Некоторые размышления о круге

По очень многим причинам символ круга с его центральной точкой образует главный ключ к зодиаку. Круг — лишь одно из сечений шара. Мы уже видели, что происхождение солнца отмечается точкой в пространстве-времени. Пространство — потенциальный шар. Оно скрывает все геометрические свойства шара и числовые свойства нуля. Область внутри шара полна потенциальных точек, которые суть скрытые солнца — то есть солнца в пралае. Периодически каждая точка возникает из пространства, и охватив область солнечной системы, снова погружается в пространство. То, что до возникновения и после погружения — для этой точки пралайа или лайа. Когда же точка возникла или пробудилась, она действует как геометрический центр своего собственного шара пространства. В числовом отношении эта точка — 1. У неё есть периодичность — свой собственный срок. Это понимается как время, тогда как остальная часть шара становится пространством. Таким образом, из возникновения точки получается разделение времени и пространства. Также это называется рождением первого ограниченного сознания, "я есмь" (имени Бога). Круги в различных плоскостях вокруг этой точки образуют шар. Круг на плоскости становится активен на следующем шаге. На этом круге центр соединяется с двумя другими точками, и это есть диаметр. Таким образом, имеет место возникновение прямой — переход от состояния садхья к состоянию сиддха. Затем происходит поворот диаметра. Он вызывает иное положение прямой, и возникают уже две прямые. Когда точка была потенциальной, концы этих прямых отрезков были скрыты в точке, как в бутоне, ведь точка — это бутон круга, а круг — цветок точки. Первый диаметр символически понимается как запад и восток. После того, как вращением он перемещается, получаются два положения диаметра, или, с численной точки зрения, появляются два диаметра, пересекающие друг друга так, что пространство круга делится на четыре равные части. Второе положение диаметра символически известно как север и юг. Так рождается чатурбхуджа (четверорукий), или крест. Это рождение четырёх знаков на окружности. До рождения точки все эти четыре знака были в ней. Даже сегодня Земля, вращаясь вокруг своей оси, имитирует вращение точек, давая четыре кардинальные точки дня — восход, полдень, закат и полночь. Видимые лунные фазы также описывают те же точки, только в лунном месяце — новолуние, вторая четверть, полнолуние и четвёртая четверть. Видимый годичный путь Солнца тоже отмечает те же четыре точки — зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние и осеннее равноденствие. Прецессия равноденствий с изменяющейся скоростью также отмечает эти четыре точки, описывая великий год вокруг эклиптики. Вокруг каждой планеты есть свой собственный круг, или зодиак. И у Солнца есть свой зодиак, который отличается от нашего, земного. Земной зодиак — это кажущийся круг вокруг Земли, отмечающий положения различных звёзд и созвездий. В связи с этим интересно отметить, что каждое планетное тело приняло форму шара, а не какой-нибудь неправильной фигуры. Причина этого в том, что само пространство имеет природу шара и производит только шарообразные формы. Оно скрывает образы и периодически открывает их в материи.

Нынешняя стадия астрологической мудрости отмечает на эклиптике только двенадцать знаков, и мы зовём их зодиаком. Но мудрость риши свидетельствует, что у зодиака есть бесчисленное количество делений, каждое из которых служит своей цели и своему символизму. Например, круг, взятый в целом, служит одним знаком, который они назвали первым именем Бога (Пранава). Круг с диаметром именуется зодиаком двух знаков, круг с крестом даёт зодиак из четырёх знаков и так далее. Мы можем найти зодиак из 360, 720 и даже 1000 знаков. На этих духовных путях деления зодиака мы обнаруживаем, что зодиаки с делением на 1, 10, 100, 1000 и так далее образуют один набор, с делением на 2, 4, 6, 8, 12, 24 и т. д. — другой, а на 3, 6, 9, 27 и т. д. — ещё один. Зодиак же с делением на 5 уникален. Он называется панкти или "зодиаком питри". Также уникален и зодиак с семью равными делениями. Он называется кумара или зодиаком великого ритуала сапта танту. Каждый из них образует отдельный символ, служащий для ученика в качестве посвящения или для особых целей. Они будут по отдельности разобраны позже. Достаточно помнить, что у 360 градусов зодиака вокруг нашей Земли есть свои соответствия в физическом теле и тонких проводниках каждого человека. Также у них есть соответствия и в чакрах или центрах в высших принципах человека. В соответствии с некой высшей логикой, которая объясняется в другом месте (в комментарии к Пурушасукте), видимый, или материальный шар получается из невидимого шара пространства в две стадии: а) он возникает как число "один — ноль", что даёт числовое значение 10; б) видимый шар в сущности лишь одна четверть невидимого. Таким образом, невидимый шар даёт числовое значение 4, которое умножается на 10 на каждом из трёх планов его существования (духовном, ментальном и физическом). Так это физическое явление, как и другие, выражается цифрой 400 (4 * 10 * 10). Одна десятая этого отделяет от целого то, что отведено физическому шару или точке начала, в то время как остальные из 360-ти составляют окружающее пространство.

Вот смысл 360 градусов, окружающих всякую точку. Конечно же, здесь много отсутствующих звеньев, которые надо бы объяснить, но это будет сделано в другом месте.

 

СООТВЕТСТВИЯ

Было уже сказано, что у каждой точки зодиака в теле каждого человека есть свои соответствия. Конечно же, у всякого животного, растения и минерального атома, в их теле или структуре тоже есть все эти соответствия. Они есть не только в физическом облике, но и в тонких проводниках и принципах. Но пока что давайте рассмотрим случай человеческого существа. Во всякой обычной книге по астрологии мы найдём информацию о соответствии частей физического тела знакам зодиака, но это лишь одно из приложений великой истины. Например, Овен управляет головой, Телец — лицом, Близнецы — плечами и голосовыми связками, Рак — лёгкими, Лев — сердцем, Дева — желудком, Весы — поясом возле солнечного сплетения и нижней брюшной полостью, Скорпион — половыми органами, Стрелец — бёдрами, Козерог — коленями, Водолей — икрами, а Рыбы — ступнями. Астрологи пользуются этой информацией, чтобы выявить части тела, на которые влияют положение, аспект, прогрессия, транзит и ежедневный ход знака. Например, когда Юпитер в Овне, голова сформирована хорошо, и т. д. Однако верно это лишь когда человек находится на личностном уровне. Если же он ещё на стадии индивидуализации, на него будет влиять карта домов — в соответствии с символизмом знаков. Например, асцендент будет означать голову, второй дом — лицо, третий — плечи и так далее. И для человека, ещё не дошедшего в своей эволюции до личностного уровня, Юпитер в первом доме при рождении даст хорошо выглядящую и здоровую голову. Это выявление членов физического тела по знакам и домам в духовной астрологии имеет более высокую цель. Если такой человек будет медитировать на символах зодиакальных домов в соответствующих частях своего тела, то его клетки, нервные центры и железы будут стимулироваться таким образом, что он скоро достигнет уровня личности. А если он будет медитировать на символизме планет, находившихся в этих домах при рождении, его прогресс будет ещё быстрее. Ему ещё больше поможет, если он сосредоточится на домах именно тогда, когда через них проходят планеты. Время, когда его натальный дом пересекает ежедневный меридиан, для такой медитации наиболее благоприятно. Если он свяжет себя с людьми, асцендент которых совпадает с этим домом в его гороскопе, это поможет ему ещё больше. То же самое верно и для знаков зодиака, когда человек уже на уровне личности. С момента пробуждения в нём сознания души он начинает жить в групповом сознании, в прямом контакте с теми, кто находится на том же уровне. На этой стадии ему следует сосредоточить свою духовную деятельность исключительно на знаке своего асцендента. Затем, однако, ему нужно определить, как его части тела соответствуют знакам, начиная с его асцендента, в обратном порядке. Например, асцендент означает голову, двенадцатый дом — лицо и т. д. К этому моменту ученик получает третье посвящение. Он живёт в единении во всех сердцах его соучеников, и все опыты целой группы учеников после сложения распределяются поровну. На этой стадии ему совершенно необходима тесная связь с одним из семи ашрамов, его гуру и группой учеников. На этой стадии во всех потенциях индивидуальности происходит "поворот вокруг оси от горизонтальной к вертикальной плоскости". Он живёт в своих центрах аджня и вишуддха. Это обращение позволяет ему расположить свою голову в десятом доме. Его сознание "умирает в первом доме и снова рождается в десятом". Это один из ключей к чтению Бхагавата Пураны (книги из двенадцати разделов), где смерть Господа описывается в первой книге, а рождение — в десятой. По брахма данде (позвоночнику) ученика весь зодиак вертикально складывается пополам. Ему следует поместить десятый дом там, где голова, а четвёртый — где ноги. Дома от десятого до четвёртого показывают его нисходящий путь (ида), а с четвёртого до десятого — восходящий путь (пингала). Исходя из такого типа медитации он размещает двенадцать домов парами так, чтобы его отрицательные и положительные потенции совпадали, нейтрализуя друг друга. Многое из этих полярных противоположностей нейтрализуются через деятельность его шести чакр на эфирном и астральном планах. Когда это сделано, его гуру позволяет ему повторить тот же процесс со знаками зодиака. Весеннее равноденствие помещается в голове, а осеннее — в основании позвоночника (муладхара). Шесть пар знаков совпадают с шестью чакрами. Телец и Рыбы помещаются в шишковидной железе и гипофизе. Близнецы и Водолей — в голосовых связках и относятся к речи. Рак и Козерог помещаются в анахате и относятся к дыханию и кровообращению. Лев и Стрелец помещаются в селезёночном центре (свадхиштхана). Дева и Скорпион — в центрах пищеварения и половых органов (манипурака). Здесь допущено незначительное отклонение от традиционного йогического и астрологического символизма, передающее всю истину.

Следующий шаг предполагает процесс творения через прану. К этому времени ученик уже прошёл материальную оболочку (аннамайа), которая включает его физический, эфирный и астральный уровни. С этих пор он овладевает жизненным телом (пранамайа), включающем астральный* принцип, принцип желаний и ментальный. Здесь в направлении праны важную роль играют элементы воздуха и воды (дыхание и кровообращение). (Здесь читатель должен понимать, что мы имеем дело с семью подразделениями семи главных делений в человеческих проводниках и их взаимодействием). На этой стадии ученику следует медитировать на том, что он выполняет роль года. Его выдох — это летнее солнцестояние, а вдох — зимнее. Средняя точка его выдоха будет весенним равноденствием, а средняя точка вдоха — осенним. Он должен вдыхать медленно, не производя никаких звуков. Наполовину наполнив свои лёгкие, следует остановиться и медитировать на центральном вертикальном канале позвоночного столба. Рано или поздно в этом процессе будет достигнуто равновесие. Дыхание управляется высшим сознанием, действующим между сердечным центром и аджней через вишуддхи. Все жизненные импульсы человека вливаются в единый Жизненный Импульс, групповую прану уровня души. С этой точки развития ученик начинает работать через планетарные принципы. Человек живёт на планетарном уровне через планетарные принципы группы. Его гуру контролирует всё планетарное поведение и реакции души. Это становится возможным, потому что у гуру и шишьи тогда уже нет личностей.

__________
* Астральный принцип тут упомянут в связи с двумя телами ввиду широкого применения этого термина — в предыдущем предложении это слово употреблено скорее в том смысле, в каком оно использовалось в самой ранней теософической литературе, означая то, что впоследствии было названо эфирным двойником, а в данном предложении — как принцип, связанный с желаниями, то есть в соответствии с более поздней литературой — прим. пер.

К этому моменту читатель уже может понять, что процесс выявления соответствий между знаками зодиака и частями и силами его собственных проводников имеет более глубокое значение, чем полагает традиционный астролог. Эта медитация на соответствиях называется ньяса видья. Она работает как священнодействие, поднимая тело на уровень Его тела. До сих пор человек верит, что он сам владелец своего тела, но теперь он осознаёт, что он лишь управляющий вверенной ему собственностью. Все звёзды на небе (являющиеся лишь многочисленными солнечными системами на разных стадиях эволюции), которые соответствуют в это время знакам зодиака, будут стимулировать части его тела и их начала. Они работают в единстве, сотрудничая с усилиями человека, и вносят вклад в его успех. Они — его помощники в космической работе. Этим он приобретает господство над элементами и сотрудничает, в свою очередь, с высшими силами, разделяя их бремя по поднятию своих собратьев на этой планете. Среди звёзд и созвездий, работающих в этом плане, особая роль отводится тем звёздам, которые больше продвинулись, чем Солнце нашей солнечной системы. Семь звёзд Большой Медведицы и семь звёзд, образующие скопление Плеяды имеют к этому особое отношение. По этой причине звёзды Большой Медведицы именуются Семью Великими Риши, а Плеяды — Семью Матерями, кормящими новорождённого кумару, девственника, своим грудным молоком (светом видимым и невидимым). Звёзды, образующие двух великих Рыб и именуемые дзэта Рыб, также имеют большое отношение к его прогрессу. Они называются "волхвами, пришедшими увидеть новорождённого будущего Спасителя мира и его искупителя". По той же причине рыба называется возобновителем вневременной мудрости. Согласно соответствиям, между центрами аджня и вишуддхи человека и четырьмя созвездиями от Близнецов до Рыб существует более глубокий символизм. Две голосовые связки находят свои соответствия в двух великих звёздах, находящихся в созвездии Близнецов. Они образуют два столпа при входе в тот храм, где находится слово. Храм и слово — это первая пара, изрекающий и речь. Этот бог слова именуется первым гермафродитом (Ардханаришвара). Вот почему в восточной мудрости символом знака Близнецов являются мужчина и женщина, а не просто близнецы. Проявление этого двойственного божества на физическом плане в виде голосовых связок символизируется парой жерновов, которые производят муку, требуемую для приготовления колобка для жертвоприношения. Эти две колонны утверждают непроявленное слово в силе жизненного импульса. Следуя от Тельца к Близнецам по пути равноденствий, мы встретим очень яркую звезду, одну из Плеяд. Это Альдебаран, или глаз быка. Когда мы поместим на своё место также и Рыб, а место это чуть выше центра аджня, то найдём звено, соединяющее шишковидную железу с гипофизом. Связь эта выстраивается учеником в качестве высшего моста. В Ведах это место также называется местом рождения Индры (Индра йони). Две рыбы служат двумя милостивыми глазами возвышенной матери-природы (Минакши). Этот высший мост служит третьим глазом. Лишь через этот третий глаз и точку "между рогами быка" можно увидеть владыку храма. Для храмов, посвящённых двойному символу Шивы (лингаму) и построенных специально для этого, существует правило, что Господь должен быть виден только через рога быка, помещённого снаружи. Затем для владыки наступает необходимость создать в своём ученике кумару. Двигаясь путём равноденствий от Тельца к Овну, мы встретим владыку огненных врат (Вирабхадру), который наносит знак наказания — перерезает горло. Здесь голова бога года отрезается и заменяется головой барана. Всё это вместе взятое образует глубокий символизм, постижение которого пока что оставляется на интуицию читателя. Особенно полезно ему будет прочитать эти истории целиком, в Пуранах, и попытаться найти соответствия в себе.

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

В наш век имеет место непрекращающаяся дискуссия о том, где же в годовом движении Солнца истинное начало и конец зодиака. Сомнения по этому вопросу пока что не рассеялись, и они не исчезнут, пока кали-юга одною из своих функций, периодичностью, не позволит истине выйти наружу с уровня души риши нашего времени. Многие астрологи предлагали различные начальные точки зодиака. Общепризнанным началом зодиака считается Овен. Это верно для всех экзотерических школ мира. Но есть и некоторые другие школы, которые для своих священных целей следуют иным знакам зодиака в качестве начальных. Давайте пока что примем в качестве первого знака Овна, поскольку он отмечает годовой меридиан, или экзальтацию транзитного Солнца. Даже о положении первой точки Овна идут споры. Многие астрологи помещают её в точке весеннего равноденствия — где-то около 21 марта по современному календарю, когда кажется, что Солнце пересекает экватор в направлении с юга на север. Если мы возьмём эту точку пересечения эклиптики, она отметит начало Овна для данного года. Благодаря одному странному явлению, эта точка пересечения год за годом постоянно отодвигается назад. Сдвиг этот называется прецессией равноденствий, и скорость его — один градус за 72 года и 6 месяцев (солнечных). Однако, скорость эта неравномерна — она варьируется в соответствии со скоростью Земли, с которой она описывает свой путь вокруг Солнца. Например, видимое движение Солнца возле солнцестояний быстрее, а возле равноденствий — медленнее. Это даёт символ, позволяющий убедиться в изменении скорости прецессии равноденствий. Весеннее равноденствие в своей прецессии откатывается назад, давая в каждом из 30 градусов своего движения различные эффекты. Когда оно проходит 360 градусов, такой период называется Великим Годом, который образует основу всех вычислений древних писаний мира. Архитектура храмов различных мировых религий создана в соответствии с этим планом Великого Года. Пирамиды и детали их конструкции также удивительно сонастроены с ним — не только в форме и измерениях, но и в положении на земном шаре. Эффекты, оказываемые прецессией на Землю, отмечаются двенадцатью знаками и их символами вдоль экватора (а не эклиптики). Экватор — это не просто условное разделение, созданное людьми для удобства изучения карты мира, а пояс, образующий центр всех магнитных, электрических, жизненных, ментальных, буддхических, эфирных и астральных потоков, ответственных за существование материальной Земли, которая плывёт в равновесии по океану невидимых потоков. Экватор, полюса, огромные океаны и выдающиеся горные системы требуют изучения более чем географического, исторического, коммерческого, биологического и физического. Все тайны высших планов, касающиеся Земли, скрыты в упомянутых вещах великими разумами, живущими над этими регионами. Это будет подробно объяснено позже в нашей книге "Сокровища науки". А покамест давайте ограничимся действием равноденствий и зодиака. Эффекты Великого Года имеют свои соответствия во временах нашего солнечного года. Солнечный год открывает эзотеристу все подробности б`ольших циклов времени на фоне пространства.

Это ведёт нас к другому замечательному явлению в астрологии. Если зодиак начинается с первой точки Овна, соответствующей весеннему равноденствию данного года, а равноденствие отступает по экватору, то пространство вокруг экватора не будет занято тем же знаком на протяжении веков. Все звёзды, находящиеся выше какого-либо конкретного знака, имеют на этот знак таинственное влияние, поскольку его временные управители не выдерживают постоянного угла с этим знаком. Каждый знак постепенно выходит из-под влияния одних звёзд и попадает под влияние других, что вызывает постоянные изменения в природе всех знаков зодиака. В этом есть элемент тайны, и это такой феномен, что превышает понимание человека. По этой причине в абсолютном смысле и нет фиксированной точки начала зодиака. Точно так же, как началом конкретного дня является именно восход, всякое начало зодиака имеет лишь относительную ценность.

У этого явления есть и ещё один аспект. По мере того, как благодаря прецессии равноденствий скопления звёзд сдвигаются, их облики, видимые с разных точек Земли, также изменяются с углом зрения. В силу этого, а также в силу общего смещения Земли в пространстве из-за обращения нашего Солнца вокруг большего солнца, облики, получаемые Землёй от сочетаний окружающих её звёзд, будут постоянно изменяться, вызывая изменения и в облике существ, живущих на этой Земле. Через эоны времени растения, животные, равно как и природа минералов этой Земли претерпят многие изменения. Изменятся черты рас людей, их рост, строение черепа и т. д. Всё это почти уже подтверждено наблюдениями современной науки, но причины ещё не соотнесены со следствиями. Теперь мы можем вполне понять, что изучение всего символизма и значения пояса зодиака откроет не только истории индивидуальностей, стран и наций, но также и историю подрас, коренных рас и геологические и археологические сокровища этой Земли. Истории юг, махаюг, кальп и манвантар были с большим искусством написаны и воспеты великими риши, составившими эпосы и писания разных рас человечества, лишь при помощи знания тайной мудрости зодиака и равноденствий.

Есть некоторые астрологи, которые утверждают, что у зодиака должно быть на звёздном небе фиксированное начало. Они учитывают лишь неподвижные звёзды вокруг экватора и выявляют конкретную звезду, от которой они будут отсчитывать свои двенадцать знаков и вести свои расчёты. Почему же именно эта конкретная звезда становится началом года, они не могут удовлетворительно ответить. Сама система, конечно же, верна, но её основа — вне досягаемости ортодоксальных астрологов, которые её отстаивают. По этой самой причине, а также потому, что у них нет истинных ключей к этой системе, о точке начала идут споры. И в то время как постведическая астрологическая мудрость Индии утверждает, что начало Овна — это Ашвани, Веды говорят, что это Криттика. Но пока не будет дано истинное определение обоих, нельзя определить и начало. Эти термины, Ашвани и Криттика, — это накшатры, являющиеся составными частями небосвода вокруг нашей Земли. Мы решим проблемы этой ветви астрологии несколько позже. Даже среди тех, кто считает, что Овен начинается с Ашвани, есть расхождение не менее чем в восемь градусов зодиака. Эта разница не только создаёт практические трудности для духовного астролога, но также доказывает сомнительность последователей этой системы. Каждое светило какой-либо из школ мысли нагромождает кучу книг, написанных его предшественниками, и старается отстаивать собственные взгляды, вместо того, чтобы постараться выявить крупицы истины на самом божественно сотворённом небесном своде.

Может быть, в абсолютном смысле и нет первой точки? Этот вопрос вечно гложет ум всякого искателя истины. Может быть, нет в абсолютном смысле начала этому творению? И ответ будет таков: "А разве есть начало у окружности?". И ответ этот разъясняет ещё больше! Если мы отметим некоторую точку, она станет началом нашего понимания. Есть много начал и много концов. Каждая точка сама по себе — и начало, и конец, и отмечает свой собственный цикл. И нам остаётся оставить круги, отмеченные человеком, или не обращать на них внимания, и постараться отыскать те, что отмечены Творцом и явлены человеку в форме тех или иных явлений. Два равноденствия и два солнцестояния образуют в году четыре типа начал. У древних риши для разных целей имелось четыре начала года.

Если мы исследуем эту проблему, будучи более верны интуитивной логике, то нам откроется и ещё один секрет. Всякое соединение двух и более планет в любом месте зодиака даёт отдельное начало зодиака, которое содержит всю последовательность тех событий, что вызываются влиянием этого соединения, подвергаются его действию или находят в нём свою кульминацию. Соединение, дающее начало последовательности событий, действует для неё как первая точка Овна. Видимое соединение земли и неба в момент и в месте нашего рождения образует нашу первую точку Овна или наш асцендент. Последовательность событий, вызванных тем или иным соединением, длится, пока не произойдёт другое такое соединение. Фактически, следующее соединение — тоже результат хода предыдущего, а потому всё творение — это лишь прогрессия первой точки во времени и пространстве, которая и является по отношению к нему истинным Овном. Точка соединения двух или более планет служит локальным Овном для соответствующей последовательности событий вдоль кольца эклиптики. Начало нынешней кали-юги даёт нам фиксированную точку Овна, значение которой составляет 32 с небольшим градуса от современного весеннего равноденствия. Это значит, что именно настолько сдвинулось равноденствие из-за прецессии с начала кали-юги. Этот Овен кали-юги, если мы его так назовём, действует до конца нынешней юги, а прецессия равноденствий от этой точки даёт значение аянамши для субпериодов этой эпохи. Внутри кали-юги прецессия и великий год отмечают несколько меньших периодов, а через 30 градусов прецессия отмечает дальнейшие деления этих субпериодов на 12 частей. Планетарные циклы, которые идут в направлении, противоположном равноденствиям, дадут дальнейшие подразделения каждого из таких периодов и т. д.

Символическое путешествие весеннего равноденствия от начала зодиака кали-юги (истинного зодиака нираяна) через двенадцать знаков против часовой стрелки сообщает эпохе характеристику того знака, через который оно проходит. Например, сейчас относительно зодиака кали-юги весеннее равноденствие вступило в знак Водолея. Истинным астрологам нашего времени очень хорошо известны мировые события, которые окрасил этот знак. Эпоху Водолея называют веком эфира и пространства. Ключ к этому — в том, что Водолей принадлежит к воздушному треугольнику знаков, являя из трёх самый возвышенный принцип воздуха. Наш век пространства и эфира открывает врата между пространством этого конкретного пространственного шара и атомом на его сотворённой стадии. Он подошёл уже к той точке развития новейших научных теорий, когда приходят к мнению, что атом возник из пространства.

Мы можем понять всё о начале и завершении зодиака, если будем помнить, что символизм зодиака основан на законе периодичности. Закон этот слишком прост, чтобы его игнорировать. Каждая точка на круге есть начало и конец. Каждое явление в этом творении — это начало своего будущего и конец своего прошлого. И всё творение — это периодичность, имеющая на фоне вечности начало и конец. Если мы приложим эти идеи к зодиаку, то очень легко поймём истину, стоящую за его началом и концом.

Когда Веды говорят о Криттике как о начале, здесь имеется в виду иная периодичность всего зодиака. Когда весеннее равноденствие вступает в созвездие Плеяд, это и есть истинное начало великого года, и когда бы оно ни совпало с первой звездой Плеяд, это начало перестройки мудрости мира в б`ольших циклах. Начиная с этой точки Веда делит весь звёздный путь на 30 равных частей, а затем даёт полное его чтение в форме пророчеств и полного описания следствий прецессии на всех этих 30 делениях по 12 градусов каждое. Пророчества эти даны в форме 30 наборов космических ритуалов, которые образуют колесо, именуемое джйотиштома. История рождения кумары, выкормленного семью матерями (звёздами Плеяд), содержит ключи к чтению эффекта прохождения равноденствия через Плеяды.

 

ЧЕРЕПАХА КАК СИМВОЛ

Набор из двенадцати знаков, начинающийся от весеннего равноденствия именуется годовым, или тропическим зодиаком. Его можно понять лишь в свете стоящих за ним созвездий. Фактически, 12 знаков тропического зодиака можно сравнить с двенадцатью стёклами в двенадцати окнах, окружающих экватор, а созвездия — с видом за окнами. Каждое окно даёт определённый угол обозрения пейзажа. Свойства зодиака и его сезонные эффекты подчинены видимому символу, пейзажу. Созвездия, влияющие на зодиак, — это лишь часть звёзд окружающего нас пространства. Получив об этом определённое представление, нам следует изучить те звёзды, что не попадают в область видимости пояса пространства, окружающего зодиак. Пояс этот делит видимый небосвод вокруг земли на два полушария, северное и южное. Под этим мы подразумеваем совокупности звёзд, принимающие вид двух зонтов — один вокруг северного, а другой — вокруг южного полюса. Изучение столь многих звёзд в полушарии, сколько возможно, позволяет нам промерить глубины универсальных символов. В Пуранах северное полушарие пространства вместе со своими звёздами и образуемыми ими фигурами описывается как спина великой черепахи. Вся эта часть подразделяется на спину, голову, хвост и четыре ноги черепахи. При помощи такого деления становится возможным выявление тех звёзд, тех великолепных солнц со своими солнечными системами, что оказывают влияние на различные регионы физической Земли и разные силы её тонких проводников. Фактически, эти звёзды оказывают различные типы магнетических и электрических влияний на Землю, эффектом же действия Солнца является магнетизм, полярность, а также жизненная, умственная и духовная деятельность этого земного шара. Из этих звёзд для следующих можно найти подробные описания эффектов их действия — это семь риши Большой Медведицы, Плеяды, а также некоторые иные огромные солнца, именуемые Брахма, Праджапати, Твашта и т. д. Бхагавата Пурана содержит полный ключ к их эффектам в описанной там Шимшумара Чакре.*

__________
* См. пятую книгу Бхагавата Пураны — прим. пер.

История Дхрувы, отец и две матери которого расположены в трёх других солнечных системах, открывает тайны Полярной Звезды. Символизм великих змей Васуки и Шеша открывает ключи к действию большого созвездия Дракона с его многими звёздами. Это созвездие отвечает за равновесие всех солнечных систем в этом шаре пространства. Вот почему Шеша описывается, как несущиий на плечах всё бремя материального мира (солнечных систем на земном плане). Точно так же, как у нашей Земли есть ось вращения, соединяющая северный и южный полюса, есть такая б`ольшая ось и у видимого шара пространства. Она называется позвоночным столбом того великого существа, которое населяет весь этот пространственный шар. Созвездие Дракона, отождествляемое с кундалини этого столба, мыслится, как свёрнутая змея. Стоящая за этим истина состоит в том, что великая протяжённость этого пространственного шара есть свёрнутый в спираль принцип, который вечно разворачивается и проявляется на протяжении эонов времени в различные явления. Об этой змее говорят, что она находится на поверхности Великого Молочного Океана (Кширасагара), который представлен Млечным Путём. Млечный Путь — это огромный океан солнц на разных стадиях формирования, начиная прямо от стадии света, выпахтанного вихрем силы из фона темноты. Этот свет распределяется в звёздную материю, которая образует астральное тело космического яйца. На следующей стадии — это звёздная пыль, а затем — волна солнечных систем в стадии образования. История "пахтания океана" скрывает в себе множество явлений. Аллегория состоит в том, что великий Господь абсолютного в фазе своего проникновения в вездесущность (Вишну) принимает вид черепахи, и тем помогает пахтать океан дэвам и данавам, находящимся на разных концах великой змеи Васуки, и она намекает на подробности происхождения и формирования солнечных систем этого шара пространства. Все истории о змеях, имеющиеся в Ведах и Махабхарате, мистическим языком описывают различные стадии образования разных скоплений солнечных систем. Бхригу — это один их семи цветов космического света, эманирующего из темноты с уровней, находящихся за пределами физического существования. Соотношение между потомками Бхригу и семейством змей, и, наконец, история Сарпа Яги образуют основной ключ к космологической мудрости. История собаки в Ведах, а также в начале и в конце Махабхараты открывает тайны великого солнца, называемого нами Пёсьей Звездой. А рассказ о Раме, потомке Бхригу, уничтожившем радж своим оружием, парашу,* сообщает следующий ключ — что "7 * 3 = 21" — это формула, содержащая принципы и периоды космических разумов, проявляющихся в виде солнечных систем.

__________
* Боевой топор — прим. пер.

Здесь нам следует соотнести некоторые представления о планетных принципах с теми различиями, что существуют между ортодоксальной и духовной школами астрологической мысли. Ортодоксальная астрология имеет немного общего с астрологией школы мудрости. Традиционные и ортодоксальные исследователи Вед отрицают, что существует такая вещь, как ведическая астрология, но истинный ученик, изучающий Веды, у стоп своего гуру настроивший свои внутренние органы чувств в тон интуиции, знает, каким образом в Ведах, Брахманах, Итихасах и Пуранах скрыта астрология школы мудрости. Тем не менее, мы не будем отметать популярную ветвь астрологии и её скелет — астрономию. Подобно скелетам и физическим телам людей материального плана жизни, они содержат всё то, чего хочется среднему человеку, и скрывают истинное содержание, которое открывается только ищущим его.

Как непосвящённый не откликается на эффекты своих чакр и некоторых желёз, так и минуют его и высшие планетные выражения и мистерии зодиака, стоящие выше уровня физического Солнца, Луны и других планетных тел. Подобно этому, он слеп и глух к свету и музыке планет высших октав. Потому великие риши, такие как Парашара, Джаймини и Варахамихира, отделили часть астрологии, которая требуется среднему человеку, от большей и высшей её части. Лишь в некоторых местах дали они намёк на истинный путь. Подлинный путь они припасли для тех, кто воспринял намёки. Парашара и Ведавьяса передали всю мудрость светил в форме простых историй Пуран. Истории ману, семи океанов, семи островов, семи узлов, семи космических и солнечных дыханий (Марут), истории Шивы, Вишну, Брахмы, Твашты, Праджапати, Агни и т. д. содержат тайны истинной астрологической мудрости Вед. Истории планет и их лок, а также последовательность их планетарных планов заставят среднего человека смеяться над ними, поскольку покажутся ему немыслимыми как не соответствующие известному ему порядку расположения планет нашей Солнечной Системы вокруг Солнца — будь то в направлении от Солнца к периферии или наоборот. Но расстояния до планет, приведённые в Пуранах, измерены не от Земли, но от центра нашего шара пространства. Пураны говорят о бесчисленном количестве таких шаров, содержащих бесконечное число физических солнц — возникающих и погружающихся в пространство. Они сравнивают эти шары с плодами баньяна, а солнца в каждом из них — с семечками плода. А для целей высших расчётов и практических оккультных намёков они сравнивают их также с яйцеклетками в великой эфирной матке матери-природы, Мулапракрити.

Пураническая астрология также намекает на то, что элонгации Луны (тиддхи) и приливные возмущения на нашей Земле — это лишь краткое изложение лунной родословной, в которой ману и манвантары следуют тому же порядку, что и те, которые связаны с элонгациями Луны. Они действуют на циклический круг творения таким же образом, только через совсем другие периоды времени. Такое представление может навести на мысль о существовании высшего лунного божества, известного мудрецам под именем Сома. Это божество изменяет полярность солнечных лучей так, что они становятся лунными (в масштабе юги это делается через Уран, а в масштабе манвантары — через ещё более высокую планету Твашта). Солнечный луч — это положительный, или передающий полюс электрической батареи вселенной, а лунный луч — отрицательный, или принимающий полюс. Солнечный луч является мужским — в том смысле, что он творческий и самопроявленный изнутри. Лунный же луч женский — в том смысле, что он служит воспроизведению и даёт духу солнечного луча "проклюнуться" в материальное состояние духа через отражение на предметном плане. Таким образом, лунный луч является принципом души между принципами духа и материи. По своей природе это принцип отражающий, как и наша Луна, отражающая солнечные лучи на Землю. Лунный луч сохраняет образы предыдущего круга и так позволяет вспомнить их. Нынешняя материя, которой придан облик согласно прошлому, должна снова сыграть свою роль в драме всей этой эволюции.

Суммируя это в нескольких словах, получим:

1. Есть три принципа, управляющие творением: солнечный, лунный и материальный. Они осаждаются на солнечный, лунный и земной планы как ткани планет и планетные тела. Их отражения или следствия — это солнце, луна и асцендент индивидуального гороскопа.

2. По мере своего прогресса эти принципы служат в качестве духа, души и тела космического человека, а также и человека индивидуального.

3. Непрестанно двигаясь по поверхности пространства-времени, эти принципы образуют между собой различные углы, проявляясь как манвантары в космическом масштабе, элонгации — в земном, и настроения — в индивидуальном.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: