Итоги историографического анализа проблемы западного влияния на Россию

В в исторической науке господствует мнение, что процесс европеизации России начался в петровскую эпоху. Ни в отечественной, ни в зарубежной историографии не ставился вопрос о европеизации как изначальной черте социокультурного устройства России второй половины XV-XVII вв. Практически не поднимался вопрос о европеизации как суррогате, подменяющим собой органическую модернизацию.

Однако гуманитарные науки (история, филология, лингвистика, культурология, правоведение, философия, социология, политология) накопили огромный фактический и аналитический материал по данной проблеме, однако он фрагментарно рассыпан по общим и специализированным исследованиям, напоминает несобранную мозаику.

Проблема европеизации (вестернизации) вызывает массу дискуссий. О начале процесса высказаны различные мнения: XVIII в. (большинство ученых), XVII столетие (В.О. Ключевский), XVI в. (С.Ф. Платонов), середина XV в. (А.Л. Янов).

Еще более важен вопрос о сущности процесса европеизации. Для одних исследователей это «трансплантация» или «диффузия» иной культуры в русскую культуру, осуществленная по инициативе русского государства и части русской социально-политической элиты, преимущественно насильственными методами сверху. Для других русская социокультурная система никогда не выпадала из многовариантного общеевропейского цивилизационного сообщества. Она переживала лишь периоды большего или меньшего «диалога культур» внутри общеевропейской культуры.

Предметом научных баталий стал и вопрос о том, опыт какой из европейских стран, в какой сфере, мере и в какое время был доминирующим в процессе европеизации России. Для XVII в. речь обычно идет о конкуренции западноевропейского влияния с влиянием Речи Посполитой, включая ее западнорусскую (белорусскую) и южнорусскую (украинскую) части.

Одним из самых острых, получивших идеологическую окраску, является спор о значении европейского влияния на русскую историю.

Как мы видим, назрел вопрос об обобщении и комплексном анализе накопленных в науке фактов, подходов и методов изучения проблемы европеизации (вестернизации) России.

Глава 2. Российские источники

Для изучения западноевропейского влияния и процесса европеизации России второй половины XV-XVII вв. существует достаточно широкий круг исторических источников (опубликованных и архивных) как отечественного происхождения, так и зарубежных.

Среди отечественных источников большое значение для изучения проблемы имели: 1) русская публицистика и полемическая литература; 2) мемуары русских людей; 3) религиозно-публицистические сочинения западно- и южнорусских земель; 4) духовная полемика XVII в.; 5) актовый материал.

 

Публицистика

Специфическую и очень важную группу составляют сочинения отечественной публицистики. В публицистических трудах запечатлены образы прошлого и настоящего, «своих» и «чужих», отражены государственные и социальные идеалы эпохи. Русская общественно-политическая мысль и религиозно-политическая идеология, заключенная, к примеру, в доктрине «Москва – Третий Рим», при всей их кажущейся «самобытности» имеет множество нитей, связывающих ее с духовной и интеллектуальной жизнью окружающего Россию европейского мира. Эта связь включает и современный Московии XV-XVII вв. мир Западной Европы, и европейское «вчерашнее» средневековье, «византийское наследство», греко-римскую древность. Особенностью памятников-символов, формулирующих «новую русскую идею», осью которой стала доктрина «Москва – Третий Рим», является спрятанный «двойной стандарт». Эти русские памятники ориентированы не только на свое население, но и на Запад. При этом смысловые акценты у одного и того же постулата могут сильно различаться в ходе его «внутреннего» и «внешнего» прочтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: