГЛОНАСС в дея-тельность УИС в целом и УИИ, в частности, на период до 2020 г., а также ор-

 

ганизационно-правовые, научно-технические, кадровые, финансово-ресурсные и медико-санитарные меры обеспечения деятельности УИС в сфере электронного мониторинга осужденных. Этот документ1:

– определяет задачи, направления разработки и внедрения электронно-

 

го мониторинга;

 

– устанавливает основные этапы внедрения навигационной спутнико-

 

вой системы ГЛОНАСС/GPS в деятельность УИС на период до 2020 г.;

 

– определяет ответственных за внедрение ГЛОНАСС в подразделения,

 

устанавливает сроки выполнения конкретных мероприятий по основным направлениям внедрения ГЛОНАСС/GPS в деятельность УИС посредством решения организационных вопросов, правового, научного, кадрового, меди-ко-санитарного, ресурсного и финансового обеспечения.

 

Следует отметить, что главные направления внедрения и использова-ния электронных средств, основанных на системе позиционирования ГЛОНАСС, можно классифицировать по следующим критериям:

 

а) по объекту наблюдения: мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и контроля за соблюдением законности персоналом учрежде-ний ФСИН России; мероприятия, направленные на контроль и наблюдение за спецконтингентом;

 

б) по направлениям: мониторинг транспорта; электронные системы охраны; видеонаблюдение; статистические базы; проведение оперативно- ро-зыскных мероприятий; электронный мониторинг осужденных и др.

 
 


 

 


1 Правовые и технические вопросы использования электронного наблюдения за осужденными: аналит. обзор. М., 2009. С. 3.


 

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 (ред. от 23.04.2012 г.) «Об утверждении Положения об уголов-но-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» 1 (п. 8 «л», разд. 3), где в числе перечисленных полномочий УИИ названо право ра-ботников УИИ использовать аудиовизуальные, электронные и иные техниче-ские средства надзора и контроля для обеспечения надзора за поведением осужденных к ограничению свободы и контроля за нахождением подозрева-емых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашне-го ареста и соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограниче-ний (п. «л» введен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2010 г. № 190, в ред. постановления Правительства Российской Феде-рации от 23.04.2012 г.).

 

Таким образом, предпринята первая попытка правовой регламентации порядка и условий применения электронного мониторинга к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы, а также определены задачи его при-менения, включая:

 

– постоянный и систематический надзор за поведением осужденного

 

к ограничению свободы по месту жительства, на работе (учебе);

 

– контроль за соблюдением осужденными к ограничению свободы установленных судом ограничений и запретов и принятие в случае необхо-димости, установленных законом мер воздействия.

 

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 «Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-

 

исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к

 
 


 


1 Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норма-тива их штатной численности: постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 (ред. от 23.04.2012 г.) // СПС «Консультант Плюс».


 

наказанию в виде ограничения свободы» 1, где названы три группы техниче-ских средств и устройств.

 

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. № 190 «О внесении изменений в Положение об уголовно-

 

исполнительных инспекциях» 2, которым внесены изменения и дополнения в ранее принятое Положение об уголовно-исполнительных инспекциях в связи

 

с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», в соответствии с которыми УИИ были наделены правом использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осуж-денными к наказанию в виде ограничения свободы и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

 

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 фев-раля 2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюде-нием им наложенных судом запретов и (или) ограничений» 3, которым регла-ментирован порядок применения указанных технических средств при осу-

 

1 Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: поста-новление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 // http://www.rg.ru.

2 СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1655.

3 О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограни-чений: постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 134

// http://www.rg.ru.

 

ществлении контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, в отношении ко-торых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также перечень этих технических средств.

 

17. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации ис-полнения наказания в виде ограничения свободы» 1, который предусмат-ривает систему организационно-правовых мер, направленных на обеспе-чение надзора за поведением указанной категории осужденных с приме-нением аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

 

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сен-тября 2010 г. № 755 2, в соответствии с которым Перечень видов предприя-тий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства Российской Феде-рации от 1 февраля 2000 г. № 89, дополнен позицией: «предприятия, осу-ществляющие разработку, производство, внедрение и техническое обслу-живание аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля».

 

19. Приказ ФСИН России от 1 октября 2010 г. № 424, которым на ос-новании постановления Правительства Российской Федерации создано феде-ральное государственное унитарное предприятие «Центр информационно-

 

технического обеспечения и связи ФСИН России» (ФГУП ЦИТОС ФСИН России), основными направлениями деятельности которого являются разра-ботка, производство, а также внедрение и техническое обслуживание аудио-визуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, проведение экспериментальных разработок для нужд УИИ.

 
 

 


1 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде огра-ничения свободы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 октября 2010 г. № 258 (с изм.) // СПС «Консультант Плюс».

2 О внесении изменений в перечень видов предприятий, учреждений и организа-ций, входящих в уголовно-исполнительную систему: постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 755 // http://lawsforall.ru.


 

Следует подчеркнуть, что в соответствии с нормативными правовыми актами ФСИН России поставлены довольно жесткие условия как по срокам, так и по качеству относительно введения в действие комплектов оборудова-ния системы электронного мониторинга подконтрольных лиц на территории оставшихся территориальных органов ФСИН России и обеспечения необхо-димых условий для поэтапного решения задач по техническому обслужива-нию и ремонту оборудования в послегарантийный период эксплуатации на территории страны.

 

Анализ результатов исследования и мнения специалистов в области технического обслуживания системы электронного мониторинга подкон-трольных лиц показывает, что для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования программно-аппаратных устройств системы электронно-го мониторинга подконтрольных лиц в территориальных органах ФСИН Рос-сии необходимо создать и организовать работу 12 филиалов и 68 структур-ных подразделений ФГУП ЦИТОС ФСИН России, основные направления деятельности которых заключаются в следующем:

 

– организация взаимодействия с администратором системы электрон-

 

ного мониторинга подконтрольных лиц территориального органа ФСИН России для оперативного устранения проблемных вопросов в работе обору-дования системы электронного мониторинга осужденных к ограничению свободы;

 

– управление и оптимизация логистических процессов между цен-

 

тральной сервисной службой и производственными участками;

 

– мониторинг качества предоставляемых услуг по своей зоне ответ-

 

ственности, оценка и поиск решений по повышению эффективности, форми-рование отчетов и предложений об эксплуатации оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц в территориальных органах ФСИН России;

 

– подготовка, переподготовка и повышение профессионального уров-

 

ня технических специалистов для обеспечения высококвалифицированного и


 

качественного предоставления услуг сервисного обслуживания оборудова-ния системы электронного мониторинга подконтрольных лиц1.

 

20. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ 2, в соответствии с которым из ряда составов преступлений УК РФ исключены низшие пределы санкций в виде лишения свободы (верхние остались неизменными), в отно-шении некоторых деяний введены наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.

 

21. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении из-менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» 3, который установил последова-тельность исполнения ограничения свободы и административного надзора в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

 

22. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» 4, которым предусмотрено предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, по запросу органа УИС в связи

 

с исполнением уголовного наказания, в том числе наказания в виде ограни-чения свободы.

 

1 Беляев С.В. Стратегия поэтапной реализации и перспективы дальнейшего разви-тия услуг, предоставляемых ФГУП ЦИТОС ФСИН России по техническому обслужива-нию и ремонту оборудования СЭМПЛ на территории Российской Федерации: материалы IV Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций и заме-стителей начальников территориальных органов ФСИН России, осуществляющих коор-динацию и контроль их деятельности (19–20 июня 2012 года). С. 122.

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ: принят Государственной Думой 25 февраля 2011 г.; одобрен Советом Федерации 2 марта 2011 г. // Рос. газ. 2011. Федер. вып. № 5427. 11 мар-та.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобож-денными из мест лишения свободы»: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ // http://www.zaki.ru.

4 Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ: принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. // Рос. газ. 2011. Федер. вып. № 5639. 23 нояб.

 

23. Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигаци-онной деятельности», который устанавливает правовые основы осуществле-ния навигационной деятельности и направлен на создание условий для удо-влетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навига-ционной деятельности, то есть деятельности, связанной с определением и использованием координатно-временных параметров объектов.

 

24. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законо-дательные акты Российской Федерации» 1 как ключевой нормативный право-вой акт в плане гуманизации уголовного законодательства, в соответствии с которым к категории преступлений небольшой тяжести отнесены умышлен-ные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказа-ние в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух лет, как это было предусмотрено ранее. Это позволило 65 составов преступлений из ка-тегории преступлений средней тяжести отнести к категории преступлений небольшой тяжести, и, естественно, ограничить действие предусмотренных уголовным законодательством карательных мер, которые не могут быть применены к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести.

 

В связи с принятием названного выше Федерального закона суще-ственно расширились и усложнились функции УИИ, однако, как показало проведенное нами исследование, отмечается отсутствие необходимого изме-нения их количественного и качественного состава, а также недостаточное организационно-правовое и методическое обеспечение.

 

В соответствии с этим же Федеральным законом в УИК РФ внесена дополнительная ст. 18.1, которая возложила на УИИ обязанность осуществ-ления первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, уклоняющихся от контроля УИИ.

 

 

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г.

№ 420-ФЗ: принят Государственной Думой 17 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федера-ции 29 ноября 2011 г. // Рос. газ. 2011. Федер. вып. № 5654. 9 дек.

 

Исследование подтвердило официальные данные о том, что организация проведения первоначальных и последующих розыскных мероприятий, по мнению специалистов, требует существенной корректировки правовой ре-гламентации и организационно-методического обеспечения этого направле-ния деятельности УИИ.

 

Практика показывает, что посредством электронных средств контроля

 

и надзора может обеспечиваться эффективный контроль за исполнением осужденными к ограничению свободы запретов, обязанностей и ограниче-

 

ний, установленных в отношении их судами, что, в конечном счете, на со-временном этапе развития УИС будет способствовать достижению основных целей уголовного наказания, а именно – исправлению осужденных, преду-преждению совершения ими новых преступлений и неукоснительному ис-полнению требований законодательства.

 

Вместе с тем исследованием выявлен ряд проблем организации и пра-вового регулирования деятельности УИИ в сфере применения электронных средств контроля и наблюдения за осужденными к ограничению свободы, которые можно классифицировать на организационно-правовые и техниче-ские. В свою очередь, организационно-правовые проблемы подразделяются в зависимости от объекта правового регулирования указанной сферы деятель-ности УИИ:

 

1) на проблемы, связанные с правовым регулированием применения электронного мониторинга контроля за исполнением осужденными различ-

 

ного вида ограничений, установленных судами;

 

2) проблемы недостаточного организационно-правового обеспечения внедрения некоторых электронных средств наблюдения за осужденными к ограничению свободы;

 

3) проблемы правовой регламентации порядка и оснований возме-

 

щения осужденными материального ущерба, причиненного ими своими неправомерными действиями при использовании электронных средств наблюдения;


 

4) проблемы организационно-правового обеспечения применения к осужденным к ограничению свободы системы электронного мониторинга в зависимости от решаемых задач и поставленных целей электронного кон-

 

троля, который включает в себя: систематический и постоянный контроль за поведением осужденных к ограничению свободы по месту проживания или пребывания, а также по месту учебы или работы; контроль за соблюдением осужденными к ограничению свободы ограничений, запретов и обязанно-стей, возложенных на них судом; надзор как особую уголовно-правовую ме-ру, установленную решением суда и представляющую собой систему кон-троля за поведением осужденных и соблюдением ими определенных ограни-чений в целях предупреждения новых преступлений.

 

Результаты практики применения электронных средств контроля за поведением осужденных к ограничению свободы свидетельствуют о том, что нуждается в правовой регламентации порядок и основания материаль-ной ответственности осужденных к ограничению свободы за порчу, утрату оборудования системы электронного мониторинга (так думают 19,8% опрошенных нами лиц). Как утверждают практические работники, из-за от-сутствия четкого правового регулирования субъекта материальной ответ-ственности суды в рамках гражданского судопроизводства отказывают УИИ в удовлетворении исков о возмещении ущерба за счет осужденных к ограничению свободы. Например, 61,1% респондентов обратили внимание на такую проблему, связанную с применением электронного мониторинга подконтрольных лиц, как отсутствие изменений в законодательстве, преду-сматривающих, чтобы были четко прописано, что осужденный несет пол-ную материальную ответственность за примененное к нему оборудование1.

 

В настоящее время проект соответствующего нормативного правового акта об установлении ответственности за совершение умышленных действий,

 

направленных на нарушение функционирования применяемых к осужден-

 
 


 


1 Об использовании в деятельности УИИ оборудования СЭМПЛ: обзор ФСИН России от 05.11.2013 № 19-39127.


 

ным аудиовизуальных, электронных и иных технических средств, находит-ся в Минюсте России.

 

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, в рам-ках исполнения совместного приказа Минюста России и МВД России

 

№ 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, преступлений и других правонару-шений» эффективность взаимодействия УИИ с органами внутренних дел до-стигается, в том числе путем:

 

– направления в службы ОВД списочной информации на лиц, пред-ставляющих оперативный интерес, проявляющих наибольшую криминоген-ную активность и включенных в группу риска, для проведения с ними до-полнительной профилактической работы и предупреждения с их стороны преступлений;

 

– проведения ежеквартального анализа организации взаимодействия УИИ с ОВД при работе с осужденными без изоляции от общества;

 

– проведения совместных учебных семинаров с участковыми уполно-моченными, сотрудниками патрульно-постовой службы, подразделений по делам несовершеннолетних по вопросам организации профилактической ра-боты с осужденными без изоляции от общества.

 

В целях своевременного выявления фактов совершения осужденными, состоящими на учете, административных правонарушений и принятия в от-ношении них мер профилактического воздействия целесообразно норматив-но и организационно обеспечить ФКУ УИИ (филиалам) территориальных органов ФСИН России общий доступ в базу данных МВД России.

 

Предупреждение преступлений является одной из функций деятельно-сти УИИ, а характер изменения уровня повторной преступности осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоля-цией от общества, служит одним из критериев данной деятельности. С уче-том этого можно констатировать, что состояние повторной преступности


 

среди этой категории лиц является одной из характеристик проблемной си-туации. На основе ведомственных статистических данных ФСИН России и МВД России, а также информационных справок о криминогенном составе осужденных, полученных с 71 ФКУ УИИ (филиалов) территориальных орга-нов ФСИН России, проанализирован криминогенный состав осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляци-ей от общества, и составлен прогноз уровня повторной преступности лиц, со-стоящих на учете в УИИ.

 

Следующий проблемный вопрос правового обеспечения деятельности УИИ, который с трудом решается на практике, – это рост нарушений закон-ности при применении к осужденным средств электронного контроля и надзора за осужденными к ограничению свободы, особенно при осуществле-нии контроля за соблюдением осужденными ограничений и запретов, нало-женных на них судами. Например, по итогам 2011 г. в территориальные ор-ганы поступил 2681 акт прокурорского реагирования, что на 10% больше по сравнению с 2010 г. (аналогичный период прошлого года – 2341), в 2012 г. их количество достигло рекордного количества – 2827, то есть на 17% больше по сравнению с 2010 г.

 

В 2014 г. при исполнении наказания в виде ограничения свободы вы-явлено 364 нарушения, в том числе: неосуществление контроля за соблюде-нием осужденными ограничений, вынесенных приговором суда; неосу-ществление дактилоскопирования и фотографирования осужденных при по-становке на учет; несвоевременное уведомление осужденного о необходимо-сти явки в УИИ для постановки на учет; несвоевременное проведение перво-начальных мероприятий по розыску осужденного, скрывшегося от контроля УИИ; несвоевременное снятие осужденного с учета УИИ; некачественная подготовка материалов в суд для решения вопроса о замене наказания лише-нием свободы; ненаправление материалов в ОВД в отношении осужденных, подлежащих административному надзору, об истечении срока ограничения


 

свободы1. Растет и количество сотрудников, привлеченных к дисциплинар-ной ответственности и мерам материального ограничения: в 2010 г. – 569, в 2011 г.– 838, в 2012 г. – 1214, это более чем в два раза по сравнению с 2010 г. Следовательно, в течение года каждый десятый сотрудник УИИ был привле-чен к ответственности за нарушения законности по поступившим актам про-курорского реагирования на нарушения, выявленные в их деятельности. При этом примерно такое же количество сотрудников УИИ (в 2012 г. – 1284) в течение года привлекались к ответственности за нарушения законности, вы-явленной при осуществлении ведомственного контроля2. Из 10444 сотруд-ников УИИ 1145 (2013 г. – 1369) по итогам проверок органами прокуратуры в 2014 г. привлечено к дисциплинарной ответственности и мерам материаль-ного ограничения. Анализ результатов исследования и практики исполнения наказания в виде ограничения свободы показывает, что наиболее распро-страненными нарушениями законности является неосуществление контроля за соблюдением осужденными ограничений, вынесенных приговором суда (114), а также неосуществление дактилоскопирования и фотографирования осужденных при постановке на учет (34).

 

Из-за неприменения или несвоевременного применения электронных средств контроля за осужденными к ограничению свободы сотрудники УИИ теряют возможность оперативно проводить первоначальные розыскные ме-роприятия по розыску скрывшихся или уклоняющихся от отбывания наказа-ния осужденных к ограничению свободы. По данным проведенного исследо-вания, в среднем ежемесячно сотрудники УИИ допускают по 10–12 наруше-ний, связанных с несвоевременным проведением розыскных мероприятий осужденных, выявленных в ходе прокурорских проверок деятельности УИИ. По этой же причине многие сотрудники УИИ не могут эффективно испол-

 
 

 


1 О состоянии законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций: об-

зор ФСИН России от10.03.2015 № 19-11618.

 

2 Сводные отчеты о работе уголовно-исполнительных инспекций за 2010–2012 гг. Раздел 3. Сведения об актах прокурорского реагирования, о привлечении персонала уго-ловно-исполнительных инспекций к ответственности, раскрытии преступлений и количе-стве уголовно-исполнительных инспекций.


 

нять свои обязанности по проверке осужденных к ограничению свободы по учетам органов внутренних дел на предмет совершения ими повторных пре-ступлений и административных правонарушений. Исследование свидетель-ствует о том, что примерно 140–160 указанных нарушений выявляет проку-ратура в течение года и направляет соответствующие акты реагирования в территориальные органы ФСИН России.

 

Значительное число нарушений законности, выявленных прокурату-рой, допускаемых сотрудниками УИИ, приходится на нарушения, связанные с неисполнением последними требований законодательства – постоянно кон-тролировать осужденных к ограничению свободы по месту жительства или пребывания, а также по месту их работы или учебы. На их долю приходится примерно 10–15% нарушений, выявленных прокуратурой в 2012 г. в дея-тельности УИИ в стране.

 

Диссертант полагает, что активное применение электронных средств наблюдения и надзора за поведением осужденных к ограничению свободы позволит в значительной степени снизить количество названных нарушений,

 

а в перспективе свести их к минимуму, поскольку технические возможности электронного мониторинга обеспечивают постоянное и систематическое наблюдение за поведением осужденных указанной категории как по месту проживания, так и по месту их работы или учебы. Например, в числе пре-

 

имуществ СЭМПЛ опрошенные нами практические работники назвали то, что система позволяет усилить контроль за поведением осужденных к огра-ничению свободы, находящихся в группе риска, склонных к совершению по-вторных преступлений и правонарушений, склонных к уклонению от испол-нения возложенных на них судом ограничений (57,1%); кроме того, отмечено снижение количества совершаемых данными лицами административных правонарушений, поскольку осужденные осознают, что их местонахождение контролируется круглосуточно (11,4%).

 

Таким образом, применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля является эффективным средством


 

предупреждения повторных преступлений и административных правонару-шений со стороны осужденных к ограничению свободы. Эффективность применения СЭМПЛ зависит от всеобъемлющего нормативного правового регулирования деятельности УИИ в сфере исполнения наказаний в виде ограничения свободы. В связи с изложенным диссертант предлагает:

 

1. Продолжить максимально возможное применение оборудования СЭМПЛ к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы, особенно в тех территориальных органах ФСИН России, где наблюдается повышенный уровень повторной преступности. Регулярно проводить анализ динамики уровня повторной преступности в территориальных органах ФСИН России,

 

в том числе с использованием данных электронного мониторинга.

 

2. Разработать критерии выявления «группы риска» осужденных без изоляции от общества, склонных к совершению повторных преступлений по-

 

сле постановки на учет (для применения в практической деятельности со-трудников УИИ и, а также территориальных органов внутренних дел).

 

При этом необходимо:

 

– повысить количество и качество проводимых индивидуально-

 

профилактических мероприятий, включающих в себя работу по выявлению осужденных, которые способны и намерены продолжать антиобщественный образ жизни, усилить воздействие на них в целях предупреждения преступ-лений, обеспечить постановку их на профилактический учет;

 

– улучшить результативное взаимодействие с территориальными орга-

 

нами МВД России по субъекту Российской Федерации, социальными служ-бами, учреждениями здравоохранения, органами системы профилактики пра-вонарушений, общественными организациями, средствами массовой инфор-мации, проводить совместные профилактические рейды и индивидуальную профилактическую работу с осужденными.

 

3. Учитывая, что в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, предусматривающие материальную ответственность осужденных к наказанию в виде ограничения


 

свободы в случаях повреждения, уничтожения (утраты) применяемых к ним аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и кон-троля, диссертант считает целесообразным (после внесения соответствую-щих изменений в действующее законодательство Российской Федерации по урегулированию указанной выше проблемы) утвердить и направить в ФКУ УИИ (филиалы) территориальных органов ФСИН России для изучения и использования в служебной деятельности Инструкцию «Порядок возмеще-ния ущерба, причиненного при повреждении (утрате) аудиовизуальных, электронных и иных технических средств, используемых УИИ для обеспе-чения надзора за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы».

 

4. В целях законодательного закрепления использования в суде отчетов

 

о фактах нарушения режима отбывания наказания осужденными, состоящи-ми на учете в УИИ, полученных с использованием электронных и иных тех-нических средств надзора и контроля, необходимо:

 

– внести дополнение в приказ Министерства юстиции Российской Фе-дерации от 11.10.2010 № 258, в раздел V «Ответственность за нарушение по-рядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за укло-нение от его отбывания» (п. 49, 50, 51) заключительный абзац следующего содержания: «представляет документально оформленные материалы в суд в качестве доказательств факта нарушения осужденным установленных судом ограничений в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме средствами персонального надзора и контроля, а также стационарными устройствами аудиовизуального контроля, имеющими функции фото- и ки-носъемки, видеозаписи»;

 

– дополнить ст. 58 УИК РФ «Ответственность за нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания»:

 

а) пункт б) части 1 после слова «…ограничений» словами «…в том числе зафиксированные работающими в автоматическом режиме аудиовизу-


 

альными, электронными и иными техническими средствами надзора и кон-троля;

 

б) части 3 и 5 следующим абзацем: «…нарушения установленных су-дом ограничений, зафиксированные работающими в автоматическом режи-ме аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля, являются основанием для направления документально оформленных материалов в суд в качестве доказательств факта данных нарушений».

 

5. Несмотря на то, что у несовершеннолетних осужденных, по матери-алам исследования, происходит общее снижение повторной преступности (с I квартала 2012 г. и по II квартал 2013 г. без СЭМПЛ – на 6,3%, а с СЭМПЛ – на 13,7%), в целом она составляет немалый процент совершенных повторных преступлений и варьируется в пределах от 5 до 14% (от общего количества всех совершенных повторных преступлений). При этом следует учитывать, что преступность несовершеннолетних является составной частью преступ-ности вообще и она нуждается в ее регулярном криминологическом анализе с целью принятия всевозможных мер для снижения ее самодетерминации, уровня и динамики.

 

В целях улучшения контроля за несовершеннолетними и предупрежде-ния правонарушений представляется целесообразным дополнить п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про-филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» поло-жением о том, что в систему профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних входят «органы уголовно-исполнительной системы

 

в лице уголовно-исполнительных инспекций».

 

6. В связи с тем, что по материалам проведе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: