О рассеянии и расслаблении

 

44). Надобно усиливаться, в расслабление не надобно вда­ваться, а должно подкреплять себя, чтобы и руки чувство­вали, и плечи чувствовали; так и мысли то будут по­крепче к Богу, и понятие будет получше к тому, что читают; ведь это-то и есть наука душевная.

45). Всем надобно трудиться; без этого нельзя: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Какие здесь огорчения? Враг представит слово какое-нибудь, умножит мнение и введет в уныние; в своем глазу бревна не ощущаем, а в чужой сучек видим. В здешней то жизни и потерпеть и потрудиться; какое бы послушание ни было, да если с памятью Божией,—благоприятная жертва Господу Богу; если ничего незначущее, самое маленькое послушание, да с усердием, с хорошими мыслями, то великая и приятная Богу жертва.

157. Возьмите же в пример жизнь мирскую или, сказать, плотскую; там смехотворство, шутки, танцы и прочие веселости и невоздержание и до чего оные доводят? До грехопадения! Сравните ж с сею жизнь духовную, какое сходство в них найдете? В плотской жизни: веселости, шутки, и смехотворство, и роскошь: а в духовной: скромность, смирение, молитва, воздержание, пост; и та греховная жизнь Богу противна, а добродетельная — приятна; сверх сего нужен для нас и плачь. Христос Сын Божий ублажает плачущих: «блажени плачущии, яко тии утешатся», как в здешней, а паче в будущей жизни, в царствии небесном. А о плотской жизни сказал Господь: горе вам смеющимся, яко восплачете а возрыдаете: где ж? во аде! Так сказано в притче о богатом. Итак, лучше бы последовать учению Спасителя нашего и исполнять оное, нежели следовать внушению вражию и не полезному любопытству и пренебрегать свое спасение; богатый пил и ел и веселился в здешней жизни славно, а после капли воды просил. Матери В. скажите в пополнение к прежнему: ежели она попустит себе шутить и смеяться, то непрестанно враг будет влагать ей шуточные мысли и смехотворство во всяком месте, даже и в церкви Божией, и чтобы почаще читала: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», и так Господь поможет исправить ей жизнь свою. Когда я буду у вас, то поговорю о сем.

158. А когда уныние найдет: «Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай пи Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой».

159. На что скучать, и на что роптать? «Ты молишься, да помощи нет». У тебя ума нет? «Близ Господь призывающим Его»; а мы сами, отвернувши головы, отворачиваемся от Него. Когда тебе скучно, так о смерти размышляй и о пришествии Христовом; помыслите, как будем по воздуху удержаны, и что будем отвечать на мытарствах. Молитвой занимайся и, как можно, принуждай себя к чтению; когда же все сие исполнишь, то, кажется, некогда будет и скучать.

160. Чтоб вам в праздности не быть, то с молитвою имейте послушание: дело в руках. а молитва Иисусова во устах. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!

161. Ежели заниматься рукоделием в келлии, то надобно с одним бесом бороться, а ежели быть в праздности, тогда со ста бесами будешь бороться. «От юности моея враг мя искушает, сластьми палить мя, аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего». Надобно надеяться на единого Бога, сотворившего небо и землю. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения!»

162. А когда в келлии найдет уныние, тогда возьми четки, поклонись пред образом Божией Матери и скажи: избави меня от печали и уныния; а себя поувещевай, для чего смущаться тебе и скорбеть: «Вскую прискорбна еси душа моя и вскую смущаеши мя: уповай на Бога, яко исповемся Ему: Спасение лица моего и Бог мой!»

163. Ежели случится с прочими над кем пошутить, и посмеяться, приведите на намять слово Спасителево: «глаголю же вам, яко всяко слово праздно, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Матф. 12. 36).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: