О чревоугодии и посте

 

 

52). Пища, ежели вам не покажется, благословите ее знамением животворящего Креста Господня и скажите сами в себе, что ты враг мне препятствуешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто Бога ради живет, кто пришел для Хри­ста Иисуса, тому вкусной пищи не надобно. Как кто за­хочет есть, так худую и суровую пищу будет есть без всякого рассуждения. Иоанн игумен говорит Симеону: «почто так много постишься чадо? брашно не человека». Он отвечал: правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделения, утолстевает плоть, и претворяет духовного человека в плотяного». Так вот ви­дите, он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. Пища сладкая неискусным много вредит: если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться,—такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет,—и голодом сидите — Захотелось одному отцу поесть; он овса насыпал и ска­зал себе: ешь, осел! Так вот как себя подкрепляли! Это было, вы скажете, в прежние годы; а наследия то равного с ними желаем! Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тай­ные, коих никто не знает. Где ж, иначе, будет терпение-то, для которого вы пришли сюда?

153. Изволите вы писать, чтоб я написал вам собственной своей рукой несколько строк к назиданию душевному. Спрашивают вас: что за противность Господу, чтоб человек изнурял себя пищею, когда все для него отдано; и почему пост и всякое изнурение так нужно, тогда так трудно и малейшее воздержание? На сей вопрос вам ответствую: Господь Бог управляет вселенною и ежегодно и ежедневно дает пишу всякому животному: но человеку — умному созданию, сколько разных родов пищи приуготовил на земле и в водах? Ему позволено оные употреблять: одну пищу для укрепления сил как хлеб разный; а другую пищу для услаждения; но сколько же разного состояния людей и народов, и все должны снискивать себе пищу разными способами, но при всем изобилии для человека еще мало: для того и посты положены, по благоволению Божию от святой Церкви, чтоб лишнюю пищу сберечь на другое время. А хлебная пища, которая укрепляет человека, не запрещена, и так может человек, в меру употребляя хлебную пищу, и крепок быть и здоров: но ежели принимать от врага мысли, для чего то, для чего — другое не равно для всякого; то, изыскивая причину, чрез то враг вринет в такую пропасть, что беспрестанно будет ум занимать сими пустыми мыслями; а лучше бы последовали Марии, которая просидела у ног, Спасителевых и слушала слово Его, нежели Марфе, пекущейся о лишнем для плоти приуготовлении. А что мать В. спрашивает: для чего грех смеяться и шутить, для чего надобно, напротив быть серьезной, что приводит в уныние и тоску; на сие вам ответствую: дела одни бесовские, а другие Божии; ежели хочет быть веселою, то пусть радуется о Господе, пусть благодарит Его за великие милости, что Он делает ее наследницею царствия небесного.

154. На прежде полученное ваше письмо, к посланному моему к вашему преподобию письму сим дополняю. Все допрашивают вас: «что за противность Господу, чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него нужно, когда так трудно и малейшее воздержание?» На сие вам ответствую: когда св. Церковь положила посты и постные дни и под проклятием запретила не постную пищу во оное время употреблять, должно сему повиноваться и исполнять оное, ежели кто хочет спастись и жизнь вечную получить, а не испытывать причины; до изнеможения же доводить себя не нужно, а постною пищею в оное время поддерживать должно свои немощные силы. Христос Сын Божий постился 40 дней, сие было для Него не нужно, но нам дал образ, чтоб последовали стопам Его; а потому положены и посты, и время положено Церковью, сколько в какие дни поститься должно; многие святые, последуя примеру сему, и по сорок дней постились. Господь, видя их усердие, помогал им Своею благодатью, но не всякий может оное исполнить, да Он и не требует выше сил наших такого поста; пост нужен но силе нашей, для уменьшения стремления плотских страстей, а потому для нас оный полезен. Жизнь наша двоякая, одна плотская, а другая духовная, по слову св. апостола Павла: Сущия бо по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу духовная, мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, зане плотское мудрование вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (к Римл. Гл. 8, ст. 6 и далее).

155. Христос постился сорок дней и этим подал нам Собою пример; итак в посты и постные дни надобно удержаться от излишества; а в праздники можно разрешить, но осторожно.

156. Одинаково всех нельзя содержать в обители, иным грубая пища вредна и может привести во изнеможение; одни пришли из бедности, от трудов в покой, а другие от богатства и из нежного воспитания: для них и то в великое вменится, что они все оставили; а брашно и питие не поставит нас пред Богом, только бы не было раздоров. непримиримой вражды, ненависти о клеветы.

157. Не думайте, что, попостившись неделю, вы уже достойны причащения. Нет; сколько бы ни постились, один пост не делает достойными принятия страшных и пречистых Таин.

158. Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, — чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности! чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту!

159. Увидите в трапезе какой либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся: надобно и за это благодарить Господа. За все благодарите.

160. Что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет и голодом сидите. Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что и сего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где ж иначе будет терпение, для которого вы пришли сюда?

161. Когда чувствуешь голод, худую и суровую пищу будешь есть без всякого рассуждения.

162. Если же пища вам не покажется, осените себя знамением животворящего креста Господня и скажите в себе: Что ты, враг меня смущаешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто живет ради Бога, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно.

163. Иоанн игумен говорит Симеону: «почто так много постишься, чадо? брашно не осквернит человека». Он отвечал: «правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного человека в плотяного». Так вот видите: он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста.

164. Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать, сухоядение не на пользу мне. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 29): вот в чем спасение! Иоанн милостивый укорял себя: ты избранные рыбы ешь, вино пьешь. Нельзя сказать, чтобы он употреблял суровую пищу: он был патриарх; но пища не повредила ему, когда он смирял себя.

165. Плоть наша тлению подвержена, прах, пища червям. Зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? разве червями-то?

О духовной жизни

 

94. Кого лучше слушать, брата ль своего, или Христа Сына Божия, Бога и Создателя Своего? Он пречистыми Своими устами идущим с Ним народам сказал: «аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего и матерь и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может быть Мой ученик» (Лук. 14, 26). Вы вступили в другой свет, в другой мир, т. е. в духовную жизнь; надобно более внутренними очами свое отечество небесное, наследие свое созерцать; о сем должно воздыхать, о сем и плакать, а не о чести или преимуществе пред тобою других; должно просить Господа Бога, чтоб сей злобы корень Он от души вашей истребил. Не надобно думать, что мы можем сами собою себя исправить, и молитвы нам должно просить от Господа ж, как Святые Апостолы просили: «Господи, научи ны молитися» (Лук. 11, 1).

95. Ежели скажем, что мы молимся, но взять рассмотреть молитву нашу, сколько в ней непристойных мыслей, не принадлежащих к молитве! Языком молимся, а ум наш без плода; занимаемся мыслями, что меня пренебрегают, а других предпочитают, меня уничижают, а других любят и ласково обходятся, а притом возбуждается и досада, зависть и рвение. Таковая молитва бывает не в умилостивление, а в грех или раздражение Бога. А должно просить у Господа Бога благодати Его, чтоб Он споспешествовал молитве и просить, чтоб просветил очи душевные, и, что Ему угодно, о том просить; а угодно Ему смирение, терпение, незлобие, любовь к сестрам и матери игуменье, послушание, скромность, тихость и мирная жизнь, всех почитать за святых, а себя грешною, представляя, что вы не в простом доме живете и не в селениях грешничих, а в доме Бога своего, и не скучать сею жизнью, а паче радоваться, что Господь Бог привел вас в тихое пристанище. Итак, начните от сего времени, положить намерение к лучшему, исправление своей жизни, оставя мирскую, принять духовную. В оной есть чему поучаться, можем умом своим вознестися в самое небо, можем сойти и во адово дно. Рассмотрите хорошенько каковы жители небесные: «праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их» (Матф. 13, 43), а во аде огнь неугасающий и червь неумирающий (Мар. 9, 44), по слову Христа Спасителя. Итак, чтоб не впасть в сию несчастную и мучительную жизнь, должно все оставить мирское мудрование и пристрастие, мирскую любовь, которая уязвляет паче, нежели исцеляет душу, мирскую политику, по внешнему иметь мир с ближними своими, духовными сестрами, злая же в сердцах своих, по видимому скромность, а во внутренности досаду и мщение, по видимому смирение, а во внутренности гордость, и другие подобные сим страсти, как волны морские, восстающие во внутренности души. И ежели не будем ко Господу вопить, как святый апостол Петр, отважившийся ходить по водам возопил во время обуревания: Господи! спаси мя погибаю, то много страдать должны и в непрестанном будем душевном обуревании. Однако не бойтесь, Господь близь вас, ибо «близ Господь всем призывающим. Его», всем призывающим Его «во истине: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я» (Псал.144. 18).

96. Придти в сознание своих недостатков и переменить жизнь, есть действе Божие, ко слову Его святому: «без Мене не можете, творити ничесоже». (Иоанна. Гл. 15. Ст. 5). Но как начать жизнь духовную, просить вашего же наставления, яко свою учительницу. С вашей стороны должно отвечать: чтоб она училась от Самого Господа, по слову Его святому: «Научитеся», изволил Он пречистыми Своими устами сказать: «от Мене, я ко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Вот первая наука, а потом: «в терпении вашем стяжите души ваши». (Луки. Гл. 21. Ст. 19). Приготовляться надобно к кротости, смирению и терпению: всего будет много, противного сему. Что же касается до молитвы, то всякая молитва благоприятна Господу; святые отцы поучались, чтоб не расхищен был ум, в оной молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», ходя, сидя, делая что. А иные 12 псалмов читали во дни и в нощи, которые и положены в Молитвенниках; иные Псалтирь, в обителях церковная служба и общее Правило. Итак, что хочет на первый случай избрать в ее воле, или что ваше преподобие назначите ей. А я, с своей стороны, советовал бы читать со вниманием утренние и вечерние молитвы: в них все изображено и к признанию своих недостатков и ко умилостивлению Господа. А св. праотец Давид имел во уме своем Господа, говоря так: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся; сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании»; и хотя сего стяжать трудно, чтоб всегда иметь, в разуме Господа, однако не невозможно, как св. Отцы стяжали оное и поучали других, о чем многие их поучения мы имеем; а паче преподобного Макария Египетского. И так, пусть приступает ко Господу без сомнения: Он зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ, и кто обратится от греховной жизни, на небеси радость бывает о едином грешнике кающемся паче, нежели о 99 праведных, иже не требуют покаяния. (Луки. Гл. 15. Ст. 7). Дивна дела Твоя, Господи, дивен во святых Своих, дивен и в грешных; Он праведных любит, а грешников милует, и о обращающемся на небеси радуются ангелы Божии, а кольми паче святые, угодившие Господу. И когда она имеет способ решиться с мирскою жизнью, да поможет ей Господь; только на первый случай должна осторожно поступать, чтоб не навести какого искушения, когда сказано «что мудрование плотское вражда на Бога», кольми паче рабов Его или на рабынь; спасет ее Господь за благотворение к вашей обители, а во обители живущие, хотя по поклону положат за благотворящую, то 120 поклонов носиться будут в пренебесный и мысленный жертвенник.

97. Изволите упоминать: «что к своим ездила в деревню, исполняя свое желание, но мало доброго получила, или и ничего для души. Что делать, и как поправлять свои недостатки, полагая начало благое, и просить Того, Который нас из небытия в бытие произвел?» Отчаиваться милости Божией не должно, но признавать свои недостатки пред Создателем своим должно; но повергать себя пред Его величеством, яко пред отцом своим милосердым, с детскою любовью и просить Его милосердия, чтоб Он наставил, как Его любить и провождать монашескую жизнь, яко ангельскую, но Его изречению: «без Мене не можете творити ничесоже». Изволите писать, что живете с Марьею Никитишною и желали бы быть ей полезною, и просите научить вас обеих, вразумить и наставить, каким образом спасти душу? О сем мнение мое предлагаю: Марья Никишина, как сестра младшая, должна принимать спасительные ваши советы чистосердечно, а ежели что покажется ей противно не охуждать оные внутренно, а открывать сомнение свое вашему преподобию и не противоречить, а вы помолитесь Господу Богу, чтоб подал мысли к решению сомнения ее. Между же собою должно иметь любовь беспристрастную, в прискорбиях утешать и укреплять в терпении, но слову Христа Спасителя нашего: «в терпении вашем стяжите души ваша», последуя и учению Его святому, как Он изволил пречистыми Своими устами сказать: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Не должно принимать прилогов вражьих тщеславных, в каких-нибудь отличиях внешних пред прочими сестрами, а почитать себя внутренно хуже всех. Должно умом своим всегда просить Господа, чтоб послушание и служение не к человекам, а к Нему относить; и так святое послушание будет во спасение души ей, и за малые труды получит великое награждение; в здешней жизни мир душевный, радость в надежде получения будущих благ, а потом и совершенное награждение в царствии небесном. Мы оное своим тщанием и смирением и по силе трудами духовными приобресть с помощью Божией можем, но понять о сем царствовании в нынешней жизни не можем: даруй, Боже, всем нам оное получить, как и просим: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Житие наше на небесах, отъонудуже и Спасителя ждем. Господа нашего Иисуса Христа, «иже преобразит тело смирения нашего, якоже быти сему сообразно телу славы Его (к Филип, гл. 3, ст. 21). Вот какая честь нам обещана, ежели мы во смирении пребудем. Слава Богу, что племянница ваша возвратилась в тихое пристанище и послужит своему милосердому Небесному Отцу, Которому и должно с любовью яко благоприятную жертву, приносить житие чисто и смиренно.

98. Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива и паче смиренна.

99. Занимайтесь более Божественными размышлениями и молитвою. Рассматривайте здешнюю краткую и многоболезненную жизнь. Вникайте в чудесное видимое небесное творение Божие; как все устроено, и безмерное пространство небес, и подумайте о себе: что мы? Червячки движущиеся.

100. Если бы мы знали, какое будет нам воздаяние за воздержание в пище и за терпение, тогда бы мы жили совсем не так. Если будем смиряться и терпеть, то Бог просветит око душевное наше, и когда придет мысль от диавола, мы тотчас поймем. А то мы, как слепые, претыкаемся, то упадем, то встанем, то споткнемся; когда же нам скажут, что мы ошиблись и не тем путей идем, так мы сердимся, зачем указывают нам!

101. Так как мы не имеем понятия о Царствии небесном, и не понимаем сладостей его, то не знаем также, что есть мука.

102. Старайтесь иметь чистое сердце: «Правии и чистии сердцем прилепляхуся мне».

103. На мысли, что «некому вразумлять нас». Да Евангелие, разве не учение? это глас Божий; а Апостол? это дух Божий! по них должно наставлять себя.

104. Подлинно удивляться надобно премудрости Божией, что Господь открыл это нам: которые спасутся в мире, хотя будут святые и получат места свои, однако в этот чин не будут вчинены; это ангельский чин, и мы, сколько будем жить, все новое будем видеть, все удивительное и все непостижимое! И здесь теперь, ежели мы с места на место переходим, все видим новое; а там-то, там все новое будет! Итак, что бы такое удерживало нас в здешней жизни, да еще и мысли худые принимаем, какая от них польза? Ежели сказать, «что нельзя, и я не могу». Нет этого нельзя сказать потому, что были такие люди, которые могли это сделать. Ежели мы призовем Господа Бога, «какая мысль устоять не может, но только тогда, как совершенно в смиренном духе припадем к Нему.

105. Одной новоначальной, которая говорила, что провела всю жизнь в житейских заботах, он сказал: а теперь надобно помышлять о вечности и начинать новую жизнь, новую науку, новые слова, новые мысли и воображения; телом вышли из мира, а теперь надобно выйти духом. Вы только положили намерение, а имена ваши написаны на небесах: «Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразить тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его!» Великое дело, ежели послужить Ему в здешней жизни!

106. Выговорили слово, и время прошло; в будущей же жизни не будет ни прошедшего, ни будущего, только одно настоящее; ни вечера, ни утра, а один день будет; ни годов, ни месяцев, ничего все один день, свет немерцающий! «И праведницы просветятся якоже солнце во Царствии Отца Небесного. Делайте дела дондеже свет есть, да тьма вас не постигнет неготовых». Все послушания святы, и кто спадет от святого послушания, то есть преслушает, тот спал как бы с небес; в послушании с хорошими мыслями, а не с развращенными, имеете в себе Бога; Дух Святый осеняет душу вашу; а которые в преслушании, те подручны врагу, и он тут всю свою волю в них делает. Теперь вы почитаетесь в земном небе, и все самые низкие послушания, да с памятью Божиею исполняемые, выше тех, которые пред престолом Божиим предстоят священники с развлеченными мыслями; а ежели предадите себя прекословию и лености, будете указывать, для чего ты не делаешь; ропщете, прекословите и празднословите, все труды свои погубляете.

107. Одной просящей пострижения о. Феофан сказал: надобно сперва исправить жизнь свою, чтобы соответствовала этому званию; учиться скромности, благоговению, тихости, а потом поплакать иногда, и просить Господа Бога со слезами: «искуси мя, и испытуй мя и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен».

108. Но и всем живущим в обители должно иметь духовные мысли, а мирские оставить; всех почитать за святых: место святое и какое воздаяние! «Что вас наречем, Святии? Херувимы ли? яко на вас почил есть Христос. Серафимы ли, яко непрестанно прослависте Его. Ангелы ли, тела бо отвратистеся. Силы ли, действуете бо чудесы, многая ваша имена и большая дарования».

 

Об искушениях

 

90). В письме вы о себе упоминали, какую жизнь правождать. Очень хорошо; даруй, Боже, вам в земное небо—во святую обитель вступить и на служение Господу Богу себя посвятить, во вся дни жизни вашей, по слову Святого Да­вида, «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». А что обыкно­венная молва говорит, якобы большее искушение бывает в монастыре, нежели в мирской жизни—от кого же оное искушение зависит? Можно сказать: от нас самих, по слову святого апостола Павла: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Римл.1, 28). вот от чего бывают нам искушения. Кто велит без нужды ходить по кельям, празднословить, чужие дела пересказывать, осуждать, жаловаться, скучать, унывать, отчаиваться, роптать, злословить других, себя оправдывать, гордиться, тщеславиться, хвалиться, укорять, не примиряться, завидовать, лгать, худыми мыслями заниматься, лениться, не покоряться, противоречить, не почитать старших, а паче настоятельницу, о молитве внутренней нерадеть и прочими бесовскими делами заниматься? -Такая жизнь, конечно, большее искушение навести может, нежели жизнь мирская: да еще иные исповеди духовнику, свои недостатки остави, хотят чужие пересказывать и о своих согрешениях не признаются при Богом и не сокрушаются; и приступая к Святым Тайнам не думают, к Кому приступают, и Кого приемлют. Хотя они и молятся, но молитва их в грех бывает, а причастие Святых Таин в осуждение. Итак, мы сами своему искушению виновны, Бог не требует от нас поклонов, когда мы в таком положении, а требует от нас смирения, Сам смирив Себя,—послушания, Сам послушлив быв до смерти,—терпения, Сам претерпев поругания, биения, оплевания, заушения; требует незлобия, ибо и Сам за врагов своих молился: «Отче Небесный, отпусти им, не видят бо, что творят», (Лук. 23, 34); требует любви, ибо Сам нашего ради спасения, оставив недра Отца, нашу нищету посети и любви ради душу Свою за нас положи; велит нам пребывать в молитве, говоря: «бдите к молитеся, да не внидете в напасть» (Матф.26, 41), и Сам к Отцу Своему Небесному приносил молитву. Сверх сего должно нам иметь намять смертную, что нам миновать сего нельзя: смерть грешников люта, а честна смерть преподобных Его, по смерти же сказано: «да возьмется нечестивый, да не видит славы Господа» (Ис.26, 10); а праведным — «примите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Матф.25, 34). Ежели таким образом жизнь будем провождать, чтоб угодить Господу, то монастырская жизнь нам будет раем.

104. Письмо ваше я получил, для меня весьма удивительное. Вы просили меня на 18 число сего месяца для пострижения в Ангельский образ. А теперь я получаю от вас противное, чтоб отпустить вас в Москву. Вы пишете с каким-то восхищением и радостью о неизвестном. Сие не что другое, как искушение вам от врата. Истину вам говорю. Вот что Христос Сын Божий пречистыми Своими устами сказал: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже на приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Матф. 10, 37. 38). Вы отрицаетесь от любви Божией и от креста своего. Какая же любовь влечет вас к своим, когда вы оставили ради вечности всю свою родню? Любовь плотская вредная противная Богу, зовущему вас к Себе, дающему вам царствие небесное, Ангельское достоинство, венец вечной славы. Итак, советую вам не полезное сие предприятие оставить; а я на 18 число хотел приехать и постричь вас. Что ж вы печетесь о племяннице? Бог знает, и без вашего старания, что ей полезно, и приведет ее в служение сие. От Бога все возможно. Ты о себе имей попечение, чтоб враг не порадовался и не поругался над тобою. Должно учиться познавать сети вражии и его вредные предлоги и искушения. Он и Христа Сына Божия искушал; но Христос Сын Божий от Писания ему ответствовал: «не искусиши Господа Бога твоего» (Матф. 4, 7). Так и нам должно последовать учению Христа Спасителя нашего. Нужно тебе видеться с М… П… а враг предлагает все способы. Ты против того скажи: увижусь после, ежели Господь благоволит; я предала себя Господу и без Его благоволения не могу сего исполнить. Враг будет предлагать, тебе, что неотменно надобно в Москву ехать для племянницы больной, Е…., а ежели не приедешь, то она умрет в мирской жизни. А ты напротив того скажи: Господь приведет ее и без меня, ежели Ему угодно, послужит Ему, а ежели умрет, то намерение ее примет и вчинит ее в число праведных, чего она желала. Итак должно со всех сторон нападающего врага побеждать: «несть наша брань к плоти и крови, но в началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Ефес. 6, 12). «Горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге» (Колос. 3, 2. 3). Итак, советую вам предприятие сие оставить, яко неугодное Богу. И не дайте порадоваться врагу. Вам кажется, что вы не можете перенести столь неприятную остановку. Ты поручила себя Господу; к Нему прибегни и помолись: Господи Боже мой! помози мне тяжкое сие искушение перенести. И Господь поможет тебе. А в Москву отпиши: хотя бы и я хотела приехать в Москву и вас видеть, но ныне никак невозможно.

105. С письмом вашим монахиня Костромской Епархии, пришедши в нашу обитель сего апреля 5 числа, в Церкви просила меня объясниться в своей нужде, для чего странствует. Я, после мефимонов в гостиной келлии нужду ее выслушал; совет давал ей возвратиться в прежний общежительный монастырь; а с терпением и в других монастырях можно бы жить. Но она отозвалась, что нигде в тамошних монастырях жить не может, а ежели в ваш монастырь принята не будет, то лучше в мир располагается выйти. Я говорил ей, что жизнь человеческая подвержена искушениям, но должно в таковых случаях быть непоколебимой и не малодушествовать, а просить Господа о терпении. Лучше потерпеть в здешней жизни скорбные приключения, нежели в будущей. Грешно и гибельно, начавши жизнь духовную, к плотской возвратиться. И так, когда она уже расположилась к вашей обители быть: и ежели не к тягость вам будет, примите ее и избавьте от вражия искушения, а может Господь подаст исправление: тогда всем будет польза, по слову Господа: «аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши» (Иерем. 15, 19): видно, что сия монахиня не знает, как противоборствовать мыслям, и не слыхала ни от кого, а потому в расстройство и пришла. Даруй, Боже, ей исправление и спокойствие духа.

106. Что же вы изволите упоминать о своих, в жизни спасительной, недостатках, не смущайтесь: сему должно быть по слову Священного Писания: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушене». Но, по слову святого апостола Павла: «Искушение вас не постиже, точию искушение человеческое», то есть от сестер происходящее. Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ, или от человек. Если мысли гневные приразятся, вспомнить надобно слово святого Давида: «Гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся».

107. Без искушения нельзя: Чадо! «Аще приступаешь работать Господеви Богу, управи сердце твое во искушение и потерпи. Вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблю потекут».

108. Во время искушений молитесь: «Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, предвариша мя сети смертныя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах!»

109. Да вот, иногда чего нибудь не достает по своему желанию, так тотчас уныние. «Я роптала на холод». Так слушай: не ты одна роптала, шестьсот тысяч роптали в пустыне, и за то ни один не вошел в обетованную землю.

110. Без искушений нельзя. «Чадо, аще приступаеши работами Господеви Богу, уготовь душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). А какая награда, когда претерпишь искушение! «Вмале наказани бывше, великими благодетельствованы будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их, возсияют: и яко искры по стеблию потекут. Судят языком, и обладают людьми» (Прем 3, 5 8). (Он прочитывал это всегда с особенным одушевлением). Господи, мы поползновенны от юности: Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши.

111. Мы живем не во времена гонений; но нельзя сказать, чтобы и ныне не было гонений: есть гонения от врага, то одно представит, то другое, чтобы привести в уныние, в печаль, отчаяние, чтобы как-нибудь отторгнуть от Бога, представляет, чего совсем не было, увеличивает, из макового зерна делает гору. Терпеть надобно, Господь Бог не оставит.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: