Примеры обличений и увещеваний себя

 

132. Вы жалуетесь на себя, что нравы ваши хуже становятся; советую вам на сие относиться к себе же такими словами: «Феофания, опомнись; в каком ты звании и чем ты занимаешься? вспомни, что ты причислена к жителям небесным; посмотри на житие святых преподобных матерей, как они жили на земле, как исправляли свои нравы; должно и тебе подражать их жизни. Они гордились ли? Гневались ли? Враждовали ль? Беспокоились ли? Но сего в них когда расположились работать Господу не было а были, яко агнцы или агницы незлобивы, и за незлобие Господь их приял в небесные Свои кровы; а ты, Феофания, где живешь? в простом ли доме? Бог тебя призвал к Себе в служение, в сие земное небо, в святую обитель! будь покойна, почитай всех за Ангелов Божиих». И так себя поувещевайте, и нравы свои приводите к незлобию и душевному смирению; а Бог призирает на смиренные сердца: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит и смиренным дает благодать»; вот, что приятно Господу Богу, смиренное сердце. Ежели будете говорить. «что не можете стяжать сего»; и я с моей стороны тоже скажу: что мы сами собою доброго сделать ничего не можем без помощи Божией; должно просить Его Божественную благость, по слову Его Святому: «Просите и дастся вам». Итак, не должно нерадению себя предавать; Господь Бог не многих словес в прошении нашем требует, а сказать только: «Господи, Ты видишь мою слабость даждь ми исправление и сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и подаждь ми благодать Свою любить начальницу и сестер моих; и подаждь мне усердие притекать на церковное пение, приносить мою недостойную молитву с молящимися, и всегда за все Твои ко мне благодеяния, благодарить Тебя, Создателя моего! Ты Отец мой милосердый и Бог мой!» И так Господь Бог, видя твое усердие, и подаст исправление в жизни твоей.

133. Даруй, Боже, чтоб вы здоровы были душою и телом, и послужили Господу Богу с горячею к Нему любовью, радовались, а не скорбели, о во исправлении своей жизни не отчаивались; ежели бы не положено было покаяния грешнику во спасение, то мы бы самые несчастливые здешней маловременной жизни жители были. Господь Бог сколько милосерд к нам, что велит отпущать грехи в день до седьми крат седьмерицею, а почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или душе вашей перебывает ежеминутно, для того должно ежеминутно и каяться, и говорить: «Господи, согрешила, прости! Господа, даждь ми мысль благу! Господи, даждь мне исправление!» Ежели будете примечать мысли свои в воображении и истреблять худые, и стараться насаждать добрые духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою; им еще новоначальные, только что вступили в духовную сию науку и жизнь; в скором времени не можете истребить миpcкиe нравы, мирские привычки, миpские шутки и слова, а долго еще мечтаться будут и подделываться к словам Священного писания; и для того нужно смирять себя и обращаться к своему ничтожеству, что мы земля и пепел и червь, а не словесное животное, и как святой Давид: «Скотен бых у Тебе, виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя».

134. Объясняете свои недостатки ко угождению Божию, что не можете смирить непреклонное душевное свое расположение к любви сестер, и чувствуете неисправную свою жизнь, а чрез то приходите в огорчение и смущение. На сие вам ответствую из Священного Писания: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу свою во искушение». Не отчаивайтесь милости Божией, искушение вас непостиже, точию человеческое; упоминает о сем апостол Павел, исправить жизнь в скором времени не возможно, а постепенно. Не огорчайтесь, ежели что услышите противное, скажите против того: Феофания, надобно исправить свою жизнь, говорят к пользе твоей: «обратися душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» и другое что от Божественного Писания что вспомните, упомяните себе; от искушения мы познаем себя, каковы мы есть: любим ли мы Бога, исполняем ли волю Его святую? Господь нам все средства, как спастися, объявил: хотите в спокойствии быть? Он изволил сказать: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

135. Преподобнейшая мать Феофания! Пишете о душевном своем расстройстве и не знаете, что с собою делать, что приходите к худшее состояние, и даже до отчаяния, и просите меня, чтоб я вас побранил. На сие вам отвечаю: кто любит наказание и обличение, и приемлет оное, тому может быть это врачевством душевным. Св. Апостол Павел говорит к Тимофею 2, гл. 3. ст. 16: «всяко писание Богодухновенно и полезно есть: ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован». Теперь уже доходит дело, по просьбе вашей, и до того что должно побранить вас; но и вам же по поручаю: побраните вы себя хорошенько. Скажите себе: «Феофания кто ты? земля, прах, пепел, пища червей, и как можешь противиться слову Божию, небесному учению?

136. Христос Сын Божий велит терпеть! «в терпении вашем стяжите души ваша», а ты терпеть в случающихся скорбных приключениях не хочешь. Христос Сын Божий Сам изволил терпеть нашего ради спасения будучи безгрешен. И так, скажите еще себе: «опомнись! ежели в здешней жизни неприятные случаи приводит тебя до такого нетерпения, что порываешься к отчаянию, то как будешь терпеть в будущей бесконечной жизни вечное мучение? Сходно ли оно с христианскою жизнью, а паче с духовною? Господь тебя призвал в служение Себе, вчинил тебя в число Ангельское, ввел тебя в свою небесную ограду, в Святую Обитель, но ты нечувствительна, чего ж тебе недостает? только что преселения в Царствие небесное? потерпи со смирением, получишь, что Господь обещал. Занимаешься ты пустыми мыслями, оставляя Господа Бога, надежду на Него не полагаешь; бежишь мысленно от лица Его; Он зовет: «приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, обрящете покой душам вашим». Еще скажите себе «Феофания, смотри, что ты делаешь? пренебрегаешь смиренные глаголы Создателя своего, приятное призывание: «придите ко Мне, я упокою вас». Что сего драгоценнее? хотя б имел сокровище всей вселенной, может ли оно упокоить, может ли дать Царствие Небесное? но ничего вечного дать не может, а только что одно, мечтание покажет к прелести, как находящемуся во сне. «Уснута сном своим и воставше ничтоже обретоша в руках своих». Ежели Феофания, скажите себе, не очувствуешься, и не хочешь смирить себя и предать себя Господней воле, чтоб испытать страшное изречение Господа своего Благодетеля, Отца премилосердого: «отъидите от Мене», куда ж? «во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его». Страшное изречете благого, кроткого и премилосердого Отца! вот до чего нас доводит грубость, ожесточение, и окаменение, и нечувствие наше о всех излиянных на нас милостях! И с моей стороны, прошу вас, признайте свою погрешность пред Господом Богом, падите пред лицем Его и скажите: «не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди меня». Тогда услышишь благословенный глас: «отпущаются грехи твои, будь в мирной жизни и тишине, и к тому не согрешай». Нам довольно примеров, погрешали и святые, и получали прощение; были и великие грешники и грешницы, обратились ко Господу, раскаялись, Господь даль им жребний такой же, как и святым. Не смущайтесь, скажите себе пророческое слово: «обратися, душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя, яко изъят душу мою от смерти и нозе мои от поползновения».

137. Что касается до вас, вы жалуетесь, что не можете утвердить мыслей своих в Богомыслии. Надобно чаще говорить себе: Феофания, от кого ты отлучаешься, и перед кем ты предстоишь? И просите Его благость: не остави меня, Господи Боже мой, ниже отступи от меня; и после вспомните Давида святого слова: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». И так помаленьку успевайте не отлучаться от Господа, а себя представляйте во уме землею и пеплом. Я писал бы еще и более, но за краткостью времени прекращаю сим; будьте смиренны, терпеливы, и претерпев до конца, спасены будете. Святых Таин и соединения тела Христа Сына Божия и пречистой Его крови, Бог вас благословит.

138. О вашем малотерпении, советую вам себя увещевать и говорить: «Феофания! что ты малодушествуешь и не терпишь неприятных слов? Сам Христос Сын Божий чего не претерпел, и нам дал образ терпения, чтобы последовали стопам Его». Ежели кто оскорбил, в тайне сердца своего помолись за оскорбившую так: спаси Господи и помилуй сестру мою (такую-то) и святыми ее молитвами помилуй мя грешную, и так скажи: Господи вонми молению моему, яко смирихся зело! А ежели увидишь кого из сестер, не соответствующую своему званию, скажи себе: «Феофания! ты не видишь бревна в очесе своем и не чувствуешь, а в других видишь только сучець»; и так помолись, чтоб Господь исправил сестру, а ежели в чем недостаток, то приведи жизнь Господа, какое на земле Он продовольствие имел? самое бедное, но всю землю наградил великим изобилием для человека, но для того Себе умалил продовольствия, чтоб, смотря на Его жизнь, бедные себя в терпении укрепляли; так и вы скажите себе: «насыщуся внегда явитимися славе Твоей». Причащаться страшных Христовых Таин Бог благословит, но во время гнева, вспомните слово св. апостола Павла; «солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите место диаволу»; а св. Давид говорит: «гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся». И так помалу исправляйте внутренние советы душевные! «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят!»

139. Ежели хочешь спастись и бремя греховное уничтожить, то надобно себя укорять, бранить и за нетерпение плакать: всех почитать, яко вам они родные сестры, всех любить и так спасетесь.

140. Приложу библейское слово к пользе вашей: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну, Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя».

141. Можем ли мы что-нибудь сами собою хорошее делать, кроме одних грехов? И чем можем оправдать себя, когда не можем исполнять воли Божией?

142. «Господи и Владыко живота моего!» Он наша жизнь, Создатель и Бог, просим Его, яко рабы непотребные: 1) чтоб Он, «дух праздности, уныния, любостяжания и празднословия не дал нам», или избавил от поползновения к оным непотребным делам 2) а чтоб дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви дал нам, Своим рабам, 3) чтобы, яко Царь царствующих и Господь господствующих, даровал нам зреть свои согрешения и не осуждать других.

143. А более всего не надобно спорить и не противоглаголить; эта жизнь требует более всего, чтоб себя укорять и не тяготиться, когда говорят и открывают наши погрешности, которых сами в себе не видим; не досадуй на это но еще благодари.

144. Имеете образ Спасителя, Пресвятой Троицы, Божией Матери; вы языком говорите молитвы, а ум ваш где? Ежели приходит какие нибудь мирские мысли, тотчас скажите: мы уже теперь в небе, до нас это не касается; после перекреститься и себе сказать: «что ты думаешь, и где ты стоишь?» Господь Бог на сердца смотрит: «в вышних живый и на смиренныя призираяй!» Сердца смотрит! Не отревайте милости Божией и не унывайте! Радуйтеся праведнии о Господе! Мы теперь отдалены от адской жизни и в части праведных. Когда постригают, то поют: «Объятия Отча отверзти ми потщися»; ей пришли в объятия Отца небесного, помните же сие неизреченное благодеяние!

145. Вот эти мысли хороши: «что я земля, что мне дано только посмотреть на это здание премудрое; что я только посмотрю да опять возвращусь в землю». «Страшусь, чтобы не прилепиться к суетному». Да будто и трудно, ты посмотри только на создание.

146. Для чего нам оправдываться: «Яко не оправдится пред Богом всяк живый! Аз егда прииму время, правоты ваши возсужду». Господь и правды наши судить будет, то какое оправдание пред Богом? «Погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века». Ты проси так: Господи, скажи мне кончину мою и число дней моих. С дурным нравом худо умирать; прежде надобно много исправиться и много молиться, чтоб Бог очистил душу от непримирения, зависти, вражды, злобы, жестокости, гордости.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: